«Композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле»

Анна Ахматова

В четверг, 6-го сентября, в 7:30 вечера в Nichols concert hall состоится очень важное культурное мероприятие; концерт классической музыки и выставка картин о Минском гетто, любезно предоставленная Борисом Цинманом. Программа посвящена Международному дню памяти жертв фашизма и войны. Произведения композиторов Иога́ннеса Брамса и Дмитрия Шостаковича прозвучат в исполнении музыкантов под управлением скрипача Давида Лискера.

Центральным сочинением концерта безусловно является исполнение 8-го струнного квартета Шостаковича, и о нём несколько слов.

В 1960-м году Шостакович получил заказ написать музыку к кинофильму “Пять дней, пять ночей” к совместному кинофильму Мосфильма и ДЕФА о спасении советскими воинами бесценных сокровищ Дрезденской галереи. В 20-х числах июня 1960-го года Дмитрий Дмитриевич выехал в Германию. Его поселили в красивом городке на земле так называемой Саксонской Швейцарии в 40 километрах от Дрездена. И здесь волею судеб он встретился с людьми, которые много знали о бывшем неподалёку лагере смерти. Рассказы свидетелей рисовали живые картины ужасов, газовых камер, надругательств, голода, страха, ставшие для всего человечества известными фактами. Но открывались и такие, которым не найти названия. В лагере смерти звучала музыка. Фашисты собирали пленных музыкантов в оркестр, заставляя их играть вальсы Штрауса, чтобы заглушить дикие крики и стоны, доносившиеся из камер пыток. Отложив работу над музыкой к кинофильму, Шостакович целиком погрузился в сочинение квартета, завершив его в три дня, что называется, на вздохе.

Если внимательно и осознанно вслушиваться в музыку произведения, открывается другая правда, на ином глубинном уровне, если хотите, личностная, интимная, автобиографичная и одновременно гражданственная. Так вот, обратимся к самой музыке. Во-первых, не случайно, что это квартет. Не случайно и то, что вся партитура пронизана музыкальной монограммой автора. И, наконец, совсем уж не случайно Шостакович посвятил этот квартет самому себе. “Посвятил своей памяти”, — свидетельствует его дочь Галина. Теперь обо всем по порядку. Струнный квартет принадлежит к жанру инструментального ансамбля. У музыкантов тут же возникают понятия — “элитный жанр”, значит для тех, кто умеет вслушиваться, желая понять глубинный смысл, а также предназначенный для четырех исполнителей: первая скрипка, вторая скрипка, альт, виолончель. Он предполагает интимность. Я бы сказал, доверительность. Квартет состоится только тогда, если участники его тонко чувствуют друг друга. И если они умеют вести деликатный и мудрый диалог, читая без слов мелодические голоса не только в нотах, но и между ними, как говорится, между строк.

Музыкальная монограмма композитора — это мотив из четырех звуков, составляющих инициалы Дмитрия Шостаковича – ДШ. Звуки эти, обозначенные латинскими буквами — D, S, C, H — можно перевести на ноты. И будет: ре, ми-бемоль, до, си. И этот мотив в квартете звучит постоянно, трансформируясь то в образ сумрачных размышлений, то в образ гнева, то в образ изумительного вальса. И тогда создается ощущение — собственной болью автора измерена глубина людской скорби. «Мне кажется, что Дрейфус – это я… Я за решеткой. Я попал в кольцо. Затравленный, оплеванный, оболганный… Мне кажется – я мальчик в Белостоке… Я, сапогом отброшенный, бессилен. Напрасно я погромщиков молю». (Евгений Евтушенко. “Бабий Яр”).

Звоните по телефону (847) 272-7003 или посетите www.liskermusicfoundation.org