Действующие лица и исполнители: Леонора — Ванесса Бесерра (дебют в ЧОТ), Флорестан — Эдгардо Роча (дебют в ЧОТ), Дон Фернандо — Кэмерон Олстон (дебют в ЧОТ), Дон Пизарро — Мэтью Пирс, Рокко — Джу Вон Кан, Марселина — Кили Футтерер, Жакино — Алекс Соаре. Дирижер — дама (этот титул ей присвоила королева Елизавета II) Джейн Гловер. Режиссер — Лоуренс Эделсон. Премьера в Северной Америке. 1, 4 и 6 октября 2024 года (три спектакля). Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.
Событие в культурной жизни Чикаго — североамериканская премьера оперы “Леонора” Фердинандо Паэра в Чикагском оперном театре (ЧОТ).
Итальянский композитор австрийского происхождения Фердинандо Паэр учился в Парме, работал в Вене и Праге, был дирижером Theatre de l`Opera-Comique в Париже, руководителем ансамбля камерной музыки, преподавал в Парижской консерватории. Он давал уроки вокала главной примадонне итальянской оперы первой половины XIX века Джудитте Пасте и уроки композиции — юному Ференцу Листу, отвечал за представление музыки Шопена и Беллини в самых престижных салонах французской столицы. Бетховен был высокого мнения о Паэре и однажды пошутил, что похоронный марш в его опере “Ахилл” настолько хорош, что “придется его сочинить”. Паэр написал две симфонии, концерты для фортепиано и органа, а также… пятьдесят пять опер. Оперу “Леонора” (полное название — “Леонора, или Супружеская любовь”, “Leonora ossia L’amore coniugale”) по либретто Джузеппе Марии Фоппа и Джакомо Кинти он сочинил в 1804 году, будучи пожизненным (это место даровал ему курфюрст Саксонии Фридрих Август I) капельмейстером Дрезденского придворного театра. В том же году состоялась премьера спектакля.
В основе “Леоноры” — история, знакомая нам по опере Бетховена “Фиделио”. Героиня оперы Леонора выдает себя за человека по имени Фиделио, чтобы спасти мужа, несправедливо заключенного в тюрьму.
“Леонора” — режиссерский дебют генерального директора ЧОТ Лоуренса Эделсона. Он рассказывает: “Когда я присоединился к команде ЧОТ, опера “Леонора” была одной из первых, которые я собирался поставить. В 2020 году исполнилось двести пятьдесят лет со дня рождения Бетховена, и в рамках всемирных празднований возобновился интерес к опере Паэра. В начале XIX века опера часто исполнялась в Европе, но затем пришла пора “Фиделио” Бетховена, а оперу Паэра игнорировали более века. Можно вспомнить лишь несколько постановок с сильно сокращенной партитурой. Первая после многих лет забвения постановка “Леоноры” состоялась в Австрии в 2020 году. Вскоре после этого вышла видеозапись. Когда я ее услышал, я был потрясен музыкальным изяществом — как оркестровым, так и вокальным. Связь либретто у Паэра и Бетховена поразительна! Зная, что Лирик-опера планировала вернуть “Фиделио” на сцену этой осенью, мне было ясно, что нам нужно в это время поставить “Леонору”. Я очень рад сотрудничать с Джейн Гловер и замечательным актерским составом. Зрителей ждут вечера виртуозного пения и новый взгляд на вневременную историю, которая сегодня так же актуальна, как и во время ее премьеры”.
Спектакль станет первой в мире полноценной постановкой “Леоноры”, в которой использована новая редакция партитуры, подготовленная немецким издательством Bärenreiter. За дело берется команда профессионалов во главе с музыкальной руководительницей оркестра “Music of the Baroque” Джейн Гловер. Исполнители главных партий дебютируют в ЧОТ. Особый интерес представляет уругвайский тенор Эдгардо Рочи. Он начинал как пианист, а потом решил заняться вокалом. С 2008 года живет в Италии. Его дебют на оперной сцене состоялся в партии графа Альмавивы (“Севильский цирюльник” Дж.Россини) в Оперном театре Чезены (Северная Италия). Специалисты обратили на него внимание в 2010 году после успешного выступления на фестивале Валле д’Итрия в городе Мартина-Франка (Апулия, юг Италии) в редко ставящейся опере “Жан Парижский” Г.Доницетти.
В одно время с “Леонорой” на сцене Лирик-оперы идет “Фиделио” Бетховена (подробности — в соседней статье в этом номере газеты), так что у нас есть уникальная возможность сравнить две инсценировки.
12 сентября ЧОТ провел встречу “Close-Up with Leonora”, на которой в исполнении солистов театра зрители услышали фрагменты из оперы “Леонора”. 21 сентября представители Лирик-оперы и ЧОТ провели совместную встречу “Revolution, Love, Freedom: Exploring the sacrifice of love and defiance of tyranny in Beethoven’s Fidelio and Paër’s Leonora”, на которой обсудили музыкальные (и не только) связи между операми Бетховена и Паэра. В числе участников встречи были музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола, руководитель департамента Лирик-оперы по работе с артистами, режиссер “Фиделио” Мэтью Озава, дирижер Джейн Гловер и генеральный директор ЧОТ Лоуренс Эделсон.
Nota bene! Спектакли пройдут в помещении Studebaker Theater (410 S. Michigan Avenue, Chicago, IL 60605). Билеты на оперу ”Леонора”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2024-25 годов Чикагского оперного театра — на сайте chicagooperatheater.org.
Оставьте первый комментарий