Высший суд совести

Совесть – это достоинство каждого, настаивает Лёва Шиндерман. Фото: Л. Бел; Имейте хоть немножко совести, просит Людмила Хачатурян. Фото: Л. Литас; Генрика Жапига всегда элегантна, поступает с совестью. Фото: Л. Литас; Бессовестного человека, говорит Семён Родик, душа за горло берет. Фото: Л. Литас; Как можно поступать бессовестно? – хочет знать Соня Гурвиц. Фото: Л. Литас
Совесть – это достоинство каждого, настаивает Лёва Шиндерман. Фото: Л. Бел; Имейте хоть немножко совести, просит Людмила Хачатурян. Фото: Л. Литас; Генрика Жапига всегда элегантна, поступает с совестью. Фото: Л. Литас; Бессовестного человека, говорит Семён Родик, душа за горло берет. Фото: Л. Литас; Как можно поступать бессовестно? – хочет знать Соня Гурвиц. Фото: Л. Литас

Ленa Литас, Генеральный Директор, Любовь Бел, Директор Культурно-просветительных Программ Forever Yоung Adult Day Services

“Есть более высокий суд, чем суды справедливости, и это суд совести. Он заменяет все другие суды”, – сказал Махатма Ганди.

В глубине души у каждого из нас живёт это волшебное чувство под названием – совесть. Ещё давным-давно люди поняли, что от совести не убежишь. Также как и невозможно избавиться от души, так и невозможно избавиться и от совести.

Совесть – это нравственность, справедливость, мораль, добро, порядочность и честность. Прислушиваясь к ней, человек идёт по правильному пути, развивается, совершенствуется. Его жизнь не обременяют жестокие поступки, которые никому не дают свободно дышать. Чрезвычайно важно прислушиваться к тому, что говорит нам наша совесть. Она редко ошибается.

Ф.М. Достоевский говорил, что это чувство и есть действие Бога в человеке. Суворов дополнял эту мысль тем, что она “трогает нежную душу и освещает человека, следует за ним везде, помогает осознать ошибки и не даёт ему поступать неправильно.”

Есть интересный афоризм, который предлагает эту мудрость: Когда мы молимся, мы разговариваем с Богом. А когда слушаем свою интуицию, свою совесть, это когда Бог говорит с нами.

В литературе тема совести актуальна, т.к. практически в каждом произведении найдётся герой, который старается жить по ней.

Например, у В. М. Шукшина главный герой Егор является бывшим уголовником, который принёс своей матери много несчастий. Когда после долгих лет жизни он встречает мать, то долго не может признаться, что он является её сыном. Впоследствии друзья вновь хотят вернуть его на путь криминала, но он отказывается; у него проснулась совесть, даже под страхом смерти.

В своём рассказе “Конь с розовой гривой” В. Астафьев описывает как мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо неё кладёт в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила. Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своём поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

В романе Н. В. Гоголя “Мёртвые души” антиподом совести является Чичиков. Он не испытывает угрызения и обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он – низкий человек, не имеющий совести.

А в романе “Пропала совесть” писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина обострённая совесть даже олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает её брать себе и отвергает её. Тогда последнего странника она просит найти маленького ребёнка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

“Страдание нравственное легче вынести, чем физическое, и, если бы дали на выбор, больную совесть или больной зуб, я бы избрал первое”, писал Ж. Оганян.

Совесть – внутренний регулятор поведения человека. Это его компас, его внутренний голос. Если человек прислушивается к этому голосу, о нем говорят: “Это человек с чистой совестью”.

Есть и понятие “больная совесть”. Это можно сказать о человеке чересчур совестливом, который переживает за других, из-за несправедливости.

Совесть даёт оценку нашим поступкам, и если мы что-то не так делаем, она реагирует на это. К совести нужно прислушиваться, чтобы жить спокойно. Недаром говорят, что совесть – самая мягкая подушка.

Эдуард Асадов в стихотворении “Именем совести”, повествуя о различных случаях, когда люди переступали через свою совесть, приходит к выводу о том, что “человек с погибшей совестью уже никто. Не человек”.

А академик Сахаров реализовал свой талант на двух взаимоисключающих поприщах – как разработчик термоядерного оружия и как борец за разоружение. Европарламент ежегодно вручает премию его имени “За свободу и совесть мысли”. Американское Физическое Общество учредило одноименную награду за достижения учёных в деле защиты прав человека.

В новейшей истории есть н мало примеров мужества во имя совести:
Евгений Евтушенко – не испугался критики и выступил против несправедливости и гонений.

Валерия Новодворская – оппозиционный политик, правозащитник не побоялась выступить против официальных властей по зову своей совести против социальной несправедливости.

Лия Ахеджакова – народная артистка, любимица публики, работает в Москве, ведёт активную общественную деятельность, критически относится к правительству и выступает за демократические перемены в России по зову своей совести.

У нас в Центре все люди – очень совестливые. Помогают, сочувствуют друг другу. Они благодарны сотрудникам Центра за проявленные к ним заботу и внимание и друг другу за дружбу и моральную поддержку.

Философ Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.) писал, что “Совесть – это правильный суд доброго человека”. С его времени мало что изменилось в состоянии человека. Совесть оказалась величайшим стремлением человека на протяжении почти 3000 лет.