Writers Theatre: “Похороненное дитя” и новый сезон

Все новости о театре

Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото - Майкл Бросилоу

Двадцать шестой сезон Writers Theatre заканчивает спектаклем по пьесе американского драматурга, актера, режиссера Сэма Шепарда “Похороненное дитя“ (“Buried Child“). Режиссер-постановщик — резидент Writers Theatre Кимберли Синьор. В ролях: Ларри Яндо (Додж), Шеннон Кокран (Хейли), Марк Монтгомери (Тилден), Тимоти Эдвард Кейн (Бредли), Шейн Кенион (Винс), Арти Ишак (Шелли).

Это очень мрачный спектакль, решенный в лучших традициях русского реалистического театра. На сцене – старенький, дырявый, темно-зеленого цвета диван, ночной столик с таблетками, старый телевизор… Большую часть времени на диване сидит или лежит хозяин дома Додж. Потом в комнате появится много свежих початков кукурузы и охапка морковки – их принесет Бредли. Скажет: “Нарвал на задах”… Главным в спектакле является авторский текст. В полном соответствии с названием театра, создатели мира Шепарда бережно отнеслись ко всем его ремаркам. У автора сказано: “Додж медленно поднимает голову и какое-то время смотрит в потолок, прислушиваясь. Опускает голову и смотрит на экран”. Именно так и происходит в спектакле. У автора написано: “Неожиданно из-за левых кулис появляется Тилден. Винс и Шелли, увидев его, неожиданно замирают на месте. Во все глаза смотрят, как Тилден идет к центру сцены и останавливается”. Все так и есть: “Неожиданно замирают на месте… Во все глаза смотрят…”.

Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото — Майкл Бросилоу

Режиссер спектакля любит своих актеров, а актеры вволю наслаждаются материалом. Есть что играть – характеры у всех сложные, глубокие, надломленные. У каждого есть свой монолог, во время которого актер оказывается на авансцене. Говорит он – остальные слушают. Все, как у автора, все по тексту… Актеры блестящие, слов нет. Играют все на пределе. Режиссура на заднем плане. Впрочем, может быть, в этом и был режиссерский ход: оставить актеров наедине с текстом: странным, колющим, непредсказуемым и, судя по аудитории, не таким известным, как, скажем, пьесы О’Нила или Уильямса.

Посмотреть этот спектакль я очень советую. Шепард – достойный продолжатель дела великих американских драматургов. Говорит он об американской глубинке, но такая история могла случиться и в столице, и где угодно. Мрачная история одной простой американской семьи…

Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото — Майкл Бросилоу

Сэм Шепард (1943-2017) — яркое имя в американском кино и театре. Он родился в городке Форт-Шеридан (штат Иллинойс). Снялся в нескольких десятках фильмов номинировался на премии “Оскар“ (второстепенная мужская роль в фильме “Парни что надо“, “The Right Stuff“, 1984 год), “Эмми“ (1999) и “Золотой глобус“ (2000). Был (вместе с Тонино Гуэрра) одним из сценаристов фильма М.Антониони “Забриски пойнт“ (“Zabriskie Point“, 1970), сценаристом картин “Париж, Техас“ (“Paris, Texas“, 1984) и “Почему дураки влюбляются“ (“Fool For Love“, 1985). В 1994 году попробовал себя в режиссуре, сняв вестерн “Язык молчания“ (“Silent Tongue“). Написал несколько десятков пьес, которые шли в театрах по всему миру. Многие из его пьес переведены на русский язык.

“Похороненное дитя“ — самая известная пьеса Шепарда. Первая постановка спектакля состоялась в Magic Theatre в Сан-Франциско в 1978 году. Позднее в том же году в Theater for the New City состоялась нью-йоркская премьера. В 1979 году пьеса получила Пулитцеровскую премию, а автор — премию “Obie» за драматургию. Широкую известность получила бродвейская постановка 1996 года чикагского актера и режиссера Гэри Синиза. Она была номинирована на пять премий “Тони“, включая номинацию за лучший спектакль. Последняя по времени известная постановка пьесы состоялась в 2016 году в офф-бродвейском театре The New Group.

Постановка Writers Theatre — первое обращение чикагского театра к драматургии Шепарда после его смерти в июле 2017 года.
В спектакле участвуют замечательные чикагские актеры Шеннон Кокран, Ларри Яндо, Марк Монтгомери, Тимоти Эдвард Кейн. В прошлый раз Кокран и Яндо играли вместе в 2014 году в Writers Theatre в спектакле “Пляска смерти“ — адаптации Макферсона классической пьесы А.Стриндберга. Спектакль в постановке Генри Вишкампера получил премию “Джефф“ за лучшую постановку сезона.

Исполнители главных ролей Арти Ишак (артистка из Детройта) и Шейн Кенион со спектаклем “Похороненное дитя“ дебютируют на сцене театра.

Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото — Майкл Бросилоу

Режиссер спектакля Кимберли Синьор хорошо известна по работам в ведущих театрах Чикаго и не только. Поставленный ею на Бродвее спектакль “Обесчещенный” (“Disgraced”) по получившей Пулитцеровскую премию 2012 года одноименной пьесе Айада Ахтара стал событием национального масштаба. Газета The New York Times назвала спектакль в числе лучших постановок 2014 года. Синьор — режиссер-резидент Writers Theatre, член труппы TimeLine Theatre, одна из основательниц труппы “Collaboraction”. В 2016 году она была удостоена специальной премии “Джефф” за заслуги в развитии театрального искусства.

“Похороненное дитя“ — шестая работа Синьор в Writers Theatre. До этого были спектакли “Сцена”, “Марджори Прайм”, Дневник Анны Франк”, “Гедда Габлер”, “Письма”.

Художественный руководитель Writers Theatre Майкл Халберстам говорит: “Театр призван обновлять пьесы, выводить их из существующего драматического канона и смотреть на них свежими глазами. Пьеса Шепарда сигнализирует о девальвации американской мечты. Она говорит о том сегменте населения, мнение которого в значительной степени игнорировалось, пока они не заявили о себе на последних выборах. Пьеса сегодня по-прежнему актуальна и поэтому достойна возрождения, а Кимберли — идеальный для этого режиссер. Для тех, кто раньше не видел работ Шепарда, это станет отличным вступлением в сложный мир драматурга; для тех, кто знаком с его работами, спектакль станет откровением. Вас ждут неожиданности! Как и в случае с “Геддой Габлер” и “Дневником Анны Франк”, Кимберли нашла эмоциональный способ принести этот текст в сердца и души зрителей”.

Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Похороненное дитя”. Фото — Майкл Бросилоу

В планах Writers Theatre на 2018-19 годы — шесть спектаклей. Коротко – о них.

“Vietgone“ по пьесе Куи Нгуена в постановке Лавины Джажвани (15 августа – 23 сентября 2018 года, Alexandra C. and John D. Nichols Theatre). Действие спектакля происходит в 1975 году. Парочка выживших героев (которые, возможно, могли бы быть родителями драматурга) встречаются в американском лагере для вьетнамских беженцев вскоре после падения Сайгона. Неужели эта странная земля ковбоев, хиппи и байкеров позволит им влюбиться друг в друга?.. Изобретательный и неполиткорректный стиль Куи Нгуена по-новому осмысливает привычные стереотипы, обыгрывает исторические и культурные события в забавную, сексуальную фантазию. В спектакле звучит оригинальная музыка Шейн Реттиг.

“Ведьма“ (“Witch“) по пьесе Джен Сильверман в постановке Марти Лайонс (26 сентября – 16 декабря 2018 года, мировая премьера, Gillian Theatre). Молодой драматург Джен Сильверман осовременила и переработала трагикомедию XVII века “Эдмонтонская ведьма” (“The Witch of Edmonton”) — коллективный труд трех авторов елизаветинской эпохи: Джона Форда, Томаса Деккера и Уильяма Роули.

“Двенадцатая ночь, или Как вам это понравится“ (“Twelfth Night or What You Will“) по пьесе У.Шекспира в постановке Майкла Халберстама (7 ноября — 16 декабря 2018 года, Alexandra C. and John D. Nichols Theatre). Романтическая шекспировская комедия о молодости, любви и таланте — украшение репертуара любого театра.

“Черный зад мамаши Рейни” (“Ma Rainey’s Black Bottom“) по пьесе Огаста Уилсона в постановке Рона О Джея Парсона (6 февраля – 17 марта 2019 года, Alexandra C. and John D. Nichols Theatre). От классики мировой — к классике американской. “Черный зад мамаши Рейни” — первая из десяти пьес Уилсона, открывающая его так называемый “Цикл XX века” (другое название – “Питтсбургский цикл”). Пьеса была написана в 1982 году, действие в ней происходит в Чикаго. Каждая из десяти пьес Уилсона посвящена одному десятилетию двадцатого века. В пьесах речь идет о различных аспектах жизни афроамериканской общины США. За “Цикл XX века” Уилсон получил две Пулитцеровские премии в категории “Лучшее произведение драматического театра”.

Чикагский Goodman Theatre был первым в мире театром, поставившим весь цикл драматурга. Первая пьеса цикла шла в театре в 1986 году, последняя – в 2007. Спектакль по пьесе “Черный зад мамаши Рейни” шел в Goodman Theatre в 1997 году в постановке резидента театра Чака Смита. Интересно, что в сезоне 2009-10 годов спектакль по этой пьесе шел в Court Theatre в постановке того же Парсона. Надо полагать, что спустя десять лет он предложит нам новую сценическую версию пьесы.

“Количество“ (“A Number“) по пьесе Кэрил Черчилл в постановке Робин Витт (20 марта – 9 июня 2019 года, Gillian Theatre). Пьеса культового английского драматурга затрагивает тему клонирования человека и природы личности. Встреча отца с сыном раскрывает ужасающую правду об их общем прошлом. Выяснение отношений приведет героев ко многим провокационным вопросам. Главный из них — можно ли искупить наши прошлые ошибки?

“Почти нормальная семья“ (“Next To Normal“, я пользуюсь переводом композитора Александра Журбина) — мюзикл Тома Китта и Брайана Йорки в постановке бродвейского режиссера Дэвида Кромера (8 мая – 16 июня 2019 года, Alexandra C. and John D. Nichols Theatre). В 2009 году мюзикл был удостоен трех премий “Тони”, в том числе — за лучшие музыку и либретто, а также Пулитцеровской премии с формулировкой “За расширение возможностей и тематики жанра мюзикла”.

Спектакль рассказывает об одной американской семье, в которой у каждого есть что скрывать от других. “Почти нормальная семья“… Несколько лет назад мы видели этот мюзикл в серии “Бродвей в Чикаго“.

Режиссер Дэвид Кромер родился и вырос в Скоки (ближайший пригород Чикаго). Работал в чикагских театрах, приобрел известность своими бродвейскими постановками. “Почти нормальная семья” — его седьмая постановка в Writers Theatre.

Сезон 2018-19 годов — третий полный сезон в новом здании театра, построенном по проекту компании Studio Gang Architects. Все спектакли пройдут в рассчитанном на двести пятьдесят пять мест большом зале (Alexandra C. and John D. Nichols Theatre) и малой сцене (Gillian Theatre), вмещающей (в зависимости от постановки) от пятидесяти до девяноста девяти человек.

Nota bene! Спектакль “Похороненное дитя“ идет до 17 июня в помещении Writers Theatre (Alexandra C. and John D. Nichols Theatre) по адресу: 325 Tudor Court, Glencoe, IL 60022. $35-$80. Справки и заказ билетов на этот и другие спектакли сезонов 2017-18 и 2018-19 годов — по телефону 847-242-6000, на сайте www.writerstheatre.org или в кассе театра. В театре действует специальное предложение для тех, кто воспользуется Metra’s Union Pacific North Line, чтобы добраться до театра. Сделайте свою фотографию внутри поезда, выложите ее на Фейсбук или в Твиттер с тэгом @writerstheatre #НАЗВАНИЕ СПЕКТАКЛЯ, покажите этот пост в кассе театра и получите $5 наличными. Подробная информация — на сайте writerstheatre.org/metra. По вторникам (Post Show Conversation: The Word) и средам (Post Show Conversation: The Artist) после спектакля, а также по четвергам перед спектаклем (Pre-Show Conversation: Up Close, в 6.45 pm) в зале проходят пятнадцатиминутные беседы с актерами и работниками театра.