Чикагский оперный театр: новый сезон

Лидия Янковская. Фото предоставлено ЧОТ
Лидия Янковская. Фото предоставлено ЧОТ

Камерными концертами “Voices of Refugee” открылся новый, сорок восьмой сезон Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ). Я уже писал о репертуаре театра на осень 2020 – весну 2021 годов, но пандемия внесла в эти планы некоторые коррективы. Вот что мы услышим в новом сезоне.

21 ноября, 7.30 pm. “Кащей бессмертный” Н.Римского-Корсакова. Премьера на Среднем Западе. В главных партиях: Тайрон Чамберс Второй (его дебют в ЧОТ состоялся в опере “Маршрут свободы” Д.Шора в феврале 2020 года) – Кащей бессмертный, Ракель Гонсалес (дебют в ЧОТ) – Царевна Ненаглядная краса, Уилл Ливерман (дебют в ЧОТ) – Иван-королевич, Анни Розен (она дебютировала в ЧОТ в опере “Алый ибис” С.Вайсмана, сезон 2018-19 годов) – Кащеевна. Дирижер – Лидия Янковская. Опера исполняется на русском языке с английскими субтитрами.

Одноактная опера “Кащей бессмертный” – одна из последних в творчестве Римского-Корсакова – была впервые поставлена в декабре 1902 года в Москве, в частном театре П.Солодовникова. Либретто оперы композитору предложил сотрудник журнала “Русская музыкальная газета” Е.Петровский. Идея Римскому-Корсакову понравилась, а либретто – нет. После многократных попыток переделать текст он отказался от него и с помощью дочери Софьи написал новое либретто. Композитор назвал свою оперу “осенней сказочкой”, намекая на несерьезность сочинения, однако цензура и критики отнеслись к ней очень даже серьезно. Старик Кащей, как олицетворение злобной, безжалостной силы; его прогнившее царство, запрещающее все новое и живое, – да это же актуальная политическая сатира про царившую самодержавную власть! В начале XX века Кащей ассоциировался с обликом тогдашнего всесильного обер-прокурора Синода К.Победоносцева, которого Блок назвал колдуном, стеклянным глазом заворожившим Россию. (Параллели можно проводить и с днем сегодняшним, с сегодняшними правителями России и Беларуси.) Кащею противостоят Иван-королевич и Буря-богатырь. Королевич освобождает из плена Царевну Ненаглядную красу, и она становится символом возрождения… (Похоже, Римский-Корсаков прямо предвидел события, разворачивающиеся сегодня в моей родной Беларуси…)

Но вернемся к Римскому-Корсакову. В 1905 году композитор покинул Петербургскую консерваторию в знак солидарности с протестующим студенчеством. 27 марта “Кащей…” был поставлен учащимися консерватории под управлением ректора Глазунова. Спектакль стал не только художественным, но и общественным событием. На сцену Большого театра опера была допущена только в канун Февральской революции 1917 года. Партию Царевны исполняла Нежданова, Кащеевны – Обухова. В 1919 году опера была поставлена в Мариинском театре с Ершовым в партии Кащея.

В бывшем СССР оперу ставили редко. Вспомним спектакли в Московском театре имени Немировича-Данченко в 1944 году и в Ленинградском Малом оперном театре в 1950 году. В начале девяностых “Кащей…” был поставлен в Мариинском театре. Дирижировал Валерий Гергиев. На основе этого спектакля студией “Филипс” была сделана студийная запись. В год столетия первой постановки новую работу осуществил московский театр Геликон-опера. В год столетия со дня смерти композитора (2008) опера была поставлена в Белорусском оперном театре в Минске.

Опера “Кащей бессмертный” заменила ранее планировавшуюся чикагскую премьеру другого шедевра русского композитора – “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”.

“Кащей бессмертный” второй раз исполняется в Северной Америке. Американская премьера состоялась в Island City Opera. Дирижировала Лидия Янковская.

“Кащей бессмертный” – третья опера в “русской серии” ЧОТ. До этого в Чикаго впервые были представлены “Иоланта” П.Чайковского (сезон 2018-19 годов) и “Алеко” С.Рахманинова (сезон 2019-20 годов).

27 февраля 2021 года, 7.30 pm. “Принимая змей” (“Taking Up Serpents”) Камалы Санкарам. Премьера на Среднем Западе. Дирижер – Лидия Янковская. Режиссер – Алисон Мориц. В главных партиях: Александра Луитсон (дебют в ЧОТ) – Кайла, Лиа Декстер – мать Кайлы, Майкл Майерс (дебют в ЧОТ) – Проповедник. Опера исполняется на английском языке с английскими субтитрами.

Постер спектакля “Принимая змей”. Фото - Джо Мацца
Постер спектакля “Принимая змей”. Фото — Джо Мацца

В рамках “Living Opera Series” – камерная опера американского композитора индийского происхождения Камалы Санкарам на основе либретто чикагского драматурга Джерри Дая. Спектакль рассказывает о Кайле – дочери дрессировщика змей и проповедника на американском Юге. В музыке оперы сочетаются элементы классической романтической традиции и аппалачские баллады с необычными инструментами, в том числе – электрогитарой и водяным телефоном. Партитура оперы написана для мощных драматических голосов, что довольно редко случается в современных операх. В постановке мы увидим конструкции, знакомые нам по традиционной опере, эксперименты с виртуальной реальностью и даже недавние опыты с операми в видеочате Zoom.

Премьера с огромным успехом прошла в Вашингтонской национальной опере. Мы услышим расширенную версию. Совместная постановка с On Site Opera (Нью-Йорк). Первая в истории ЧОТ опера, написанная композитором-женщиной.

24 апреля 2021 года, 7.30 pm. “Почтальон” (“Il Postino”) Даниэля Катана. Премьера на Среднем Западе. Дирижер – маэстро из Мексики Иван Лопес Рейнозо (оперный дебют в США). Режиссер – американец пуэрто-риканского происхождения Кристал Маник. В главных партиях: Даниэль Монтенегро (дебют в ЧОТ) – Почтальон, Дэвид Ломели (дебют в ЧОТ) – Пабло Неруда. Совместная постановка Opera Southwest и Virginia Opera. Опера исполняется на испанском языке с английскими субтитрами.

Постер спектакля “Почтальон”. Фото - Джо Мацца
Постер спектакля “Почтальон”. Фото — Джо Мацца

В центре сюжета – трогательная любовь почтальона и девушки из рыбацкого поселка. Вдохновителем любви становится поэт Пабло Неруда, скрывающийся в Италии от чилийской диктатуры. Катан сочинил оперу на собственное либретто по мотивам одноименного фильма 1994 года английского режиссера Майкла Редфорда. Там блистали Филипп Нуаре (он играл роль Неруды), Массимо Троизи (почтальон) и Мария Грация Кучинотта (та самая прелестная девушка). Для Троизи “Почтальон” стал последним фильмом. Он умер вскоре после завершения съемок. В 1995 году лента получила премию “Оскар” за лучшую музыку (Луис Энрикес Бакалов).

Американский композитор мексиканского происхождения Даниэль Катан скоропостижно скончался в 2011 году, меньше чем через год после премьеры “Почтальона” в Лос-Анджелесской опере. Его музыка исполняется в Чикаго впервые.

Генеральный директор ЧОТ Эшли Магнус говорит: “Подобно большинству организаций культуры, нам пришлось определить, как лучше всего подойти к новому сезону. Приоритетом для театра является выполнение обязательств перед артистами и аудиторией. Мы постарались найти новые способы связи с нашими зрителями”.

Музыкальный руководитель ЧОТ Лидия Янковская настроена оптимистично: “Мы с нетерпением ждем возможности вернуться в театр. Пока это не будет безопасно, мы вкладываем все наши усилия в создание высококачественных спектаклей, ориентированных на виртуальные просмотры. Надеемся, что зрители Чикаго и пригородов, а также любители оперы со всего мира присоединятся к нам, не покидая своих домов”.

С весны 2018 года при театре действует программа Vanguard Initiative, целью которой является поддержка молодых композиторов и помощь в создании новых опер. Консультантами проекта являются Лидия Янковская и композитор Джей Хегги. На разных этапах творческого процесса ЧОТ инвестирует средства в развитие сочинений. Два года прошло с момента открытия программы, и в новом сезоне театр представит два новых произведения (Vanguard Operas). Премьера первой оперы состоялась на прошлой неделе. Это “Превращение Джейн Доу” (“The Transformation of Jane Doe”) композитора-резидента ЧОТ (Vanguard Emerging Opera Composer) Стейси Гэрроп – музыкальная история о привидениях в легендарном чикагском отеле Drake. Впереди – еще одна премьера.

20 марта 2021 года, 7.30 pm. “Эпизод со щенком” (“The Puppy Episode”) композитора-резидента ЧОТ (бывшего композитора-резидента Музыкального центра Люцерна) Мэтью Ресио. Опера, написанная на основе либретто канадского драматурга Ройса Ваврека, рассказывает о том, как один мужественный шаг может изменить жизнь многих людей. Главные партии исполняют молодые певцы ЧОТ Нина Муталифу, Морган Мидлтон, Уильям Оттоу, Кинон Кайлс. Дирижер – Кедрик Армстронг (дебют в ЧОТ). Опера исполняется на английском языке с английскими субтитрами.

В планах театра – еще два интересных проекта.

Vanguard Micro-Jams.” Концерт коротких (от одной до трех минут) произведений для голоса, написанных композиторами-резидентами ЧОТ С.Гэрроп, М.Ресио, Ванг Лу, Шоун Окпеболо для молодых солистов театра. Трансляция – на страницах ЧОТ в социальных сетях 26-30 октября 2020 года. Просмотр бесплатный.

Inner Workings season 2.” Беседы с оперными исполнителями и представителями администрации. Второй сезон соберет отраслевых экспертов для решения вопросов о том, как финансируется американская опера, что нужно знать композиторам и либреттистам, прежде чем создавать новые произведения, как современные технологии могут быть использованы в опере. Трансляции пройдут на платформе Zoom каждый вторник в 11.00 am в декабре 2020 года и январе 2021 года. Участие бесплатное. Требуется предварительная регистрация.

Все оперы будут записаны и сняты чикагской компанией Valhalla Media в залах Harris Theatre и Studebaker Theatre без публики. Просмотр после оплаты на платформе Valhalla Media Live. Опера “Эпизод со щенком” доступна в течение двадцати четырех часов после начала трансляции, остальные останутся на платформе в течение семидесяти двух часов.

Nota bene! Абонементы на пять спектаклей ($80) и одиночные билеты ($20) на сезон 2020-21 годов Чикагского оперного театра можно заказать по телефону 312-704-8414 или на сайте cot.org. Там же вы найдете информацию об истории и сегодняшнем дне театра.