Лидия Янковская: “Не терпится показать русские оперы!”

Интервью музыкального руководителя Чикагского оперного театра

Лидия Янковская
Лидия Янковская

С сезона 2018-19 годов музыкальным руководителем Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ) станет дирижер Лидия Янковская – единственная женщина – музыкальный руководитель американского оперного театра с мультимиллионным бюджетом. В эксклюзивном интервью вашему корреспонденту наша соотечественница рассказывает о работе с симфоническими и оперными оркестрами, а также о том, почему в будущем году она переезжает в Чикаго. Беседа с Лидией началась с моих поздравлений.

— Какова была ваша первая реакция на предложение возглавить ЧОТ?
— Бесконечная радость. Если бы я могла для себя придумать идеальную позицию, я бы придумала именно эту. ЧОТ во всех отношениях прекрасно подходит к тому, что меня интересует, а именно – современные, необычные и редкие оперные произведения. Этот театр дает мне огромные возможности. Я дирижирую по всей стране, а вот как раз в Чикаго еще не было возможности поработать. С нетерпением жду этого!

— То есть над ответом долго не думали?
— Нет, тут же согласилась.

— О вас очень лестно отозвался Генри Фогель, а он – величина очень большая. Бывший президент Чикагского симфонического оркестра и нынешний Председатель совета директоров ЧОТ. Предложение исходило от него?
— Частично. Я очень много работаю по всей Америке. Многие меня знают, и многие рекомендовали меня на эту позицию.

— Вы наверняка знаете историю ЧОТ. Долгие годы руководителем театра был Брайан Дики, и это были годы его расцвета. Последние годы театр переживает не лучшие времена. Руководитель Андреаш Митишек не смог привлечь в театр нового зрителя. Наоборот, в театр перестали ходить даже его верные сторонники. В данной ситуации понадобятся какие-то радикальные реформы. Вы готовы предложить их зрителю?
— Я готова предложить зрителю замечательные оперы, которые еще не показывались в Чикаго. Их очень много, особенно из русского репертуара. Я знаю, что недавно в Лирик-опере ставили “Евгения Онегина”, до этого был “Борис Годунов”. Но русский репертуар настолько богатый, так много потрясающих опер. У одного Римского-Корсакова их больше дюжины… Я очень много дирижирую русскими операми. Недавно в Бостоне ставила “Демона” Рубинштейна, которого здесь никогда и никто не показывал. Пять лет назад у меня была первая постановка “Снегурочки” в Америке на русском языке. Когда-то эту оперу Римского-Корсакова ставили в Америке на французском языке, но на русском – до этого никогда. У меня была первая постановка в Бостоне “Алеко” Рахманинова. Это просто примеры потрясающих опер, которых здесь никто не слышал. Мне не терпится показать русские оперы в Чикаго! Конечно, ничего не могу обещать. Может быть, это случится не в мой первый сезон, но мы постепенно собираемся менять репертуар, и в будущем я очень надеюсь познакомить чикагского зрителя с русской оперой.

“Дирижирование – мое призвание”

— Расскажите, пожалуйста, о вашем детстве. Откуда у вас появился интерес к музыке?
— Я родилась в Санкт-Петербурге в семье инженеров. Мама обожает музыку. Она училась в музыкальной школе, играет на фортепиано, поет. Ее отец – мой дедушка – был ученым, пел в спектаклях любительского оперного театра. Меня с раннего детства водили на концерты и оперные выступления. Я очень хорошо помню, как в года четыре мы пошли на “Любовь к трем апельсинам” Прокофьева в Мариинский театр. Это было для меня одним из самых ранних оперных впечатлений. Я помню, как смотрела и слушала эту потрясающую оперу, восхищалась экзотическими костюмами… Я стала заниматься музыкой в раннем возрасте. Очень интенсивная была программа: с четырех лет пела в Санкт-Петербургском детском хоре радио и телевидения, играла на фортепиано… Мы переехали в Америку в 1995 году, когда мне было девять лет. Поселились в городе Олбани (столица штата Нью-Йорк). Я занималась скрипкой, вокалом, но главным инструментом было фортепиано. Всю мою американскую жизнь у меня были русские педагоги. Сначала – русская учительница, потом пианисты Владимир Плешаков и его жена Елена Винтер. Я занималась каждую неделю по часу с каждым. У Владимира Плешакова очень интересная биография. Родился в России, вырос в русской культуре и русской музыке в… Китае и Австралии, потом приехал в Америку. Идеально говорит по-русски. Учась в школе, я выиграла Фортепианный конкурс. Играла Концерт Моцарта. В то время я играла на скрипке, была концертмейстером юношеского оркестра. У меня был замечательный дирижер, который знал, что я часто веду хоровые репетиции. Он предложил мне на репетициях дирижировать моцартовским концертом с фортепиано, как во времена Моцарта, когда не было дирижера и концерт вел пианист. После выступления спросил, не хочу ли я продирижировать Симфонию Дворжака на следующем концерте. Мне было семнадцать лет, я не понимала, что делаю, но сразу согласилась…

— Получается, вы случайно стали дирижером?
— Не только случайно. У меня были замечательные педагоги, которые в меня верили и видели, что мне это подходит. И еще очень важно, что мне предоставили возможность дирижировать. Сначала я думала посвятить себя фортепиано, но поняла, что сидеть одной по семь часов в комнате – это не для меня. Я училась в колледже Вассар (Vassar College). Полтора часа севернее Нью-Йорка. Это – одна из сестринских школ Йельского университета с потрясающей музыкальной программой и одной из самых больших коллекций Steinway. В университете я продолжала заниматься дирижированием и музыкой, изучала философию и языки (я говорю на нескольких, кроме русского и английского). Философия меня очень интересовала, но когда стоял выбор, брать класс по философии или быть на репетиции какого-то музыкального ансамбля, я всегда выбирала второе. Сразу стало понятно, что дирижирование – мое призвание. После колледжа меня пригласили бесплатно учиться на факультете дирижирования Бостонского университета. Я получила диплом мастера и сразу стала музыкальным руководителем профессиональной оперной компании Lowell House Opera при Гарвардском университете. Вскоре у меня образовался свой ансамбль современной музыки. Последние десять лет я нахожусь между Бостоном и Нью-Йорком, гастролирую в других городах и странах.

Лидия Янковская.
Лидия Янковская

“Волшебный мир”

В настоящее время Лидия Янковская является художественным руководителем Juventas New Music Ensemble и музыкальным руководителем Commonwealth Lyric Theater. Я попросил рассказать дирижера, что собой представляют эти музыкальные коллективы.

— Juventas New Music Ensemble – инструментальный ансамбль, с которым я работаю последние шесть лет. Сначала – в качестве музыкального руководителя, последние два года – как художественный руководитель. Ювентас – древнеримская богиня юности. Слово “юность” того же корня. Отсюда название – Juventas. Ансамбль специализируется на музыке молодых современных композиторов. Мы предоставляем возможность услышать музыку нашего времени и о нашем времени. Мы делаем много совместных проектов. К примеру, недавно у нас был концерт с роботами и электроникой. Мы работали вместе с Массачусетским технологическим и Вустерским политехническим институтами. Недавно у нас был совместный концерт с местным кукольным театром. С большими, разными по стилям куклами проходили историю музыки за последние сто лет. У нас был совместный проект с цирком. И каждый год мы ставим новую оперу. У нас, в основном, очень молодая публика. Молодежь хочет слушать то, что им ближе, то есть современную музыку… Бостонский Commonwealth Lyric Theater возглавляют выходцы из бывшего Советского Союза Александр Прохоров и Ольга Лисовская. Это – очень интересный театр, связанный с русской общиной Бостона. Я работаю с ним практически с его основания и вижу, как он постепенно растет и развивается. Последние пять-шесть лет мы концентрируемся на том, чтобы привезти в Бостон произведения композиторов из славянских стран. Недавно мы совместно с украинской общиной ставили на украинском языке с украинским хором оперу Семена Гулака-Артемовского “Запорожец за Дунаем”. Пару лет назад у нас была очень успешная постановка “Алеко” Рахманинова. В этом году “Демона” Рубинштейна мы ставили в Cutler Majestic Theatre – одном из самых больших оперных театров Бостона. Был большой успех, а среди зрителей было множество американских любителей оперы. Для нас очень важно, что эти оперы вызвали интерес не только у русской общины. Поэтому я так оптимистично настроена в отношении ЧОТ.

Окончание беседы с Лидией Янковской читайте в следующем номере нашей газеты.

Nota bene! Ближайшая премьера ЧОТ – “Консул” Джана Карло Менотти с Патрисией Расетт в главной партии (совместная постановка с Оперой Лонг-Бич). Спектакли пройдут 4, 10 и 12 ноября 2017 года в помещении The Studebaker Theater по адресу: 410 South Michigan, Chicago IL 60605. В планах театра на 2018 года – опера “Элизабет Кри” Кевина Путса по роману Питера Акройда “Процесс Элизабет Кри” (мировая премьера, совместная постановка с Оперой Филадельфии и Hackney Empire, 10, 16 и 18 февраля 2018 года), а также две почти никогда не исполнявшиеся одноактные оперы Гаэтано Доницетти “Пигмалион” и “Рита” (14, 20 и 22 апреля 2018 года). Все подробности – на сайте http://www.chicagooperatheater.org/.

1 комментарий

Комментарии закрыты.