Китеж, змеи и Неруда

Новый сезон ЧОТ

Постер к спектаклю “Принимая змей”. Фото - Джо Мацца
Постер к спектаклю “Принимая змей”. Фото - Джо Мацца

20 мая в формате онлайн (новая реальность рождает новые жанры) музыкальный руководитель Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ) Лидия Янковская и генеральный директор театра Эшли Магнус объявили подробности нового, сорок восьмого сезона 2020-21 годов. В нем – три оперы. Все они впервые ставятся в Чикаго.

21 ноября, 7.30 pm; 22 ноября, 3.00 pm. “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н.Римского-Корсакова.

Главная сенсация сезона – концертное исполнение “…Китежа”. Впервые за почти двадцать лет шедевр Римского-Корсакова исполняется в США и впервые – в Чикаго! Это третья опера в “русской” серии ЧОТ. До этого в Чикаго впервые были представлены “Иоланта” П.Чайковского (сезон 2018-19 годов) и “Алеко” С.Рахманинова (сезон 2019-20 годов).

Американская премьера “…Китежа” прошла в 1932 году на гастролях Чикагского симфонического оркестра в Анн Арборе (штат Мичиган).

Первоначально планировалось, что в Чикаго будет полномасштабная сценическая постановка (первая в истории американских оперных компаний), но ситуация с пандемией коронавируса внесла коррективы в эти планы, и теперь мы увидим концертное исполнение оперы.

Постер к спектаклю “...Китеж”. Фото - Джо Мацца
Постер к спектаклю “…Китеж”. Фото — Джо Мацца

Дирижер – Лидия Янковская. Она уверена: ”…Китеж” – блистательное оперное сочинение, которое должна знать американская аудитория. Опера демонстрирует высочайшие возможности оркестровки Римского-Корсакова, но чрезвычайно трудные партии делает ее очень сложной для постановки. Мы считаем, что этот редко исполняемый шедевр окажется востребованным сегодня”.

В главных партиях: Виктор Антипенко – Княжич Всеволод Юрьевич, Ракель Гонсалес – Феврония, Давид Кангелози – Гришка Кутерьма.

Восходящая звезда оперной сцены, сопрано из Техаса Ракель Гонсалес – недавний лауреат Sphinx Medal of Excellence. Она дебютирует на сцене ЧОТ вместе с русским тенором Виктором Антипенко, в активе которого – выступления на сценах известных оперных театров мира, работа с Ю.Темиркановым и В.Юровским. Антипенко стажировался в Академии вокального искусства в Филадельфии. Пел в опере “Золотой петушок” на сценах Концертгебау и Далласской оперы.

Чикагский тенор Дэвид Кангелози хорошо знаком любителям оперного искусства по спектаклям в Метрополитен-опере и Лирик-опере. Мне он запомнился в партиях Горо (“Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини, сезон 2013-14 годов) и Сполетты (“Тоска” Дж.Пуччини, сезоны 2009-10 и 2014-15 годов) в Лирик-опере.

Опера исполняется на русском языке. Спектакли пройдут в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater) по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago IL 60601.

20 и 26 февраля 2021 года, 7.30 pm; 28 февраля 2021 года, 3.00 pm. “Принимая змей” (“Taking Up Serpents”) Камалы Санкарам.

В рамках “Living Opera Series” – камерная опера американского композитора индийского происхождения Камалы Санкарам на основе либретто чикагского драматурга Джерри Дая. Спектакль рассказывает о Кайле – дочери дрессировщика змей и проповедника на американском Юге. В музыке оперы сочетаются элементы классической романтической традиции и аппалачские баллады с необычными инструментами, в том числе – электрогитарой и водяным телефоном. Партитура оперы написана для мощных драматических голосов, что довольно редко случается в современных операх. В постановке мы увидим конструкции, знакомые нам по традиционной опере, эксперименты с виртуальной реальностью и даже недавние опыты с операми в видеочате Zoom.

Опера недавно с огромным успехом прошла в Вашингтонской национальной опере. Мы услышим расширенную версию. Совместная постановка с On Site Opera (Нью-Йорк). Первая в истории ЧОТ опера, написанная композитором-женщиной.

Дирижер – Лидия Янковская. Режиссер – Алисон Мориц. В ролях: Александра Луитсон – Кайла, Лиа Декстер – мать Кайлы, Проповедник – Майкл Майерс. Исполняется на английском языке. Спектакли пройдут в помещении The Studebaker Theater по адресу: 410 South Michigan Avenue, Chicago IL 60605.

17 и 22 апреля 2021 года, 7.30 pm; 25 апреля 2021 года, 3.00 pm. “Почтальон” (“Il Postino”) Даниэля Катана.

В центре сюжета – трогательная любовь почтальона и девушки из рыбацкого поселка. Вдохновителем любви становится поэт Пабло Неруда, скрывающийся в Италии от чилийской диктатуры. Катан сочинил оперу на собственное либретто по мотивам одноименного фильма 1994 года английского режиссера Майкла Редфорда. Там блистали Филипп Нуаре (он играл роль Неруды), Массимо Троизи (почтальон) и Мария Грация Кучинотта (та самая прелестная девушка). Для Троизи “Почтальон” стал последним фильмом. Он умер вскоре после завершения съемок. В 1995 году лента получила премию “Оскар” за лучшую музыку (Луис Энрикес Бакалов).

Постер к спектаклю “Почтальон”. Фото - Джо Мацца
Постер к спектаклю “Почтальон”. Фото — Джо Мацца

Американский композитор мексиканского происхождения Даниэль Катан скоропостижно скончался в 2011 году, меньше чем через год после премьеры “Почтальона” в Лос-Анджелесской опере. Его музыка исполняется в Чикаго впервые. Дирижер – маэстро из Мексики Иван Лопес Рейнозо. Режиссер – американец пуэрто-риканского происхождения Кристал Маник. В главных ролях: Даниэль Монтенегро (Почтальон) и Дэвид Ломели (Пабло Неруда).

Совместная постановка Opera Southwest и Virginia Opera. Опера исполняется на испанском языке. Спектакли пройдут в помещении The Studebaker Theater по адресу: 410 South Michigan Avenue, Chicago IL 60605.

Из выступления Лидии Янковской:

“В XXI веке произошел исключительный творческий всплеск американской оперы, и Чикагский оперный театр находится в авангарде этого движения. В новом сезоне мы продолжаем представление новых сочинений с множеством новых для Чикаго голосов, а также шедевры мировой оперной классики, ранее не звучавшие в городе”.

Тему новых произведений продолжила Эшли Магнус: “В следующем сезоне ЧОТ продолжит делать то, что у нас получается лучше всего, – знакомить чикагскую аудиторию с музыкой, которую они никогда не слышали. Наша программа показывает неисчерпаемые возможности оперного жанра. Мы гордимся тем, что демонстрируем композиторов разных континентов, времен, культур. Во время нашего путешествия по России, Италии и Аппалачи зрители будут удивлены тем, насколько они связаны с персонажами, опыт которых кажется отличным от их собственного. Несмотря на то, что мир остается закрытым, мы движемся вперед с верой в то, что опера является живой, устойчивой и вечной формой искусства, ценностью, которой мы гордимся”.

До встречи в театре!

Nota bene! Абонементы на сезон 2020-21 годов Чикагского оперного театра можно заказать по телефону 312-704-8414 или на сайте www.chicagooperatheater.org. Там же вы найдете информацию об истории и сегодняшнем дне театра.