Почему у музыкальных нот такие странные названия

Памятник Гвидо Аретинскому
Памятник Гвидо Аретинскому

Письменность, великое изобретение человечества, позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и информацию. Другое изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку.

Изобретатель современной системы нотной записи — бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (990−1050). Гвидо обучал певчих исполнению песнопений. Дело это было нелёгким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Гвидо Аретинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota — знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введённый Гвидо, остался без изменений. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это — первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поётся на тон выше предыдущей. Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалёку от галереи Уффици UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum, Sancte Ioannes. (В переводе с латинского: “Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»)

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut — закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus — Господь). Последняя нота октавы, si — сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию.

Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Но выучить ноты ещё не значит исполнить музыкальное произведение. Первый пласт расшифровки музыкальной идеи – это трансформация нот в звуки. Второй – оформление звуков в правильно организованные ритмические группы. Следующий пласт – на основе ритмических групп созданиe фраз (предложений). Затем исполнитель добавляет динамику, расставляет правильные акценты, выбирает темп и прочие нюансы. Всё перечисленное относится к механической работе нашего мозга. Музыка, согласитесь, это искусство выражения эмоций и переживаний. Это величайшее изобретение человечества, способное погрузить нас в глубины океана наших фантазий, подарить нам эстетическое и духовное наслаждение.

В нашем городе есть много мест, где можно послушать хорошую музыку. Одно из них – прекрасный зал Nichols Concert Hall, с акустикой, отвечающей самым высоким стандартам. В нём проводит свои концерты Lisker Music Foundation вот уже 16-й сезон. Первый концерт этого сезона состоится 14-го сентября исполнением произведений Людвига ван Бетховена. На сцене выступят лауреаты международных конкурсов под руководством Давида Лискера. Программа рассчитана на широкую аудиторию.

Билеты – $30.00 и VIP $40.00. Ждём встречи с вами.

Звоните по телефону  (847) 272-7003 или посетите www.liskermusicfoundation.org