Метрополитен-опера в кино: сезон 2022-23 годов

The Met: Live in HD

Сондра Радвановски в спектакле “Медея”. Фото - Paola Kudacki/Met Opera
Сондра Радвановски в спектакле “Медея”. Фото - Paola Kudacki/Met Opera

В новом, шестнадцатом сезоне серии ”Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD) — десять опер. Расскажу о первых трех.

22 и 26 октября. “Медея” Л.Керубини. Дирижер — Карло Рицци. Режиссер — Дэвид Маквикар. В главных партиях: Медея — Сондра Радвановски, Главка — Дженай Бруггер, Нерис — Екатерина Губанова, Ясон — Мэтью Поленцани, Креонт — Микеле Пертузи.

Премьера редко исполняемой сегодня оперы 1797 года. Состав солистов во главе с Сондрой Радвановски выглядит впечатляющим. Я очень рад, что после долгого перерыва в МЕТ вновь Екатерина Губанова. Дженай Брюггер и Мэтью Поленцани мы слышали совсем недавно на фестивале Равиния в концертном исполнении оперы Моцарта “Милосердие Тита”: Брюггер — в партии Сервилии, Поленцани — в партии Тита. Но главной звездой оперы является, конечно, Сондра Радвановски. В последние годы она смело берется за новые сложные партии, многие из которых мы слышали в Чикаго. Сондра — первая после Беверли Силлс певица, исполнившая партии трех королев в одном сезоне (2015-16 годов) МЕТ. Проект с финальными сценами Анны Болейн, Марии Стюарт и Елизаветы из “королевской” трилогии Г.Доницетти “Анна Болейн”, “Мария Стюарт” и “Роберто Девере” назывался “Три королевы” и был показан в Чикаго в декабре 2019 года. В марте 2019 года певица была участницей концерта, посвященного двадцатипятилетию со дня дебюта Рене Флеминг на сцене Лирик-оперы, весной 2020 года дебютировала в партии Лизы в “Пиковой даме” П.Чайковского. В беседе со мной после премьеры новой постановки “Анны Болейн” Радвановски сказала: “Я учусь у великих певиц прошлого, всегда нахожусь под впечатлением от пения Каллас. Мне нравится в ней творческое бесстрашие. Она делала со своим голосом все, что хотела. Когда надо, ее голос звучал по-королевски, но она не боялась прозвучать “грязно”, если так надо было по сюжету для образа ее героини. Ее техника была виртуозной. Я слушала и Сазерленд, и Монтсеррат Кабалье. Я слушала, училась, но не копировала их исполнение. Я не хочу быть второй Каллас или второй Кабалье — я хочу быть собой”.

5 и 9 ноября. “Травиата” Дж.Верди. Дирижер — Даниэле Каллегари. Режиссер — Майкл Майер. В главных партиях: Виолетта — Надин Сьерра, Альфред — Стивен Костелло, Жорж — Лука Салси. Возобновление постановки МЕТ сезона 2018-19 годов. Тогда в главных партиях блистали Диана Дамрау, Хуан Диего Флорес и Куинн Келси. Новой Виолеттой станет тридцатичетырехлетняя певица из Флориды Надин Сьерра, которую я помню по двум концертам Музыкального фестиваля Равиния. Летом 2017 года она солировала в оратории Й.Гайдна “Сотворение мира” (дирижер — Дж.Ливайн), следующим летом выступила в камерном концерте “Бернстайн и его друзья”. Я с нетерпением жду новой встречи с итальянским баритоном Лукой Салси, запомнившимся концертными исполнениями партий Альфио в “Сельской чести” П.Масканьи (февраль 2020 года) и Ренато в “Бале-маскараде” Дж.Верди (июнь 2022 года) с ЧСО под управлением Р.Мути. Анита Рачвелишвили — неподражаемая Сантуцца из “Сельской чести” — в беседе со мной сказала о нем так: “Луку я знаю давно, мы с ним вместе пели “Трубадура” в Метрополитен-опере. Он — настоящий итальянский баритон, один из лучших в мире. С ним работать всегда очень приятно”.

Сцена из спектакля “Травиата”. Фото - Jonathan Tichler
Сцена из спектакля “Травиата”. Фото — Jonathan Tichler

Маэстро Даниэле Каллегари родился в Милане. Окончил Миланскую консерваторию по классам контрабаса и ударных инструментов и в двадцать два года был принят в оркестр Ла Скала. Ничто не предвещало его дирижерской карьеры — казалось, его ждет путь музыканта симфонического оркестра. Однако после двенадцати лет работы в оркестре Каллегари вернулся в консерваторию на отделение дирижирования. С 1998 по 2001 год служил главным дирижером Уэксфордского оперного фестиваля (Ирландия), с 2002 по 2008 год — главным дирижером Королевского филармонического оркестра Фландрии (Антверпен, Бельгия).

10 и 14 декабря. “Часы” Кевина Патса. Либретто — Грег Пирс. Мировая премьера. Дирижер — музыкальный руководитель Метрополитен-оперы Янник Незе-Сегин. Режиссер — Фелим Макдермотт. В главных партиях: Кларисса Вон — Рене Флеминг, Лора Браун — Келли О’Хара, Вирджиния Вулф — Джойс Ди Донато, Леонард Вулф — Шон Паниккар, Луис — Уильям Берден, Ричард — Кайл Кетелсен, Дэн Браун — Брендон Сидел.

Келли О'Хара, Джойс Ди Донато, Рене Флеминг в спектакле “Часы”. Фото - Paola Kudacki/Met Opera
Келли О'Хара, Джойс Ди Донато, Рене Флеминг в спектакле “Часы”. Фото — Paola Kudacki/Met Opera

Наверно, главная премьера нового сезона МЕТ — опера по роману Майкла Каннингема “Часы” (автор получил за него в 1999 году Пулитцеровскую премию) и одноименному фильму Стивена Долдри 2002 года с Николь Кидман (премия “Оскар”-2003 за роль Вирджинии Вулф), Мерил Стрип и Джулианной Мур. Главные места действия романа: Ричмонд начала XX века, Лос-Анджелес пятидесятых, Нью-Йорк девяностых. Судьбы трех героинь оказываются связанными с героинями романа Вулф “Миссис Дэллоуэй”. В спектакле в главных партиях заняты выдающиеся оперные певицы Рене Флеминг и Джойс Ди Донато, а также звезда бродвейских мюзиклов Келли О’Хара. Все трое нам хорошо известны: Келли О’Хара была главной звездой Музыкального фестиваля Равиния-2021, Джойс Ди Донато в апреле блестяще провела вечер в театре Харрис, ну а Рене Флеминг мы слышали очень часто в спектаклях Лирик-оперы в классическом и современном репертуаре. Новая встреча с ней состоится в Лирик-опере 8 октября на чикагской премьере песенного цикла Патса “Яркость света” (“The Brightness of Light”). Мировая премьера сочинения прошла в Бостоне в 2019 году.

Кевин Патс родился в городе Сент-Луис (штат Миссури), вырос в городке Алма (штат Мичиган). Учился композиции и фортепиано в Eastman School of Music и Йельском университете. Докторскую диссертацию защитил в Eastman School of Music. Композитор-резидент Fort Worth Symphony. Преподает композицию в Peabody Institute (университет Джона Хопкинса). Среди его музыкальных произведений выделю Виолончельный концерт, первым исполнителем которого стал Йо Йо Ма.

Пулитцеровскую премию Патс получил за свою первую оперу “Ночь молчания”(“Silent Night”). Либретто написал Марк Кэмпбелл. Премьера оперы прошла в сезоне 2011-12 годов в Опере Миннесоты, в сезоне 2012-13 годов ее показал Оперный театр Филадельфии. Сочинение Кевина Патса основано на сюжете фильма французского режиссера Кристиана Кариона “Счастливое Рождество” (“Joyeux Noël”, 2005).

В феврале 2018 года Чикагский оперный театр показал новую оперу Патса “Элизабет Кри”, премьера которой состоялась в Оперном театре Филадельфии 14 сентября 2017 года. В Чикаго мы увидели ту же постановку, но другой состав исполнителей.

Британский актер и режиссер Фелим Макдермотт запомнился мне впечатляющим “Эхнатоном” Филиппа Гласса (серия ”Метрополитен-опера в кино” сезона 2019-20 годов). Чтобы соответствовать гипнотической, завораживающей, ритуальной (выберите подходящее слово) музыке оперы, Макдермотт создал адекватное визуальное действие, включающее в себя, кроме лучей света и солистов, виртуозную команду жонглеров из группы Gandini Juggling. Это было очень красиво!

В 2023 году мы увидим кинопоказы опер “Федора” У.Джордано (14 и 18 января), “Лоэнгрин” Р.Вагнера (18 и 22 марта), “Фальстаф” Дж.Верди (1 и 5 апреля), “Кавалер розы” Р.Штрауса (15 и 19 апреля), “Чемпион” Т.Бланчарда (29 апреля и 3 мая), “Дон Жуан” (20 и 24 мая), “Волшебная флейта” В.А.Моцарта (3 и 7 июня). Рассказ о них — в следующих выпусках Оперного обозрения.

Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas.