Метрополитен-опера в кино: “Волшебная флейта” В.А.Моцарта

Метрополитен-опера в кино: от “Медеи” до “Часов” The Met: Live in HD

Сцена из спектакля “Волшебная флейта”. Фото - Met Opera
Сцена из спектакля “Волшебная флейта”. Фото - Met Opera

Как это и было в прошлые годы, время от времени в рубрике Кинообозрение я рассказываю не только о фильмах и сериалах, но и “отвлекаюсь” на драматические спектакли, балеты или оперы, которые можно посмотреть в кинотеатрах. Сегодня речь пойдет об операх в кино. Шестнадцатый сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD) открылся спектаклем “Медея” Л.Керубини. Премьера редко исполняемой сегодня оперы 1797 года стала бенефисом замечательной Сондры Радвановски в главной партии. Безукоризненный по амплитуде, богатый по тембру звучания, мощный голос певицы полон эмоциональных контрастов. Гневная, волевая в первой арии “Or parla ru” (“Теперь ответь”); мстительная и одновременно кроткая, умоляющая Ясона вернуться (ария “Die tuoi figli la madre tu vedi”, “Перед тобою мать твоих сыновей”); жалостливая, притворяющаяся, что смирилась со своей участью, одержимая желанием заполучить детей (дуэт “Figli miei”, “Дети мои”); нерешительная, полная колебаний (ария “Del fiero duoi che il cor mi frange”, “Яростной муки, что сердце терзает”); наконец, уверенная в себе, отчаянная и обезумевшая, с окровавленным кинжалом в руке в финале (“Е che? io son Medea!”, “И что ж? Ведь я Медея!”) — каждая сцена с участием Радвановски превращается в настоящий театр замечательного пения и великолепной игры, достигая в финале высочайшей степени драматизма. Уже при первом появлении ее на сцене, понимаешь: такую Медею остановить невозможно! Переходы от нежнейшего piano к мощному речитативу-ариозо Радвановски ошеломляют! Яркими, крупными красками Радвановски показывает трансформацию характера своей героини, ее переходы настроений: от гнева, сомнений и тревог к желанию идти на убийство и смерть! В каждой сцене неузнаваемо меняется пластика актрисы, манера поведения, голос. Генеральный директор МЕТ Питер Гелб сказал, что на вопрос о том, какую партию она хотела бы спеть в театре, Радвановски назвала Медею. Конечно, это не случайно — голос певицы словно создан для этой партии, и после ТАКОГО исполнения невозможно представить себе другую Медею. Само присутствие на сцене Радвановски задает высокую драматическую планку для остальных участников спектакля. К сожалению, не все эту планку выдерживают. Очень хороша была Екатерина Губанова в партии Нерис — служанки Медеи. Она проживала свою роль с абсолютной степенью вовлеченности, ее голос звучал уверенно и достойно на фоне царящей на сцене Королевы. А вот исполнители партий Главки Дженай Бруггер, Ясона — Мэтью Поленцани и Креонта — Микеле Пертузи откровенно разочаровали как пением, так и актерской игрой. Как всегда, на высоте оказался хор Метрополитен-оперы, хотя работы у него в этой опере было не так много. Трагическую драматургию спектакля умело передал в музыке итальянский маэстро Карло Рицци.

Сондра Радвановски в спектакле “Медея”. Фото - Paola Kudacki/Met Opera
Сондра Радвановски в спектакле “Медея”. Фото — Paola Kudacki/Met Opera

Вторую оперу нового сезона — “Травиату” Дж.Верди — я, признаться, пропустил. Хорошо помню постановку Майкла Майера сезона 2018-19 годов и блиставших тогда Диану Дамрау, Хуана Диего Флореса и Куинна Келси. В возобновлении спектакля главные партии исполнили Надин Сьерра, Стивен Костелло, Лука Салси.

Келли О'Хара, Джойс Ди Донато, Рене Флеминг в спектакле “Часы”. Фото - Paola Kudacki/Met Opera
Келли О'Хара, Джойс Ди Донато, Рене Флеминг в спектакле “Часы”. Фото — Paola Kudacki/Met Opera

Я в ожидании главной мировой премьеры Метрополитен-оперы сезона 2022-23 годов — спектакля “Часы” Кевина Патса по роману Майкла Каннингема “Часы” (автор получил за него в 1999 году Пулитцеровскую премию) и одноименному фильму Стивена Долдри 2002 года с Николь Кидман (премия “Оскар”-2003 за роль Вирджинии Вулф), Мерил Стрип и Джулианной Мур. Либретто — Грег Пирс. Дирижер — музыкальный руководитель МЕТ Янник Незе-Сегин. Режиссер — Фелим Макдермотт. В главных партиях: Кларисса Вон — Рене Флеминг, Лора Браун — Келли О’Хара, Вирджиния Вулф — Джойс Ди Донато, Леонард Вулф — Шон Паниккар, Луис — Уильям Берден, Ричард — Кайл Кетелсен, Дэн Браун — Брендон Сидел.

Главные места действия романа, фильма и оперы: Ричмонд начала XX века, Лос-Анджелес пятидесятых, Нью-Йорк девяностых. Судьбы трех героинь оказываются связанными с героинями романа Вулф “Миссис Дэллоуэй”. В спектакле в главных партиях заняты выдающиеся оперные певицы Рене Флеминг и Джойс Ди Донато, а также звезда бродвейских мюзиклов Келли О’Хара. Все трое нам хорошо известны: Келли О’Хара была главной звездой Музыкального фестиваля Равиния-2021, Джойс Ди Донато и Рене Флеминг мы слышали часто в спектаклях Лирик-оперы в классическом и современном репертуаре.

Кевин Патс родился в городе Сент-Луис (штат Миссури), вырос в городке Алма (штат Мичиган). Учился композиции и фортепиано в Eastman School of Music и Йельском университете. Докторскую диссертацию защитил в Eastman School of Music. Композитор-резидент Fort Worth Symphony. Преподает композицию в Peabody Institute (университет Джона Хопкинса). Среди его музыкальных произведений выделю Виолончельный концерт, первым исполнителем которого стал Йо Йо Ма.

Пулитцеровскую премию Патс получил за свою первую оперу “Ночь молчания”(“Silent Night”). Либретто написал Марк Кэмпбелл. Премьера оперы прошла в сезоне 2011-12 годов в Опере Миннесоты, в сезоне 2012-13 годов ее показал Оперный театр Филадельфии. Сочинение Кевина Патса основано на сюжете фильма французского режиссера Кристиана Кариона “Счастливое Рождество” (“Joyeux Noël”, 2005).

В феврале 2018 года Чикагский оперный театр показал новую оперу Патса “Элизабет Кри”, премьера которой состоялась в Оперном театре Филадельфии 14 сентября 2017 года. В Чикаго мы увидели ту же постановку, но другой состав исполнителей.

Британский актер и режиссер Фелим Макдермотт запомнился мне впечатляющим “Эхнатоном” Филиппа Гласса (серия ”Метрополитен-опера в кино” сезона 2019-20 годов). Чтобы соответствовать гипнотической, завораживающей, ритуальной (выберите подходящее слово) музыке оперы, Макдермотт создал адекватное визуальное действие, включающее в себя, кроме лучей света и солистов, виртуозную команду жонглеров из группы Gandini Juggling. Это было очень красиво!

Оперу “Часы” Кевина Патса можно будет увидеть 10 и 14 декабря.

3 декабря 2022 года. “Волшебная флейта” В.А.Моцарта. Постановка МЕТ. Дирижер — Джеймс Ливайн. Режиссер — лауреат премии “Тони” Джули Теймор. Художник — Георгий Цыпин. В главных партиях: Памина — Ин Хуан, Тамино — Мэтью Поленцани, Папагено — Натан Ганн, Зарастро — Рене Папе, Царица ночи — Эрика Миклоша. С этого спектакля 30 декабря 2006 года началась серия The Met: Live in HD и история показов оперных спектаклей в кино. Нас ждет специальная презентация сокращенной до двух часов англоязычной версии оперы.

2023 год начнется с оперы итальянского классического репертуара “Федора” У.Джордано. Новая постановка. Дирижер — Марко Армилиато. Режиссер — Дэвид Маквикар. В главных партиях: Федора — Соня Йончева, Лорис Ипанов — Петр Бечала, Ольга — Роза Феола, Де Сирье — Артур Ручински.

Сценография спектакля “Федора”. Фото - Met Opera
Сценография спектакля “Федора”. Фото — Met Opera

Захватывающая драма Умберто Джордано возвращается на сцену Метрополитен-оперы впервые за двадцать пять лет. Действие оперы разворачивается во дворце в Санкт-Петербурге, модном парижском салоне и на живописной вилле в швейцарских Альпах. Оперу можно увидеть 14 и 18 января 2023 года.

В серии “Метрополитен-опера в кино” мы также увидим кинопоказы опер “Лоэнгрин” Р.Вагнера (18 и 22 марта), “Фальстаф” Дж.Верди (1 и 5 апреля), “Кавалер розы” Р.Штрауса (15 и 19 апреля), “Чемпион” Т.Бланчарда (29 апреля и 3 мая), “Дон Жуан” (20 и 24 мая), “Волшебная флейта” В.А.Моцарта (3 и 7 июня).

Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas.