Ренессанс Веры

Фест Клавдий “Клод” Маккей (1889 – 1948)

Ямайский писатель и поэт, яркий участник Гарлемского Возрождения.

Гарлемский Ренессанс – интеллектуальное, социальное и творческое движение, начавшееся в Гарлеме, Нью-Йорк, и очень влиятельное в 1920-е годы. Альтернативное название – “Новое Негритянское движение”. Это движение проявлялось, в частности, в создании новых, авангардного стиля, произведений искусства и охватывало прежде всего городские районы на Северо-Востоке и Среднем Западе Соединенных Штатов. Хотя он был сосредоточен в Гарлемском районе Манхэттена в Нью-Йорке, многие франкоязычные черные писатели из африканских и Карибских колоний, которые жили в Париже, также находились под влиянием Гарлемского Возрождения.

Гарлемский Ренессанс охватывает период примерно с 1918 года до середины 1930-х годов, но многие из его идей жили гораздо дольше. Вершина этого “расцвета негритянской литературы” приходится на период между 1924 и 1929 годами.

Клод Маккей родился 15 сентября 1889 года (Нейрн-Кастл, приход Кларендон, Ямайка). Сын зажиточных фермеров, отец — из народа ашанти, мать — из малагасийцев. С семи лет жил у старшего брата, школьного учителя, и воспитывался им. Начал писать стихи в десятилетнем возрасте. Дебютный сборник его стихов (1912) стал первой книгой на ямайском патуа. В том же году Маккей переехал в США, где столкнулся с проблемами расовой дискриминации.

Начинается его увлечение чёрными радикальными и левыми учениями.

В 1919 переехал в Лондон, где прожил до 1921. Печатает стихи в еженедельнике Cambridge Magazine. Его первые литературные опыты и активное участие в общественной и политической жизни делают его популярным.

Его поэтический сборник 1922 года “Тени Гарлема” стал одной из первых книг, опубликованных в эпоху Гарлемского Возрождения.

Его приглашают в Советскую Россию. В ноябре 1922 года он отправился с Максом Истманом в Россию для участия в четвертом съезде коммунистического Интернационала в Петрограде и в Москве. Он позже рассказал об этой поездке в книге “Волшебное странствие”. Маккей профинансировал свою поездку в Россию, продавая сборник стихов “Тени Гарлема” в комплекте с подписанной фотографией.

В России его ожидал восторженный приём. Его чествовали как звезду мирового масштаба.

Он встречался с Троцким, Зиновьевым, Бухариным, Радеком. Также с Николаем Чуковским.

Маккей сочувствовал коммунизму долгие годы, но, тем не менее, утверждал, что никогда не был членом Коммунистической партии США. Некоторые исследователи оспаривают это утверждение, отмечая его тесные связи с активными членами КПА, его участие в коммунистических мероприятиях и положительные отзывы о путешествии по СССР.

Так или иначе, но он со временем разочаровался в коммунизме, и с середины 1930-х годов стал отзываться об этом учении негативно.

Клод Маккей написал четыре романа: “Дом Гарлема” (1928 – бестселлер, получивший золотую премию Хармона по литературе), “Банджо” (1929), “Банановое дно” (1933), а в 1941 году он закончил рукопись под названием “Милашка с большими зубами: роман о любовной связи коммунистов и бедной паршивой овцы Гарлема”, которая оставалась неопубликованной вплоть до 2017 года. Маккей также является автором сборников стихов, сборника рассказов Gingertown (1932), двух автобиографических книг – “Далёкая дорога от дома” (1937), “Мои зелёные холмы Ямайки” (опубликовано посмертно) и научно-популярного социально-исторического трактата под названием “Harlem: Negro Metropolis” (1940). Его “Избранные стихи” были опубликованы посмертно в 1953 году.

В 1930—1933 Маккей жил в Марокко. В 1940 он стал гражданином США.

В 1943 году из-за проблем со здоровьем он попадает в больницу католической общины “Дом Дружбы” в Гарлеме.

В 1944 он окончательно порывает с социалистическими идеями и принимает католичество.

До сих пор исследователи спорят о его внезапном обращении. Кто-то считает этот переход результатом тяжёлой жизни и проблем со здоровьем, кто-то, наоборот, убеждён, что обращение в христианство стало закономерным итогом многолетних духовных поисков поэта.

Ещё до своего обращения в веру он писал давнему другу и наставнику Максу Истману: “я много читаю, исследуя прежде всего материалы о католической работе среди негров – поскольку, если я делаю какой-то шаг, то хочу быть интеллектуально честным и предельно искренним”.

Пять месяцев спустя после крещения он писал Истману, уверяя: “я такой же борец, как и прежде, только теперь я борец за веру”.

Последние годы он прожил в Чикаго, работая в католической молодежной организации.

Умер от инфаркта 22 мая 1948 года.

В 1977 году правительство Ямайки объявило Клода Маккея национальным поэтом и посмертно наградило его орденом Ямайки за вклад в литературу.

В 2002 году Маккей был внесён в список ста величайших афроамериканцев.

Его творчество повлияло на последующее поколение черных авторов, включая Джеймса Болдуина и Ричарда Райта.

“Если человек не верен себе, он не может быть верен ничему”.

Крещение
Позвольте в ад сойти мне одному,
Останьтесь там, где нет и тени ада.
Шагну нагим – так правильно, так надо –
В горящую и роковую тьму.

Не задрожу я, страхом побеждён,
Не пропаду в горниле преисподней –
Я встречу свой удел, дыша свободней,
И облекая в слово каждый стон.

И печи искры-стрелы разметали,
Дракон без слов приветствует меня.
Сильней, чем страх, мои надежды стали,
Теперь я сам – подобие огня.

Вернусь в ваш мир, что соткан из печали, —
И твёрже дух, и тело, как броня!

Поэтические переводы автора