Его Величество Вестерн!

Новые релизы Kino Lorber Studio Classics

Кадр из фильма “Рыжая из Вайоминга”
Кадр из фильма “Рыжая из Вайоминга”

Компания Kino Lorber больше тридцати пяти лет занимается прокатом фильмов, выпуская ежегодно больше тридцати. В библиотеке компании — свыше четырех тысяч картин. В 2019 году компания запустила онлайн-платформу Kino Now, c началом пандемии стала выпускать виртуальные релизы новых фильмов и классические ленты в новом, отреставрированном виде. Расскажу о последнем релизе компании — альбоме “Western Classics II”, состоящем из трех классических фильмов-вестернов.

Рыжая из Вайоминга” (“The Redhead from Wyoming”, США, 1953, 81 мин.). Режиссер — Ли Шолем. В ролях: Морин О’Хара, Алекс Николь, Уильям Бишоп, Роберт Штраусс, Александр Скурби, Грегг Палмер.

Штат Вайоминг, семидесятые годы XIX века. Хозяйка салунов Кейт (легенда экрана Морин О’Хара) не может выбрать между обходительным бизнесменом Джимом и привлекательным шерифом. Между тем в штате идет настоящее сражение между скотоводами и поселенцами. Скотоводы выступают за честные условия сделок, в том время как поселенцы собирают на пастбищах неучтенный скот и продают его. Джим использует салон Кейт в качестве центра скупки скота и делает девушку главной в этом опасном занятии. Он метит в губернаторы и хочет остаться в тени. Когда Кейт узнает правду, кажется, уже ничего изменить нельзя, однако не все так просто… В роли Кейт Морин О’Хара демонстрирует чудеса спортивной ловкости. Рыжая красотка при полном макияже прекрасно ездит на лошади, дерется и точно стреляет из винчестера по врагам!.. Сегодня вестерн о силе и величии Женщины назвали бы феминистским, а семьдесят лет назад таких слов не знали и просто снимали хорошее кино.

Столпы небес” (“Pillars of the Sky”, США, 1956, 95 мин.). Режиссер — Джордж Маршалл. В ролях: Джефф Чандлер, Дороти Мэлоун, Майкл Ансара, Уорд Бонд.

Перемещаемся в штат Орегон. Год 1868. На экране — лихой кавалерийский вестерн, а это значит, что правят бал гусары! В центре сюжета — противостояние белых поселенцев во главе с сержантом Эмметом Беллом (Джефф Чандлер) и коренных американцев во главе с вождем апачей Камиакиной (Майкл Ансара).

Ружье для труса” (“Gun for a Coward”, США, 1957, 81 мин.). Режиссер — Эбнер Биберман. В ролях: Фрэд Макмюррей, Джеффри Хантер, Дженис Рул, Бетти Лин. Главный герой картины — пастух Уилл (Фред МакМюррей).

Кадр из фильма “Ружье для труса”
Кадр из фильма “Ружье для труса”

Он живет у себя на ранчо и хочет только мирно пасти скот. У него два младших брата: дикий и безрассудный Хейд (Дин Стоквелл) и Блесс (Джеффри Хантер), отказывающийся брать в руки пистолет. Беспощадная мать (Джозефин Хатчинсон) никого не боится и готова идти в бой, а возлюбленная Уилла (Дженис Рул) все больше тянется к чувствительному Блессу. Столкновение с индейцами неминуемо. Кто из братьев выживет?..

Выпуск нового альбома с классическими вестернами — прекрасный повод поговорить о них. Лучше всего о вестернах высказался признанный классик мирового кино Жан-Люк Годар, назвав их “самым кинематографичным из всех возможных жанров кино”. Фильмы-вестерны — это фильмы о ковбоях, индейцах и прочих обитателях Дикого Запада. В семидесятые годы XIX века, когда американская экономика начала бурно развиваться, залечивая раны Гражданской войны, ковбои из южных штатов проделали долгий путь в тысячи миль из Техаса в Калифорнию. Тогда-то и получил популярность образ волка-одиночки, живущего на окраине цивилизации, не владеющего ничем, кроме коня, револьвера и собственных представлений о жизненных ценностях. Сюжеты о противоборстве белых и индейцев стали основой множества дешевых романов, которые продавались на ярмарках в каждой деревушке. Тогда же началась романтизация образа бандитов с Дикого Запада. Реально существовавшие Джесси Джеймс, Билли Кид, Дикий Билл Хикок стараниями журналистов и писателей превращались в современных Робин Гудов. С годами из подобных историй, газетных статей, дешевых книжонок и театральных постановок сложился своего рода кодекс жанра, который потом распространился и на кинематограф. Действие вестерна всегда происходит на границе, разделяющей цивилизацию и варварство. В вестерне все просто: на одной стороне — закон, порядок, общество, на другой — бандиты и дикие индейцы. Временные рамки тоже ограничены. Это, в основном, 1860-1890 годы — время освоения Дикого Запада. Символом этого освоения стала железная дорога, которая связала побережья двух океанов. Кроме того, в 1890 году произошла последняя решающая битва между армией США и индейцами, которая положила конец организованному сопротивлению краснокожих. Географические рамки вестерна простираются к западу от Миссисипи, к северу от Рио-Гранде, там, за мексиканской границей… К рождению вестерна причастен “пионер” американского кинематографа Дэвид Гриффит. Именно с его легкой руки вестерн прописался в Голливуде, откуда и начал завоевывать мир. За период с 1908 по 1913 годы Гриффит создал семьдесят четыре (!) вестерна и на многие годы определил каноны жанра. Казалось бы, так просто: “крутые” парни в белых шляпах и плохие парни в черных, дилижансы, бизоны, набеги индейцев, шерифы, бандиты, лассо, кольты, погони и перестрелки на фоне величественных скал и каньонов — обязательный ”джентльменский” и очень неполиткорректный набор классического вестерна. По этим правилам работали и первые голливудские режиссеры фильмов-вестернов в первом десятилетии XX века, и самые значительные мастера этого жанра в тридцатых-сороковых годах (Джон Форд, Энтони Манн, главный ковбой мирового кино Джон Уэйн). К началу шестидесятых годов все уверенно отмечали смерть жанра. В Америке в период с 1950 по 1963 годы доля вестернов в общем объеме снятых фильмов упала с 34% до 9%. Но неожиданно вестерн обрел второе дыхание в Европе. Европейские кинематографисты наладили собственное производство вестернов, поскольку снимать их оказалось гораздо дешевле, чем закупать в Голливуде. Вначале это было всего лишь копирование американских вестернов категории “B”, за что эти фильмы и получили название “спагетти-вестерны”. Одним из самых популярных фильмов этого жанра стала картина немецкого режиссера Гарольда Райнля “Сокровища Серебряного озера” (“Treasure of Silver Lake”, 1965) по роману Карла Мэя с американским актером Лексом Боркером в главной роли. Но наибольшую популярность вестерны приобрели в Италии. Там создали нового героя, который оставался волком-одиночкой, но при этом ему было совершенно наплевать на закон, порядок, власть и мораль. Единственной движущей силой этого “человека без имени” была жажда наживы. Первое время вестернам не хватало настоящего режиссера, который бы своими фильмами убрал унизительную добавку “спагетти” в названии нового для Европы жанра. И такой режиссер появился. В 1964 году вышел фильм Серджо Леоне “За пригоршню долларов” (“A Fistful of Dollars”) — первая часть “долларовой” трилогии, изменившей представление о вестернах. Многие из приемов Леоне тут же стали классическими: выверенные композиции кадров, неожиданные ракурсы, крупные планы, остроумные детали, паузы в кульминационные моменты действия. Лента вызвала бесчисленные подражания, Леоне вошел в число крупнейших режиссеров мирового кино, а открытый им американский актер Клинт Иствуд исполнил роль своей жизни. Кстати, фильм Квентина Тарантино “Джанго освобожденный” (“Django Unchained”, США, 2012) — стилизация на тему картины Серджо Корбуччи “Джанго” (“Django”, 1966). В том давнем итальянском “спагетти-вестерне” герой-одиночка (эту роль исполнил Франко Неро) возит за собой гроб, в котором спрятан пулемет. Спустя без малого полвека “великий и ужасный” Квентин решил сделать “спагетти-вестерн” наоборот. С помощью своего наставника — охотника за головами по кличке “Дантист” (Кристоф Вальц) — беглый раб (Джейми Фокс) делает все возможное и невозможное, чтобы спасти жену от жестокого плантатора Миссисипи… В общем, вестерны и сегодня продолжают снимать, о них продолжают говорить и спорить, а это значит, что жанр скорее жив, чем мертв!

Альбом “Western Classics II” в продаже с 6 апреля.

Приятного просмотра!