“Я мыслю только музыкой…”

«Я мыслю только музыкой, и если так пойдет дальше, превращусь в аккорд и исчезну в небесах».
Брамс

Прежде всего мне хотелось бы поблагодарить всех тех, кто интересуется, поддерживает и принимает участие в концертных сезонах Lisker Music Foundation.

Мы с большой радостью и волнением открываем осенний абонемент, первое выступление состоится 6-го сентября в 7:30 вечера в Николс концерт холл и посвещено памяти жертв фашизма.

Не случайно в программу концерта включены произведения композиторов Иога́ннеса Брамса и Дмитрия Шостаковича. Брамс и Шостакович – величайшие классики своего времени – были тесно связаны с судьбами свох стран, сумели с силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом.

Брамс говорил: “Писать столь красиво, как Моцарт, мы уже не можем, попробуем писать по крайней мере так же чисто, как он”. Речь идет не только о технике, но и о содержании музыки Моцарта, ее этической красоте. Брамс создавал музыку значительно более сложную, чем Моцарт, отражая сложность и противоречивость своего времени, но он следовал этому девизу, ибо стремлением к высоким этическим идеалам, чувством глубокой ответственности за все, что он делал, отмечена творческая жизнь Иоганнеса Брамса.

В первом отделении концерта прозвучит Третий фортепианный квартет Брамса, который содержит все лучшее, на что был способен в своем творчестве композитор. Идеальная форма, яркий тематизм, сочетание страсти, жестокости, лирики, патетики, тревоги, сомнения, которые распределяются на протяжении произведения очень гармонично и без эмоционального надрыва. Композитор долго работал над этим произведением – около 9 лет, и опубликовал его только в 1874 году, когда ему был 41 год.

Жемчужина Квартета, несомненно, роскошное Анданте изумительной красоты. Оно начинается с выразительного соло виолончели, которая ведет мечтательную мелодию, напоминающую романс, а затем передает ее скрипке. Эта медленная часть – одна из лучших лирических страниц в музыке Брамса.

В трудных условиях немецкой действительности XIX века Брамс боролся за права и свободу личности, воспевал мужество и нравственную стойкость. Его музыка полна тревоги за судьбы человека, несет слова любви и утешения. Ей присущ беспокойный, взволнованный тон.

Во втором отделении прозвучит один из шедевров классической музыки 20-го века – Восьмой струнный квартет Шостаковича. Стремление воплотить острейшие конфликты современного мира с его грандиозными потрясениями и обесточенными столкновениями противоборствующих сил – основная тема произведения.

В годы Великой Отечественной войны Шостакович стал в первые ряды художников-борцов против фашизма. Его Седьмая (“Ленинградская”) симфония (1941) была воспринята во всем мире как живой голос сражающегося народа, вступившего в схватку не на жизнь, а на смерть во имя права на существование, в защиту высших человеческих ценностей. Никогда еще в искусстве музыки силы зла не были обрисованы столь рельефно, никогда еще не была с такою яростью и страстью обнажена тупая механичность деловито работающей фашистской «машины уничтожения». Столь же рельефно “военная” тема представлена в Восьмом квартете композитора, духовная красота и богатство внутреннего мира человека, болеющего бедами своего времени.

Также в фойе Николс концерт холл будет размещена выставка картин художника Лазаря Рана о Минском гетто, любезно предоставленная Борисом Цинманом.

Я уверен, что этим мы сможем не только почтить память ушедших, но и лично выразить нашу глубокую благодарность всем, пережившим ужасы войны.

Звоните по телефону (847) 272-7003 или посетите www.liskermusicfoundation.org