Writers Theatre: “Эвридика”

Древний миф на новый лад

Сцена из спектакля “Эвридика”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Эвридика”. Фото - Майкл Бросилоу

Первая постановка тридцать первого сезона Writers Theatre (Гленко, северный пригород Чикаго) — спектакль “Эвридика” (“Eurydice”) по одноименной пьесе Сары Руль. Режиссер — художественный руководитель театра Брейден Абрахам. В ролях: Сара Прайс (Эвридика), Кеннет Ларон Гамильтон (Орфей), Джон Грегорио (Отец), Сюзан Джамшиди (Громкий камень), Элизабет Лидо (Маленький камень), Джон Листер (Большой камень), Ларри Яндо (Противный интересный человек/Повелитель подземного мира).

История любви играющего на лире Орфея и его возлюбленной Эвридики — часть древнегреческой мифологии. Орфей сразу влюбился в неземной красоты девушку и мечтал прожить с ней всю жизнь. Но Эвридику укусила змея, и Эвридика умерла. Горе Орфея было велико. Он спустился в Царство мертвых, чтобы только еще раз увидеть любимую. В Царстве том он плыл по реке Стикс мимо умерших душ и наконец попал на аудиенцию к повелителю подземного мира Аиду. Орфей сыграл Аиду на лире, и — вот она, волшебная сила музыки — Аид разрешил Орфею забрать Эвридику в мир живых. Условие всего одно — Орфею ни при каких условиях нельзя смотреть на Эвридику. Орфей радостно согласился и ушел с Эвридикой. Увы, он не смог выполнить условие, оглянулся, и Эвридика исчезла. Она вновь оказалась в царстве мертвых. Теперь уже навсегда. Орфей снова пытался попасть в подземный мир, но дважды войти в одну реку ему не удалось…

Сцена из спектакля “Эвридика”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Эвридика”. Фото — Майкл Бросилоу

От Вергилия и Овидия, от Монтеверди и Глюка, древнегреческий миф об Орфее и Эвридике не давал покоя ни поэтам, ни композиторам. Самую свежую версию придумала в 2003 году Сара Руль. Древний миф она переосмыслила с феминистской точки зрения. Получилась история, рассказанная Эвридикой. Недавно умершая, она прибывает в подземный мир и с помощью отца, которого потеряла много лет назад, пытается восстановить память. Когда появляется Орфей, Эвридике приходится выбирать: остаться с отцом или уйти с мужем… Режиссер Брейден Абрахам комментирует: “Пьесу “Эвридика” хвалили за ее оригинальность и поэтический язык, она ставилась по всему миру. Возможно, она — одна из самых личных пьес Сары Руль. На протяжении тысячелетий стихи, оперы, песни и картины интерпретировали и переосмысливали эту историю. Захватывающая версия Сары Руль исследует темы любви, утраты, горя и стойкости человеческого духа”.

Сара Руль родилась в Вилметте (Иллинойс). Выпускница Brown University по классу Полы Фогель. Наиболее известные пьесы — “In the Next Room, or the vibrator play”, “Dead Man’s Cell Phone”, “Melancholy Play”, “How to Transcend a Happy Marriage”. Дважды финалист Пулитцеровской премии, номинант на премию “Тони”. Профессор. Преподает в Школе драмы Йельского университета. Живет с семьей в Бруклине.

Сцена из спектакля “Эвридика”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Эвридика”. Фото — Майкл Бросилоу

В Чикаго я помню спектакль “Чистый дом” (“The Clean House”) по пьесе Сары Руль в постановке Людмилы Лопатиной-Соломон. Этим спектаклем в октябре 2014 года открылся театр “Bluebird Arts”.

По пьесе “Эвридика” американский композитор Мэтью Окойн сочинил оперу, которая шла на сцене Лос-Анджелесской оперы (февраль 2020 года) и Метрополитен-оперы (ноябрь 2021 года). Спектакль демонстрировался в серии “Метрополитен-опера в кино” (режиссер — Мэри Зиммерман, дирижер — Янник Незе-Сеген).

Чикагский зритель помнит “музыкально-балетные” версии “Орфея и Эвридики”. В сезоне 1978-79 годов на сцене Лирик-оперы Чикаго показали “Орфея и Эвридику” К.В.Глюка в хореографии Джорджа Баланчина. Спустя двадцать восемь лет, в сезоне 2005-06 годов Лирик-опера представила постановку Роберта Карсена с обладателем божественного контральто Дэвидом Дэниелсом в партии Орфея.

В декабре 2013 года Чикагский оперный театр представил песенный цикл “Орфей и Эвридика” для сопрано, кларнета и фортепиано американского композитора Рики Яна Гордона. Действие происходило в… бассейне. Для режиссера и тогдашнего руководителя театра Андреаша Митишека вода стала рекой Стикс, по которой Харон перевел Орфея в Царство мертвых. Вода стала метафорой жизни и смерти.

Сцена из спектакля “Эвридика”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Эвридика”. Фото — Майкл Бросилоу

В сентябре-октябре 2017 года балетный вариант “Орфея и Эвридики” К.В.Глюка (в парижской версии 1774 года) показал в Лирик-опере Джон Ноймайер. А вот драматический вариант древнего мифа мы увидим в большом Чикаго впервые.

“Эвридика” — первый спектакль нового художественного руководителя театра Брейдена Абрахама. Он родился и вырос в штате Вашингтон, закончил театральную программу университета Западного Вашингтона. На протяжении более чем двадцати лет работал в Seattle Repertory Theatre — лауреате премии “Тони”, крупнейшем (с шестидесятилетней историей) некоммерческом театре Сиэтла, штата Вашингтон и северо-запада США. В двадцать пять лет Брейден пришел в театр в качестве стажера, потом стал членом труппы. В 2014 году после скоропостижной смерти руководителя Seattle Rep Джерри Мэннинга тридцатисемилетнему Абрахаму предложили возглавить театр на год. Испытательный срок Абрахам прошел успешно и “задержался” в театре еще на семь сезонов.

Отличительной чертой пребывания Абрахама в Seattle Rep стал успешный опыт постановки новых пьес. Совместно с такими компаниями, как La Jolla Playhouse, Goodman Theater и Орегонский шекспировский фестиваль, он представил постановки драм Роберта Шенкана о временах президентства Линдона Джонсона (получивший премию “Тони” спектакль “All the Way” и его продолжение “The Great Society”), бродвейский музыкальный хит “Come From Away” и пьеса “Фанни” сиэтлского драматурга Шерил Л.Уэст об активистке гражданских прав Фанни Лу Хамер (мировая премьера спектакля прошла в Goodman Theatre, режиссер Генри Годинес).

В 2021 году Абрахам инициировал амбициозную программу “20×30”, по которой к 2030 году в театре должны быть поставлены двадцать новых пьес, “отражающих наше время”. Заказы на пьесы получили многие известные драматурги. Будущее этого проекта, по словам Абрахама, зависит от следующего художественного руководителя. (Им стал бывший руководитель портлендского театра Artists Rep (Орегон) Дамазо Родригес.)

Среди наиболее известных постановок Абрахама (их было более двадцати, включая шесть мировых премьер) — “Предательство” Г.Пинтера, “Стеклянный зверинец” Т.Уильямса, “Кто боится Вирджинии Вулф?” Э.Олби (в этом спектакле играли Памела Рид и известный актер Сиэтла Гамильтон Райт). Как выразился Абрахам: “Мне нравится видеть, как прошлое разговаривает с настоящим”.

Абрахам пользовался популярностью и поддержкой театральной общественности в Сиэтле, поэтому она, мягко говоря, была удивлена его решению покинуть театр. В 2021 году он подписал очередной четырехлетний контракт, однако уже в конце 2022 года заявил об отъезде в Гленко. Немалую роль сыграло то, что городские власти Сиэтла недавно сократили расходы на культуру. Вашингтон теперь занимает сорок седьмое место среди штатов США по финансированию искусства. Абрахам жалуется, что несмотря на все богатства, генерируемые в технологическом секторе региона, ведущие местные корпорации и магнаты уровня основателя Amazon Джеффа Безоса не жертвуют ничего организациям искусства и культуры.

Последним спектаклем в Сиэтле стала для Абрахама постановка пьесы “Mr. Dickens and His Carol” по роману Саманты Силвы. Спектакль шел в ноябре-декабре 2022 года. В интервью местному журналисту Абрахам сказал, что мирно расстается с театром и ищет новое творческое приключение: “Для меня никогда не наступит идеальное время, чтобы покинуть театр, в котором я вырос, но Writers Theatre — возможность создать что-то новое”.

После руководства театром с бюджетом в пятнадцать миллионов долларов и двумя сценами (Bagley Wright Theatre на 678 мест и Leo K. Theatre на 282 места) в феврале 2023 года Абрахам перешел в театр с меньшим бюджетом (восемь миллионов долларов) и двумя меньшими сценами (Alexandra C. and John D.Nichols Theatre на 255 мест и Gillian Theatre, вмещающий, в зависимости от постановок, от пятидесяти до девяноста девяти человек). Режиссер говорит, что наслаждается полученными возможностями создавать спектакли на меньшем пространстве “черного ящика”.

Напомню, в 2021 году после обвинений в неподобающем поведении из Writers Theatre ушел один из его создателей и бессменный художественный руководитель Майкл Хальберстам. На протяжении двух сезонов его обязанности выполнял режиссер Бобби Кеннеди. Исполнительный директор театра — Кэтрин Липума.

В планах Writers Theatre — еще четыре спектакля.

16 ноября — 24 декабря 2023 года. “Manual Cinema’s Christmas Carol.” Третий год подряд оригинальную интерпретацию романа “Рождественская сказка” Ч.Диккенса представляет чикагская труппа Manual Cinema. В веселом представлении для детей и взрослых участвуют куклы. В спектакле много песен, музыки и танцев. Один из лучших спектаклей 2022 года по версии газеты Chicago Tribune. В своих спектаклях труппа Manual Cinema сочетает театр теней, кинематографические приемы, звуковые и светоэффекты. В январе на Пятом международном фестивале театров кукол мы видели последнюю работу театра — спектакль “Франкенштейн” (“Frankenstein”).

8 февраля — 17 марта 2024 года. “Визит группы” (“The Band’s Visit”). Мюзикл на стихи и музыку Дэвида Язбека по роману Итамара Мозеса. Основан на одноименном израильском фильме Эрана Колирина. Режиссер — Зи Алихан. Совместная постановка с TheatreSquared. В небольшой израильский городок в пустыне прибывает заблудившийся автобус с оркестром египетской полиции. Музыкантов забирают на ночь местные жители. В благодарность за это оркестр дает концерт под открытым небом. Музыка объединяет всех!.. После успеха спектакля “Once” Writers Theater решается на еще одну захватывающую музыкальную постановку. Режиссер Зи Алихан знает о мюзиклах все. Ранее он был заместителем директора первого национального тура мюзикла “Визит группы” и постоянным директором национального тура мюзикла “Гамильтон” (“Hamilton”).

“Визит группы” стал триумфатором премии “Тони”-2018. В его активе — десять премий, в том числе — за лучшие мюзикл и актерские работы.

10 апреля — 12 мая 2024 года. “Херши Фелдер — монсеньор Шопен” (“Hershey Felder as Monsieur Chopin”) по книге Херши Фелдера с музыкой Ф.Шопена. Режиссер — Джоэл Цвик. Херши Фелдер в американском театре — личность легендарная. За почти три десятилетия активной творческой деятельности он сыграл более четырех с половиной тысяч спектаклей. Он прекрасно играет на фортепиано, поэтому с удовольствием придумывает представления о композиторах. Фелдер играл Бетховена, Листа, Чайковского. Теперь вот до Шопена добрался…

20 июня — 21 июля 2024 года. “The Hot Wing King” по пьесе Катори Холл. Режиссер — Лили-Энн Браун. Комедия о том, как группа друзей из Мемфиса готовят свое кулинарное произведение для ежегодного “Hot Wang Festival”. Премьера первой постановки состоялась 11 февраля 2020 года в офф-бродвейском Signature Theatre Company (Нью-Йорк). За эту пьесу в 2021 году Катори Холл была награждена Пулитцеровской премией.

Nota bene! Спектакль “Эвридика” идет на Большой сцене Writers Theatre (Alexandra C. and John D. Nichols Theatre) до 22 октября 2023 года. Абонементы и одиночные билеты на этот и другие спектакли сезона 2023-24 годов — на сайте www.writerstheatre.org, по телефону 847-242-6000 или в кассе театра по адресу: 325 Tudor Court, Glencoe, IL 60022.