“Астор, следуй своему чутью!”

Чикагский симфонический центр представляет

Квинтет Астора Пьяццоллы. Фото - Маурисио Велез
Квинтет Астора Пьяццоллы. Фото - Маурисио Велез

18 ноября, 7.30 pm; 19 ноября, 1.30 pm; 20 ноября, 8.00 pm; 21 ноября, 3.00 pm. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО): Чакона ми минор Д.Букстенхуде (аранжировка и оркестровка К.Чавеса), Концерт для бандонеона с оркестром (Аконкагуа) А.Пьяццоллы (солист – Даниэль Бинелли), Первая симфония Л.ван Бетховена. Дирижер – Джанкарло Герреро.

Концерт начнется сочинением немецкого композитора датского происхождения Дитриха Букстехуде (1637-1707). Он работал органистом в соборах Дании и Германии, в том числе – восемь лет – в Эльсиноре, где происходит действие шекспировского “Гамлета”. Один из наиболее известных композиторов эпохи барокко.

Астор Пьяццолла со своим бандонеоном (1971 год). Фото - wikimedia.org
Астор Пьяццолла со своим бандонеоном (1971 год). Фото — wikimedia.org

Эта и следующая программы Симфонического центра посвящены столетию со дня рождения аргентинского композитора Астора Пьяццоллы (1921-1992). Он родился в Буэнос-Айресе в семье бедных итальянских эмигрантов. В 1925 году семья переехала в Нью-Йорк. Позже Пьяццолла вспоминал: “Это было время разрухи и мафии: я болтался по улицам больше, чем ходил в школу. Моими кумирами были Дюк Эллингтон и Кэллоуэй, которых я ходил слушать у дверей “Коттон-клуба” – я был слишком молод и слишком беден, чтобы войти внутрь. Мой отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя, поэтому на девятилетие я получил в подарок бандонеон и стал заниматься с учителем, который объяснил мне основы классической музыки”. В Буэнос-Айресе Астор слушает выдающихся “тангейрос” (так называют исполнителей танго), среди которых был и Карлос Гардель, в Нью-Йорке – импровизации Чарли Паркера и фортепианные концерты Сергея Рахманинова в авторском исполнении. В начале тридцатых годов Астор берет у Рахманинова уроки игры на фортепиано… Первыми пьесами музыканта стали композиции, написанные для кино и театральных постановок. Эта музыка стала очень популярной в Аргентине. Удивительный талант Пьяццоллы-мелодиста будет помогать ему и дальше, когда музыканта на долгие годы отгородит от родины стена непонимания. Уже тогда Пьяццолла начинает экспериментировать с танго, пытаясь синтезировать традиции милонги и джазовые ритмы. Публика в полном недоумении: зачем преуспевающему композитору писать сложные и малопонятные пьесы?! Музыканту даже начинают угрожать расправой, и в пятидесятых годах Пьяцолла переезжает в Париж, где берет частные уроки у Нади Боланже. Она сказала: “Астор, следуй своему интуитивному чутью – твоя индивидуальность не в интеллектуальной музыке, а в танго с элементами классики и джаза”. Творчеством Пьяццоллы начинают интересоваться выдающиеся джазовые и классические музыканты, у них он имеет безоговорочный авторитет. Однако на родине музыканта по-прежнему не принимают, с умеренным успехом идет одноактный балет с великой Плисецкой в Буэнос-Айресе, холодный прием встречает опера “Мария из Буэнос-Айреса”, поставленная в 1967 году. Известной становится лишь пронзительная пьеса, написанная в 1959 году… В восьмидесятые годы Пьяцолла много гастролирует со своим Квинтетом (о нем – ниже). Постаревший и больной композитор появляется на джазовых фестивалях в Монтре и Лозанне с джазовыми музыкантами Джерри Маллиганом, Гэри Бертоном, Эл Ди Меолой. Наверное, все-таки горько, когда за тридцать лет сценической деятельности выходит лишь несколько записей музыканта, а за последние пять лет жизни – более пятидесяти альбомов! Друг Пьяццоллы, джазовый кларнетист Фил Вудс вспоминал: “Когда я впервые встретился с Астором в 1956 году, он с жаром рассказывал мне, насколько важны и интересны афро-кубинские и боповые композиции Диззи Гиллеспи. Джазовая революция не просто затронула аргентинскую культуру, она стала ее составной частью. Если нет ничего удивительного в том, что Мендельсон писал “Шотландскую симфонию”, Чайковский – итальянское “Каприччио”, Дебюсси и Равель – пьесы в испанском стиле, Майлс Дэвис экспериментировал с культурой фламенко, то почему бы не обогатить традиционное танго новой гармонией?” В 1989 году Пьяццолла навсегда возвращается в Аргентину, ему сопутствует триумфальный успех. Но Мастер смертельно болен. 4 июля 1992 года Пьяццолла умирает, и в эти же годы его музыка приобретает всемирную известность. Альбомы с его музыкой записывают скрипач Гидон Кремер (в 1996 году он организует в Мюнхене и Москве фестивали его музыки), виолончелист Йо Йо Ма, Эл Ди Меола, Фил Вудс. Танго Пьяццоллы исполняют Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, пьесы композитора включают в свои программы поп-звезды… После смерти Пьяццоллы его вдова Лаура Эскалада основала Фонд его памяти (Astor Piazzolla Foundation) с благородной миссией сохранения и популяризации творческого наследия маэстро.

Даниэль Бинелли. Фото предоставлено пресс-службой ЧСО
Даниэль Бинелли. Фото предоставлено пресс-службой ЧСО

Концерт для бандонеона с оркестром Пьяццоллы называется Аконкагуа – в честь высочайшей вершины в Андах, расположенной на территории аргентинской провинции Мендоса. Солирует известный интерпретатор музыки Пьяццоллы, бандонеонист Даниэль Бинелли. Он – музыкальный руководитель Tango Metropolis Company, с 1989 года – член Astor Piazzolla ́s New Tango Sextet.

19 ноября, 8.00 pm. Концерт лауреата премии Латиноамериканской академии звукозаписи (Latin Grammy Awards) Квинтета Астора Пьяццоллы. В программе – произведения композитора. В составе квинтета: Пабло Маинетти, бандонеон; Барбара Варасси, фортепиано; Сердар Гельдымурадов, скрипка; Армандо де ла Вега, гитара; Даниэль Фаласка, контрабас.

Фирменным стилем Пьяццоллы было сочетание пяти инструментов: бандонеона, скрипки, фортепиано, электрогитары и контрабаса. Поэтому абсолютно логичной была идея композитора объединить эту пятерку в квинтет. Первый квинтет был основан в 1960 году, в его составе были лучшие на то время музыканты. Квинтет быстро стал любимым детищем Пьяццоллы и непременным участником всех его концертов. Когда Пьяццолла уехал из Аргентины в Европу, коллектив на какое-то время (до 1978 года) перестал существовать. Потом композитор возродил ансамбль с другими музыкантами и стал с ним гастролировать. Репертуар был основан на танго шестидесятых и экспериментальных композициях, многие из которых стали шедеврами.

Квинтет Астора Пьяццоллы. Фото - Маурисио Велез
Квинтет Астора Пьяццоллы. Фото — Маурисио Велез

Мы увидим и услышим третью (с 1998 года) “реинкарнацию” квинтета с новыми музыкантами. За последние годы ансамбль выпустил пять альбомов (“Revolucionario”, “Fugata”, “En 3×4”, “Triunfal”, “Operation Tango”), каждый из которых получил международное признание. Последний альбом “Operation Tango” состоит из пьес, написанных Пьяццоллой и переработанных другими композиторами. В их числе ранняя пьеса Пьяццоллы для кино “Танго-балет”, композиции “Tocata Rea” и “Fuga y Misterio” из оперы “Мария из Буэнос-Айреса” и пьеса “Los Sueños” из саундтрека к фильму “Sur”. Концерт Квинтета проходит в рамках международного тура, приуроченного к столетию со дня рождения Пьяццоллы.

Обратите внимание! 9, 10, 16 и 17 ноября примерно в 1.30 pm (чуть раньше – чуть позже, возможны варианты) в рамках моей еженедельной программы “Свободный стиль” на волне “Реклама-радио” (1240 AM) слушайте специальную передачу “Танго вчера, сегодня, завтра”, посвященную столетию со дня рождения Астора Пьяццоллы. Прозвучат архивные записи танго Оркуэста Типика и Карлоса Гарделя. Произведения Пьяццоллы исполнят “Астор-квартет”, камерный ансамбль “Кремерата Балтика” под управлением Гидона Кремера, виолончелист Йо Йо Ма, скрипач Антонио Агри, гитарист Горацио Мальвичино, бандонеонист Нестор Маркони, пианист Леонардо Маркони.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org/fall/. Адрес Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.