“Набукко”, “Кармен”, “Сила судьбы”

The Met: Live in HD

Людмила Монастырская в спектакле “Набукко”. Фото - Марти Сол/МЕТ
Людмила Монастырская в спектакле “Набукко”. Фото - Марти Сол/МЕТ

Продолжается семнадцатый (2023-24 годов) сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD). После опер XXI века возвращаемся к классике.

6 января, 11.55 am; 10 января, 1.00 и 6.30 pm. “Набукко” Дж.Верди. Дирижер — маэстро из Италии Даниэле Каллегари. Режиссер — Элия Мошински. В главных партиях: Набукко — Георгий Гагнидзе, Абигейль — Людмила Монастырская, Исмаил — Сеок Джон Бак, Захария — Дмитрий Белосельский, Фенена — Мария Баракова.

2024 год начинается с “Набукко” 2001 года. Первый раз в серии ”Метрополитен-опера в кино” спектакль показывали в январе 2017 года. Из прежнего состава сохранились замечательная украинская певица Людмила Монастырская и российский бас Дмитрий Белосельский, который с партией Захарии в 2011 году дебютировал в МЕТ. В главной партии — грузинский баритон Георгий Гагнидзе. С партией Исмаила в МЕТ дебютирует корейский тенор Сеок Джон Бак. Он исполнит партию Калафа в МЕТ в “Турандот” весной 2024 года.

“Набукко” — жемчужина хорового оперного репертуара с самой знаменитой хоровой сценой, в которой группа плененных рабов-иудеев исполняет песню “Va pensiero…”. Она символизирует стремление к свободе итальянского народа. В сороковых годах XIX века Италия находилась под властью империи Габсбургов. Верди всегда выступал за свободу и независимость родины, и его опера, как выразились бы сейчас, — недвусмысленное политическое заявление композитора. Так и расценивали ее сами итальянцы — зрители и музыканты. Хор “Va pensiero…” превратился во второй национальный гимн Италии. Началось все с похорон композитора. Провожая Верди в последний путь, многотысячная толпа пела “Va pensiero…”. В 1946 году исполнением фрагментов из “Набукко” отмечали открытие Ла Скала после Второй мировой войны, в 1957 году этот хор звучал на похоронах Артуро Тосканини. В 1987 году Риккардо Мути для своего инаугурационного концерта в Ла Скала выбрал “Набукко”. Знаменитой стала постановка Дэвида Паунтни на фестивале в Брегенце (там же прошла его громкая премьера оперы М.Вайнберга “Пассажирка”). Режиссер перенес действие “Набукко” в тридцатые годы XX века, вместо войны ассирийцев и иудеев зрители увидели столкновение нацистов и евреев.

Вспомним совсем недавнюю историю. 12 марта 2011 года. Сто пятьдесят лет со дня образования Италии. В Римской опере “дают” “Набукко”. Перед началом спектакля мэр Рима в своей речи осудил сокращение расходов на культуру правительством Берлускони. Премьер-министр находился в зале. Потом началась опера. После хора “Va pensiero…” публика стала требовать бис, раздался возглас “Да здравствует Италия!” За дирижерским пультом стоял маэстро Мути. До этого в Ла Скала на подобные призывы он не реагировал, говоря о том, что опера должна идти без бисов — так, как задумано композитором. И вдруг он повернулся к публике: “Я согласен с этим. Да здравствует Италия! Но… Мне не тридцать лет, я уже прожил свою жизнь. Как итальянец, который много путешествовал по миру, я стыжусь того, что происходит в моей стране. Я исполню “Va pensiero…” на бис. Сегодня, дирижируя хором “О моя страна, прекрасная и потерянная”, я думал, что если мы будем продолжать таким образом, мы погубим культуру, из которой выросла история Италии. В этом случае наша родина будет действительно прекрасна и потеряна… Я не высказывался в течение очень долгих лет. Но сейчас я хотел бы высказаться… Мы должны придать смысл нашему исполнению. Находясь в главном театре столицы, вместе с хором и оркестром я предлагаю вам спеть с нами вместе”. Весь театр встал и запел. Этот вечер стал попыткой привлечь внимание политиков к вопросам культуры. И помогла в этом опера Верди “Набукко”.

Последний сезон хор Метрополитен-оперы возглавляет один из лучших хормейстеров мира Дональд Палумбо. Он объявил, что после семнадцати лет работы в июне 2024 года уходит со своего поста. “Набукко” — один из его последних спектаклей.

Ведущая презентации — лауреат премии “Грэмми”, американская певица Энджел Блю.

27 января, 11.55 am; 31 января, 1.00 и 6.30 pm. “Кармен” Ж.Бизе. Новая постановка. Дирижер — еще один маэстро из Италии Даниэле Рустиони. Режиссер — Кэрри Крэкнелл. В главных партиях: Кармен — Айгуль Ахметшина, Дон Хозе — Петр Бечала, Микаэла — Энджел Блю, Эскамильо — Кайл Кетелсен.

С этим спектаклем в МЕТ дебютирует известный британский театральный режиссер Кэрри Крэкнелл. В разные годы она возглавляла три лондонских театра: Gate Theatre (2007-2012), Young Vic Theatre (2012-2013), Royal Court Theatre (2013-2014). Прославилась постановками в Национальном театре, среди которых — “Макбет”, “Электра”, “Гедда Габлер”, “Медея”. Я помню ее спектакль 2016 года “Глубокое синее море” (“The Deep Blue Sea”), который транслировался в серии National Theatre Live. Дебютом на оперной сцене стал для Крэкнелл “Воццек” А.Берга в Английской национальной опере (сезон 2022-23 годов). Спектакль стал номинантом на премию Лоуренса Оливье.

Айгуль Ахметшина в спектакле “Кармен”. Фото - Паола Кудаки/МЕТ
Айгуль Ахметшина в спектакле “Кармен”. Фото — Паола Кудаки/МЕТ

Первоначально планировалось, что в главной партии в новой “Кармен” выступит Анита Рачвелишвили, но из-за проблем с голосом ее заменит Айгуль Ахметшина. Ее партнерами выступают польский тенор Петр Бечала и Энджел Блю.

Премьера новой постановки “Кармен” пройдет 31 декабря 2023 года.

9 марта, 11.00 am; 13 марта, 1.00 и 6.30 pm. “Сила судьбы” Дж.Верди. Новая совместная постановка МЕТ и Польской национальной оперы. Дирижер — Янник Незе-Сеген. Режиссер — Мариуш Трелинский. В главных партиях: Маркиз ди Калатрава — Соломан Ховард, Дон Карлос — Игорь Головатенко, Леонора — Лиз Дэвидсен, Дон Альваро — Брайан Джагд.

Лиз Дэвидсен в спектакле “Сила судьбы”. Фото - Паола Кудаки/МЕТ
Лиз Дэвидсен в спектакле “Сила судьбы”. Фото — Паола Кудаки/МЕТ

Первую за тридцать лет новую постановку “Силы судьбы” в МЕТ готовит художественный руководитель Национальной оперы Варшавы Мариуш Трелинский. Действие спектакля будет происходить в наши дни. После недавнего триумфа в партии Енуфы в Лирик-опере норвежская певица Лиз Дэвидсен готовится покорить новую высоту, впервые исполняя партию Леоноры. Премьера новой “Силы судьбы” пройдет 26 февраля.

В серии “Метрополитен-опера в кино” — еще четыре оперы: “Ромео и Джульетта” Ш.Гуно (23 марта) с Надин Сьерра и Бенджамином Бернхаймом, “Рондина” Дж.Россини (20 апреля) с Энджел Блю, “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини (11 мая) с Асмик Григорян. Все подробности — в будущих выпусках Оперного обозрения.

Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas.