Trap Door Theatre: “Прагматики”

Trap Door Theatre: “Прагматики”

Режиссер Желько Дюкич. Фото - TUTA Theatre
Режиссер Желько Дюкич. Фото - TUTA Theatre

21 сентября открывается тридцатый сезон чикагского Trap Door Theatre. Первый спектакль юбилейного сезона — “Прагматики” (“The Pragmatists”) по первой опубликованной пьесе Станислава Виткевича “Pragmatyści” (1919). Перевод — Даниэль Геролд. Адаптация — Адам Ранделович. Режиссер — Желько Дюкич. Художники — Желько и Наташа Дюкичи. Дизайн костюмов — Наташа Дюкич. В ролях: Венис Эврихарт (Мамалия), Дэвид Лавджой (Ребис), Мануэла Рентея (Мамми), Кит Сурни (Вон Телек), Кевин Вебб (Пласфодор). В спектакле звучит музыка Наташи Богоевич.

Действие спектакля происходит в одной комнате, которая одновременно является камерой пыток, пространством сердечных переживаний и местом проведения концерта. Перед глазами у двух бывших друзей — разрушенный мир, растерянность, отчаяние, а сами они — “прагматики”. Вместо того, чтобы посмотреть правде в глаза, они пытаются найти болеутоляющие отговорки и проживают прошлое заново, а будущее — заранее…

Актеры спектакля “Прагматики”
Актеры спектакля “Прагматики”

Новый спектакль Trap Door Theatre дает прекрасный повод обратиться к творчеству замечательного польского писателя, философа, драматурга, предшественника театра абсурда, приверженца театра Чистой Формы Станислава (Виткация) Виткевича. Он родился и вырос на восточной окраине Австро-Венгрии, получил блестящее образование в Академии художеств в Кракове, дружил с композитором Каролем Шимановским, в юности много путешествовал по Европе (Германия, Италия, Франция, Англия), знакомясь с новейшими художественными течениями. В 1913 году Станислав изменил свое имя. Отныне он стал именоваться Виткацием. В 1914 году покончила с собой его невеста. Чтобы заглушить боль утраты, писатель отправился путешествовать. Когда началась Первая мировая война, он приехал в Россию, пошел добровольцем в Павловский лейб-гвардейский полк, закончил офицерскую школу, воевал на фронте в чине поручика, сражался на германском фронте, был контужен, мыкался по лазаретам, был награжден орденом… Четыре года писатель жил в России, был свидетелем революции и начала гражданской войны. Он с восторгом принял новое искусство, восторгался Кандинским, Мейерхольдом, Маяковским; писал картины, работал над философскими статьями. В его литературном наследии — более двадцати пьес и два романа: “Прощание с осенью” и “Ненасытимость”.

Литературовед Виктор Хорев так определяет систему взглядов писателя: “Виткевич видел задачу искусства не в подражании жизни, а в том, чтобы пробуждать в читателе, зрителе, слушателе сильные и глубокие переживания генезиса и сущности человеческого бытия. Он утверждал, что эта функция искусства утрачена в современном мире и ее обретение вновь возможно лишь с помощью Чистой Формы, которая самостоятельно, независимо от содержания, вызывала бы метафизические рефлексии и эстетические эмоции. Театр воспринимался писателем как “храм для переживания метафизического чувства”, он должен доставить зрителю такие неизведанные переживания, которые не имеют ничего общего со “скукой” традиционного театра. Во “Введении в теорию Чистой Формы в театре” (1920) Виткевич дал пример пьесы, которая могла бы быть написана в соответствии с его теорией: “Появляются три фигуры в красном и кланяются неизвестно кому. Одна из них декламирует какие-то стихи… Входит благообразный старичок, ведя на поводке кота. До сих пор все происходило на фоне черного занавеса. Теперь занавес раздвигается, за ним виден итальянский пейзаж. Слышна органная музыка. Со столика падает стакан. Все бросаются на колени и плачут. Кроткий старичок преображается в разъяренного громилу и убивает маленькую девочку, которая только что вползла из-за левой кулисы. Тут же вбегает юноша приятной наружности и благодарит его за убийство, при этом фигуры в красном поют и пляшут. Юноша рыдает над трупом девочки, говоря при этом неимоверно веселые вещи, после чего старичок опять становится кротким и добрым и смеется в уголке, произнося слова возвышенные и светлые <…> Итак — попросту сумасшедший дом? Или точнее — мозг сумасшедшего на сцене? Может, даже и так, но мы утверждаем, что если этим методом написать пьесу всерьез и поставить ее надлежащим образом, можно создать вещь небывалой дотоле красоты”. Согласно теории Виткевича, искусство воздействует прежде всего как форма. Всякое жизненное содержание второстепенно по отношению к метафизической цели, каковой является переживание Тайны Бытия. Вместе с общественным развитием эта способность человека ослабевает и постепенно утрачивается вовсе. С ее окончательной утратой, как он считал, и закончится эпоха господства Индивидуума, начнется триумф Массы, редуцирующей свои функции до производства и потребления. Наступит упадок культуры, люди станут “бывшими людьми”. Истинное проявление Чистой Формы возможно, по Виткевичу, лишь в музыке и живописи. В литературе и театре она неизбежно “загрязнена” жизненным материалом. Его собственные гротескные драмы действительно никак не укладывались в каноны теории Чистой Формы. Они обнажали противоречия и абсурдность многих вполне реальных ситуаций тогдашней польской и европейской действительности, выражали тревожное, катастрофическое ощущение окружающего мира, неприятие его, предчувствие краха, а также высмеивали устоявшиеся стереотипы мышления”.

Виткевич покончил с собой 18 сентября 1939 года, после вторжения Красной армии в восточную Польшу.

С Виткевичем у Trap Door Theatre особые отношения. Театр открылся в январе 1994 года его пьесой “Безумец и монахиня” с Шоном Марлоу в роли Безумца. Роль доктора Грюна исполнила основатель и бессменный художественный руководитель Trap Door Theatre Беата Пилч. В беседе со мной она сказала: “Этот спектакль сразу заложил принципы нашего театра. Ниже опускать планку было уже нельзя. Мы старались идти только вперед…”. В сезоне 2013-14 годов в Trap Door Theatre шел спектакль “Водяная курочка” (“The Water Hen”), в сезоне 2014-15 годов — “Джон До” (“John Doe”), новая версия “Безумца и монахини”. Оба спектакля стали результатом совместного творчества чикагского театра и Театра имени Виткевича (Teatr Witkacy) в городе Закопане (Польша), режиссером выступил основатель и художественный руководитель польского театра Анджей Джук, развивающий идеи Виткевича о театре “Чистой формы”. Премьера состоялась в Закопане.

В сезоне 2017-18 годов Беата Пилч поставила спектакль “ОНИ” (“They”) по одноименной пьесе Виткевича 1920 года. Мы увидели рассказ о том, как красота в любви и искусстве отравлена крушением этических норм и разрушением личности.

Сцена из спектакля “Они”. Фото - Trap Door Theatre
Сцена из спектакля “Они”. Фото — Trap Door Theatre

Режиссер спектакля “Прагматики” Желько Дюкич родился и вырос в боснийском городе Дервента. Закончив школу, поехал в Белград получать театральное образование. Учился в Академии драматического искусства, а потом там же преподавал актерское мастерство. Его театральным педагогом все четыре года учебы была ученица Г.Товстоногова Борьяна Праданович. В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов она ставила спектакли в Москве. На третьем курсе Академии Дюкич поставил свой первый спектакль (“Филоктет” по пьесе Хайнера Мюллера) и встретился с дизайнером по костюмам и будущей женой Наташей. С тех пор они работают вместе. У пары двое детей: Лука и Тамара. Луке скоро исполнится тридцать пять лет, Тамаре — трицать один. Желько с гордостью говорит, что дети свободно говорят, пишут и читают на сербском языке.

С югославскими актерами Дюкич работал недолго — всего полтора года. На родине он поставил две пьесы: “Укрощение строптивой” У.Шекспира и “Конец игры” С.Беккета. В 1990 году режиссер поехал учиться в Мэрилендский университет (Колледж-Парк, штат Мэриленд), потом стал там преподавать. Какое-то время семья жила в Вашингтоне, потом переехала в Чикаго. Желько рассказывает: “Театр TUTA мы начали создавать в Вашингтоне, но потом нам захотелось жить в театральном городе, то есть там, где есть подготовленная аудитория и актеры. В Чикаго есть и то, и другое. Я считаю Чикаго уникальным городом благодаря его мультикультурализму. В Америке множество городов не являются таковыми. Например, Лос-Анджелес, Майами — огромные города, в которых люди не живут, как городские жители. Там есть лишь иллюзия города. А Чикаго — настоящий город… Здесь мы нашли гораздо более благоприятную почву для театральной жизни”.

Желько Дюкич любит обращаться к современной европейской драматургии. Среди работ режиссера — спектакли по пьесам “Следы” Милены Маркович и “Хаддерсфилд” Углеши Сайтинач. Трижды Дюкич обращался к творчеству французского актера, режиссера, драматурга Жана-Люка Лагарса. В 2004 году в TUTA Theatre Дюкич впервые в США поставил спектакль по пьесе Лагарса “Правила хороших манер” (“Rules For Good Manners”), в 2007 году в театре состоялась американская премьера спектакля по пьесе Лагарса “Это всего лишь конец света” (“It’s Only The End of The World”), в 2014 году — американская премьера спектакля по пьесе Лагарса “Мюзик-холл” (“Music Hall”). После премьеры в Чикаго спектакль показали в Нью-Йорке на сцене “59E59Theaters” — одного из лучших театров офф-Бродвея.

Среди запомнившихся спектаклей Дюкича — “Свадьба“ и “Баал“ по произведениям Б.Брехта, “Кухонный лифт“ Г.Пинтера, “Ромео и Джульетта“ У.Шекспира.

После десяти лет работы с театром TUTA Желько Дюкич получил образовательный грант по программе Фулбрайта и в течение 2012-13 академического года вел курс “Современный американский театр” в Белградской школе драматических искусств (Сербия). После возвращения в Чикаго режиссер поставил в Trap Door Theatre спектакль “Юдифь” (“Judith”) по пьесе английского драматурга Говарда Баркера “Юдифь: прощание с телом”. В этом же театре он создал еще один яркий спектакль — “Президентши” (“The First Ladies”) по пьесе австрийского драматурга, одного из лидеров немецкой “новой волны” Вернера Шваба. В 2009 году в Национальном театре Белграда поставил спектакль “Homebody/Kabul” по пьесе Тони Кушнера.

Сцена из спектакля “Юдифь”. Фото - Trap Door Theatre
Сцена из спектакля “Юдифь”. Фото — Trap Door Theatre

Работал Дюкич и с русской драматургией. Вместе с режиссером Людмилой Лопатиной-Соломон он впервые в США поставил спектакль по пьесе драматурга из Екатеринбурга Олега Богаева “Марьино поле”. Крупным событием театральной жизни Чикаго был его “Дядя Ваня“ сезона 2008-09 годов. В том спектакле Астров, Войницкий и Телегин распевали песни Боба Дилана “I’ll Be Your Baby Tonight” и блюзового музыканта из Миссисипи Джона Харта “Let the Mermaids Flirt with Me”. Казалось бы, какое это имеет отношение к Чехову? Спектакль при этом получился тонкий, нежный, бережный к авторскому слову, полный психологизма и проникновения в мир чеховских героев.

Запомнилась еще одна, юбилейная, двадцать пятая постановка Дюкича в TUTA Theatre — спектакль “Кроткая“ по повести Ф.Достоевского.

С 2012 года Желько Дюкич именуется директором-создателем TUTA Theatre. Он преподавал актерское и режиссерское мастерство в UIC (University of Illinois at Chicago). В настоящее время преподает в Академии искусств в Белграде.

Я знаю Желько с 2002 года, с момента его (и театра TUTA) приезда в Чикаго. Знаю, как создателя одного из самых интересных театральных коллективов города, как высочайшего профессионала, режиссера-экспериментатора, любящего и понимающего актеров. Знаю, как остроумного собеседника, любопытного ко всему, что происходит в сфере культуры. Мы встречались не раз на его спектаклях и на спектаклях коллег, обсуждали новинки, несколько раз я делал развернутые интервью с режиссером. На вопрос, какие личности мирового театра повлияли на его творчество, Желько ответил: “Я могу назвать польского режиссера Тадеуша Кантора. Его спектакль “Умерший класс” стал для меня одним из этапных. Я видел замечательные спектакли другого польского режиссера Ежи Яроцкого. В большой степени на меня повлиял восточноевропейский театр. В числе самых значительных режиссеров надо вспомнить Питера Брука. Я остался под большим впечатлением от его “Гамлета”. Я обожаю Анатолия Эфроса, мне близки его взгляды на театр, работу с актерами, режиссуру. Я смотрел в Белграде его “Мизантроп”, а потом прочел его книги о театре”. В одной из бесед со мной Желько сказал: “Я принадлежу к двум культурам, и когда я ставлю спектакли, это мне помогает. Я как бы ощущаю себя на перекрестке культур, и это приводит подчас к неожиданным и интересным результатам… Я не показываю актерам, как надо играть. Я вижу препятствия, которые мешают им выразить себя. Моя работа — помочь актерам устранить эти препятствия, направить их усилия в нужное русло”.

После почти десятилетнего перерыва Желько Дюкич возвращается в Trap Door Theatre. Во многом его театральный язык сходен с создательницей Trap Door Theatre Беатой Пилч. Оба черпают вдохновение в европейской драматургии, оба любят открывать новые имена, оба имеют тесные связи с европейскими театрами. Тем интереснее посмотреть новую работу Дюкича в Trap Door — спектакль “Прагматики”. Удачи, Желько!

В планах Trap Door Theatre — еще два спектакля.

18 января — 24 февраля 2024 года. “Мамаша Кураж” (“Mother Courage”) по пьесе Бертольта Брехта “Мамаша Кураж и ее дети”. Перевод — Эрик Бентли. Режиссер — резидент театра Макс Труа. Культовая антивоенная пьеса Брехта особенно актуальна сегодня, во время продолжающейся агрессии России против Украины.

Режиссер Макс Труа хорошо известен чикагским театралам. С 2011 до 2016 года — художественный руководитель Oracle Theatre, с 2017 года — художественный руководитель Red Tape Theatre. С 2008 года — режиссер-резидент Trap Door Theatre. В активе Труа — спектакли “Мать” (лауреат нескольких премий “Джефф”, в том числе — за лучшие постановку и ансамбль), “A Couple of Poor Polish-Speaking Romanians” и “No Matter How Hard We Try…” по пьесам польской писательницы и драматурга Дороты Масловской, “Балкон” по пьесе Ж.Жене, “No Darkness Round My Stone” по пьесе Ф.Мелькио и оригинальная оперная интерпретация композитора Джонатана Гиллена пьесы Хайнера Мюллера “Гамлет-машина”. Труа — выпускник Oberlin College и Калифорнийского института искусств. В прошлые годы режиссер уже обращался к творчеству Брехта. Он ставил спектакль “Круглоголовые и остроголовые” (“Round Heads and Pointed Heads”) в Red Tape Theatre.

11 апреля — 19 мая 2024 года. “Нана” (“Nana”) по роману Эмиля Золя. Адаптация — Олуэн Ваймарк. Режиссеры — резидент-хореограф Мигуэль Лонг и директор театра, она же — ведущая актриса Николь Виснер. Возобновление одного из лучших спектаклей театра — постановки 2002 года, в которой роль Наны исполнила Виснер.

Актерский состав обоих спектаклей будет объявлен позднее.

Nota bene! Спектакль “Прагматики” идет с 21 сентября по 28 октября 2023 года в помещении Trap Door Theatre по адресу: 1655 West Cortland Street, Chicago, IL 60622. Билеты — на сайте trapdoor.ticketleap.com/the-pragmatists/ или по телефону 773-384-0494. Абонементы на спектакли сезона 2023-24 годов — на сайте trapdoortheatre.com/season-30/.