Звуки тайных нот

Леонард Норман Коэн 1934 – 2016 года

Канадский певец-песенник, поэт и писатель. Его работы затрагивали вопросы религии и политики, одиночества и любви. Коэн был включен в канадский музыкальный зал славы, Зал славы канадских авторов песен и Зал славы рок-н-ролла. Он был удостоен Ордена Канады, высшей гражданской награды страны. В 2011 году Коэн получил одну из премий Принца Астурийского за литературу и девятую премию Гленна Гульда.

Коэн начал карьеру поэта и романиста в 1950-х и начале 1960-х годов. Музыкальную карьеру он начал позже, в 1967 году, в возрасте 33 лет. Его первый альбом назывался «Songs of Leonard Cohen» (1967). Затем последовали еще три альбома: Songs from A Room (1969), Songs Of Love and Hate (1971) и New Skin for the Old Ceremony (1974).

Его запись 1977 года Death of a Ladies’ Man была написана и спродюсирована Филом Спектором, что было отходом от предыдущего минималистического звучания Коэна. В 1979 году Коэн вернулся с более традиционными песнями, которые представляли собой синтез его акустического стиля с джазом и восточными и средиземноморскими влияниями.

Возможно, самая известная песня Коэна, «Hallelujah», была впервые выпущена на его студийном альбоме Various Positions в 1984 году. Текст песни «Аллилуйя» приведён в конце статьи в переводе автора статьи Дмитрия Якубова. Впервые исполнена на русском языке в Центре Круг на музыкально-поэтическом концерте Дмитрия Якубова «Песни странствий».

В 1988 году Коэн обратился к синтезированным постановкам, выпустив альбом I’m Your Man – он остается его самым популярным альбомом. В 1992 году Коэн выпустил The Future, включавший минорную лирику и ссылки на политические и социальные волнения.

Коэн вернулся к музыке в 2001 году, выпустив десять новых песен, которые стали хитами в Канаде и Европе. Его одиннадцатый альбом, Dear Heather, вышел в 2004 году. После нескольких успешных туров между 2008 и 2013 годами Коэн в последние четыре года своей жизни выпустил три альбома: Old Ideas (2012), Popular Problems (2014) and You Want It Darker (2016), причём последний был выпущен за три недели до его смерти.

Коэн умер 7 ноября 2016 года в возрасте 82 лет в своем доме в Лос-Анджелесе. Он умер во сне. О его смерти было объявлено 10 ноября – в тот же день и прошли похороны в Монреале.

У Коэна остались двое детей и трое внуков.

По его желанию, Коэн был похоронен по еврейскому обряду, в простом сосновом гробу, на семейном участке. Его могилу посетили многие эстрадные знаменитости, кинозвезды и политические деятелями.

Жители и официальные лица Монреаля, где он провел первую половину своей жизни, обсуждают возможность увековечивания его имени в названиях улиц и других мест, включая библиотеку.

В декабре 2016 года в Монреале в его честь состоялся концерт под названием «Бог жив, магия в действии», основанный на прозаических стихах из его романа «Красивые неудачники». Концерт включал в себя ряд музыкальных выступлений и чтение поэзии Коэна.

Леонарду Коэну посвящена мемориальная Стена в Монреале.

В Лос-Анджелесе также есть Мемориал в его честь.

После смерти Коэна художник Кевин Ледо нарисовал его девятиэтажный портрет рядом с домом Коэна на Монреальском Плато Мон-Ройал, а также 20-этажное изображение на Crescent Street в самом центре города.

6 ноября 2017 года, накануне первой годовщины смерти Коэна, семья Коэнов организовала памятный концерт под названием «Башня песни» в центре Монреаля. Поклонники и артисты со всего мира собрались вместе на вечер чтения и песни, который включал выступления k.d. Лэнг, Элвисa Костелло, Фейстa, Адамa Коэна, Патрикa Уотсонa, Стингa, Дэмиен Райс, Кортни Лав, Люминеры, Лана Дель Рей и многих других.

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо и его жена Софи Грегуар Трюдо, появившись на сцене, рассказывали о роли музыки Коэна в их жизни.

Интерактивная выставка, посвященная жизни и карьере Леонарда Коэна, открылась 9 ноября 2017 года в Монреальском музее современного искусства, её можно было посетить до 9 апреля 2018 года.

Интересно отметить, что выставка разрабатывалась в течение нескольких лет ещё до смерти Коэна, в рамках официальной программы празднования 375-летия Монреаля.

“Во всём есть своя трещина, так свет и проникает в мир.

Поэзия — это всего лишь доказательство жизни. Если ваша жизнь горит хорошо, поэзия — просто пепел”.

Аллилуйя
Я слышал звуки тайных нот,
Как Богу песнь Давид поёт…
Но ты поёшь, о музыке ль тоскуя?
Аккорд звенит, поёт Давид,
Уныл минор, мажор бодрит,
Царь с толку сбит, слагая: Аллилуйя!

Аллилуйя!

Ты верил, но и чуда ждал.
В купальне деву увидал —
Свела с ума, пленяя и волнуя!
Ты ею связан, сокрушён,
Острижен волос, сломан трон,
Но губы всё же шепчут: Аллилуйя!

Аллилуйя!

Мне скажут, что за имена?
Примерам этим грош цена!
Возможно. Ну и что с того, спрошу я?
Ты видишь: в каждом слове свет!
Неважно кем, но будет спет
Припев – святой иль горький – Аллилуйя!

Аллилуйя!

Был мал, хоть верил в идеал,
Был чёрств – и чувствовать мечтал.
Я правдой жил, и ныне не солгу я…
И пусть во всём ошибся я —
Пред Богом песен предстоя,
Душа моя прошепчет: Аллилуйя!

Поэтические переводы автора