Театры Чикаго, Бостона, Москвы, Лондона

Лето и новый сезон

Дарья Денисова в спектакле “STATE VS. NATASHA BANINA” театра Arlekin Players. Фото - Arlekin Players
Дарья Денисова в спектакле “STATE VS. NATASHA BANINA” театра Arlekin Players. Фото - Arlekin Players

Один из лучших театров Чикаго и пригородов Writers Theatre (www.writerstheatre.org) объявил планы на новый сезон 2020-21 годов. Художественный руководитель театра Майкл Халберстам и исполнительный директор Кэтрин Липума говорят о новой продюсерской модели, когда даты спектаклей, места их проведения и творческие команды корректируются на ходу с учетом текущей обстановки с пандемией коронавируса. Зато точно известны пьесы, над которыми будет работать театр, и имена постановщиков. Из четырех спектаклей нас ждут две мировые премьеры. Пойдем по порядку.

Любовь и другое” (“Love & Contracts”, перевод мой) по пьесе Джулии Дулиттл. Режиссер – Мориц фон Штюльпнагель. Комедия о четырех супружеских парах во временной разбежке в двести пятьдесят лет, начиная с 1791 года. Автор показывает, как по мере развития цивилизации менялось отношение к увлечениям, ухаживаниям, любви, семье. Вывод оказывается ожидаемым: мир меняется, а сердечные вопросы, любовь, измена, предательство во все времена остаются неизменными… В ноябре 2018 года бродвейский режиссер Мориц фон Штюльпнагель уже ставил эту пьесу на South Coast Repertory’s Pacific Playwrights Festival. Пьесы Дулиттл шли на сценах многих американских театров. Среди них – чикагский Victory Gardens Theatre, Second Stage, Portland Stage, Rattlestick Playwright’s Theatre, Rogue Machine Theatre.

Этот низкий грязный блюз” (“Low Down Dirty Blues”, перевод мой). Представление Рандала Майлера и Дэна Уитмана. Режиссер – Рон О Джей Парсон. Действие спектакля происходит ночью в одном из блюз-клубов на юге Чикаго. Многие зрители уже разошлись, остались единицы. До закрытия клуба – полтора часа, но вечеринка в самом разгаре. Начинается последний в этот вечер сет: самый камерный, самый искренний, самый домашний. Возьмите свой бокал, садитесь поближе и наслаждайтесь мелодиями и песнями музыкантов. Звучит блюз – музыка, наполненная страстью и любовью к жизни!.. В спектакле использованы композиции Мадди Уотерса, Перла Бэйли, Хаулина Вулфа. Летом 2010 года спектакль “Low Down…”, поставленный в Northlight Theatre, получил восторженные отзывы театральных критиков, в том числе – Криса Джонса в Chicago Tribune и Хеди Вайс в Chicago Sun Times. Мы увидим то же представление, но в новой постановке Рона О Джея Парсона.

Writers Theatre. Фото предоставлено пресс-службой театра
Writers Theatre. Фото предоставлено пресс-службой театра

Морис” (“Maurice”). Адаптация Скотта Паркинсона по роману Э.М. Форстера. Режиссер – лауреат премии “Тони” Дэвид Кромер. Роман “Морис” – откровенный роман английского писателя Эдварда Моргана Форстера. Он написал его в 1914 году. О публикации тогда не могло быть и речи, ведь главный герой романа Морис Хилл – альтер эго автора – молодой аристократ-гомосексуал. В начале романа ему четырнадцать. Он умен, образован, он – яркий представитель среднего класса викторианской Англии, озабоченный вопросами самоидентификации. Встречаясь с одноклассниками, друзьями, гипнотизером и загадочным егерем-чернорабочим, ставшим впоследствии партнером Мориса, он ищет себя в коварном и жестоком мире… Роман Форстера издавался на русском языке в переводах Михаила Загота и Александра Куприна. В 1987 году вышел основанный на романе британский фильм Джеймса Айвори, где роль друга Мориса играл Хью Грант. Мировая премьера адаптации Паркинсона приурочена к пятидесятилетию со дня публикации романа.

Последний матч” (“The Last Match”) по пьесе Анны Зиглер. Режиссер – Кира Фромм. В полуфинале теннисного турнира U.S. Open встречаются восходящая российская звезда Сергей Сергеев и великий американский спортсмен Тим Портер. За время игры мы окажемся свидетелями поворотных моментов их жизни как на площадке, так и за ее пределами. Пьеса на спортивную тему постепенно превращается в захватывающую историю о жестоком мире спорта… Первая постановка пьесы Зиглер состоялась в 2016 году в Городском театре Питтсбурга (City Theatre). После этого последовали спектакли в The Old Globe Theatre (Сан-Диего, 2017 год), Roundabout Theater Company (Нью-Йорк, 2017 год), Lantern Theater Company (Филадельфия, 2019 год).

В новом сезоне Writers Theatre предлагает новую программу абонементов (Membership Program) для тех, кто предпочитает не ограничивать себя конкретными датами. Пакет предполагает возможность посещения любого спектакля в любой, удобный для вас день. Билеты – по телефону 847-242-6000 или на сайте www.writerstheatre.org.

Международный фестиваль искусств “Вишневый сад” (The Cherry Orchard Festival, cherryorchardfestival.org) представляет онлайн-эксперимент театра из Бостона Arlekin Players – спектакль “STATE VS. NATASHA BANINA” по пьесе российского драматурга Ярославы Пулинович “Наташина мечта”. Режиссер – художественный руководитель театра Игорь Голяк. В роли Наташи – ведущая актриса театра Дарья Денисова.

Наташина мечта” – монолог шестнадцатилетней девушки Наташи Баниной. Она обвиняется в покушении на убийство. Обращаясь к нам из камеры, Наташа рассказывает историю своей жизни, а мы, зрители, становимся членами жюри присяжных и решаем ее судьбу… Опубликованная в 2008 году в журнале “Урал” пьеса Ярославы Пулинович немедленно стала популярной. В России ее ставили не раз, в том числе – в Московском центре драматургии и режиссуры (режиссер – Георг Жено).

Бесплатные показы уже прошли 14 и 21 июня на платформе ZOOM. Еще один – третий показ – состоится там же 28 июня в 8.00 pm ET. Требуется регистрация. Все подробности – на сайте www.CherryOrchardFestival.org. После спектакля запланирована встреча с творческой группой. Пожертвования приветствуются. Все вырученные средства пойдут в фонд “COVID-19 EMERGENCY RELIEF” на нужды “THE ACTORS FUND”.

“В связи с пандемией коронавируса нам пришлось отменить все живые представления, но в эти непростые времена хотелось сделать что-то уникальное для нашей аудитории”, – говорит исполнительный директор фестиваля Мария Шкловер. “Мы сотрудничаем с бостонским театром, который недавно получил десять номинаций и четыре Elliot Norton Awards, – добавляет художественный руководитель фестиваля Ирина Шабшис. – Креативный режиссер Игорь Голяк создал новый спектакль в рамках киберпространства, в котором сочетаются живая актерская игра, визуальные и звуковые эффекты. Мы решили представить эту работу нашей аудитории.”

Игорь Голяк и Дарья Денисова – лауреаты 2020 Elliot Norton Award за предыдущую постановку Arlekin Players – спектакль “Камень”.

Игорь Голяк родился в Киеве. С десяти лет живет в Бостоне. “Заболел” театром рано. Прошел все этапы “большого пути”: драмкружок, Летняя театральная школа имени Станиславского, четыре года актерского факультета “Щуки” – Московского театрального института имени Б.Щукина (класс Марины Пантелеевой), два года аспирантуры на режиссерском факультете РАТИ (курс нынешнего художественного руководителя МХТ имени Чехова Сергея Женовача), работа в театре Марка Розовского “У Никитских ворот”… Вернувшись в Бостон, Голяк продолжил заниматься искусством и в 2009 году создал русский театр “Арлекин” – теперь он называется Arlekin Players. В начале 2010 года на 56-м ежегодном театральном фестивале “EMACT” в штате Массачусетс театр показал инсценировку по пьесе Чехова “Медведь”. Впервые на фестивале участвовал спектакль на русском языке, и не просто участвовал, а победил во всех основных номинациях! В августе 2010 года спектакль Голяка “Шутки Антоши Чехонте” получил призы Международного фестиваля имени Михаила Чехова в городе Риджфилд (Коннектикут), в начале октября того же года с большим успехом был показан на международном театральном фестивале “Золотой лев” во Львове. В марте 2011 года на региональном театральном фестивале в Новой Англии “Арлекин” получил шесть премий, на 58-м театральном фестивале “EMACT” в 2012 году – четыре.

Чикагские театралы видели две работы Голяка. В феврале 2011 года “Арлекин” гастролировал в Чикаго со спектаклем “Шутки Антоши Чехонте”, а в сентябре 2014 года Голяк поставил в Чикаго спектакль “Юбилей” – очаровательную “шутку в одном действии” Антона Чехова. В спектакле играли известные чикагские актеры Борис Кофман, Кристина Гузикова, Борис Борушек, Марина Карманова. Спустя шесть лет нам предоставляется возможность увидеть новую работу Игоря Голяка.

Московский драматический театр имени Вахтангова (www.vakhtangov.ru, художественный руководитель – Римас Туминас, главный режиссер – Юрий Бутусов) в ожидании юбилейного, сотого сезона! Все лето театр проводит бесплатные онлайн-трансляции лучших спектаклей. До сентября театр покажет видеозаписи шести постановок Римаса Туминаса, спектакли Юрия Бутусова, Владимира Мирзоева, Анжелики Холиной… Всего в программе – двадцать три спектакля и два юбилейных вечера. Перед вами – репертуар ближайших показов.

Сцена из спектакля “Мера за меру” Московского театра имени Вахтангова. Фото - www.vakhtangov.ru
Сцена из спектакля “Мера за меру” Московского театра имени Вахтангова. Фото — www.vakhtangov.ru

24 июня. “Амфитрион” по пьесе Ж.-Б.Мольера. Режиссер – Владимир Мирзоев. В главных ролях: Сергей Маковецкий, Максим Суханов, Мария Аронова, Владимир Симонов, Виктор Добронравов, Анна Дубровская. Премьера – 1998 год.

28 июня. “Царская охота” по пьесе Л.Зорина. Режиссер – Владимир Иванов. В главных ролях: Мария Аронова, Владимир Вдовиченков, Анна Дубровская, Юрий Красков. Премьера – 3 ноября 2002 года.

1 июля. “Мера за меру” по пьесе У.Шекспира. Режиссер – Юрий Бутусов. В главных ролях: Сергей Епишев, Евгения Крегжде, Алексей Кузнецов, Мария Бердинских. Премьера – 7 сентября 2010 года.

5 июля. “Безумный день или Женитьба Фигаро” по пьесе Бомарше. Режиссер – Владимир Мирзоев. В главных ролях: Леонид Бичевин, Максим Суханов, Мария Есипенко, Лада Чуровская, Максим Севриновский. Премьера – 10 сентября 2014 года.

8 июля. Видеозапись юбилейного вечера Юлии Рутберг “Вся эта суета”.

Начало всех трансляций – 11.00 am по времени Чикаго. После показа видеозаписи сохраняются в открытом доступе девяносто шесть часов. Все спектакли транслируются на сайте театра www.vakhtangov.ru/mediabox-video-archive.

В рамках серии “National Theatre at Home” (www.nationaltheatre.org.uk/nt-at-home) продолжаются бесплатные видеотрансляции Лондонского Национального театра и других драматических театров Великобритании. Первым спектаклем июньской афиши стал “Кориолан” (“Coriolanus”) по пьесе У.Шекспира лондонского театра Donmar Warehouse в постановке его художественного руководителя Джози Рурка с великолепным Томом Хиддлстоном в главной роли. Роль Агриппы в том спектакле исполнил Марк Гэттис – исполнитель главной роли в следующем спектакле программы “Безумие короля Георга III” (“The Madness of George III”) по пьесе Алана Беннетта ноттингемского театра Nottingham Playhouse в постановке его художественного руководителя Адама Пенфорда.

Каждый спектакль демонстрируется в свободном доступе в течение недели. Вот что мы увидим в ближайшее время.

До 24 июня. “Маленький остров” (“Small Island”) по пьесе Андреа Леви. Национальный театр. Режиссер – Руфус Норрис. В главных ролях: Лиа Харви, Эшлин Лофтус, Гершвин Юсташ-младший.

Актуальный как никогда спектакль о судьбах эмигрантов в послевоенном Лондоне создан по мотивам романа Андреа Леви, чьи родители сами прошли нелегкий путь эмиграции. Они попали в Лондон из Ямайки. Толерантность и нетерпимость, расизм и ксенофобия – роман и спектакль поднимают эти и другие важные для сегодняшнего общества проблемы.

25 июня – 1 июля. “Сон в летнюю ночь” (“A Midsummer Night’s Dream”) по пьесе У.Шекспира. Bridge Theatre. Режиссер – Николай Хайтнер. В главных ролях: Титания/Ипполита – звезда сериала “Игра престолов” (она играет женщину-рыцаря Бриенну Тарт) Гвендолин Кристи, Оберон/Тезей – Оливер Крис. В остальных ролях: Дэвид Мурст, Айсис Хэйнсворт, Тесса Бонэм Джонс, Кит Янг.

Сцена из спектакля “Сон в летнюю ночь” Национального театра. Фото - ntlive.nationaltheatre.org.uk
Сцена из спектакля “Сон в летнюю ночь” Национального театра. Фото — ntlive.nationaltheatre.org.uk

Здесь самое время сказать несколько слов о Bridge Theatre – одном из самых молодых театров Лондона. Он открылся 18 октября 2017 года. Это новый проект бывшего (с 2003 по 2015 годы) художественного руководителя Национального театра Николаса Хайтнера и бывшего исполнительного директора того же театра Ника Старра. Покинув Национальный театр, они создали новую театральную компанию London Theatre Company и построили новый театр. Bridge Theatre находится вблизи Tower Bridge по адресу: 3 Potters Fields Park London SE1 2SG. Театр рассчитан на девятьсот зрителей, но, подобно помещению The Yard Чикагского шекспировского театра, имеет возможность менять размеры зала и сцены. Ну а самое главное – то, что Николас Хайтнер стал приглашать ведущих британских актеров и тем самым сделал так, что его новое детище сразу стали воспринимать серьезно. Первой премьерой театра стал спектакль “Молодой Маркс” по пьесе Ричарда Бина и Клайва Коулмана – комедия о друзьях-товарищах Марксе и Энгельсе. Спектакль показывали в серии National Theatre Live в сезоне 2017-18 годов. В роли Маркса мне запомнился известный театральный и киноактер Рори Киннир – исполнитель главных ролей в спектаклях Национального театра “Отелло” и “Трехгрошовая опера”.

2 – 9 июля. “Белые” (“Les Blancs”) по пьесе Лорейн Хэнсберри. Национальный театр. Режиссер – Яэль Фарбер. В главных ролях: Шила Атим, Гэри Бидл, Сидней Коул, Эллиот Кован. Запись 2016 года.

Американская писательница Лорейн Хэнсберри родилась 19 мая 1930 года в Чикаго в богатой семье. Училась в школе при Чикагском АРТ-институте, Колледже Рузвельта (Чикаго), в Висконсинском университете и университете Гвадалахары (Мексика). Одно время сотрудничала в основанной Полем Робсоном газете “Freedom”. Ее муж – еврейский издатель и политический активист Роберт Немирофф. В монографии “Современная американская литература” литературный критик Г.Злобин пишет об исключительной роли Хэнсберри в развитии афроамериканской драматургии после Второй мировой войны: “Ее можно назвать матерью современной драмы черных так же, как Юджин О’Нил является отцом национальной драмы. В этом смысле “Изюминка на солнце” есть для драмы то же, что “Сын Америки“ Р.Райта – для “черного” романа (а “Гек Финн” Марка Твена – для всякого американского романа, появившегося после него)”.

Лорейн Хэнсберри умерла 12 января 1965 года в возрасте тридцати четырех лет. “Белые” – ее последняя пьеса. Она рассказывает об эмигранте Чембе, вернувшемся на родину в одну из африканских стран на похороны отца. Страна балансирует на грани гражданской войны, и Чембе оказывается в центре внимания противоборствующих сторон… Режиссер Яэль Фарбер знакома театралам всего мира по спектаклям Национального театра “Саломея” и “Суровое испытание”. Спектакль “Белые” был ее дебютом в театре.

Благодаря компании Theatre HD все спектакли серии “NT Live” можно смотреть с русскими или украинскими субтитрами. Подключайтесь по ссылке moscow.theatrehd.com/ru/play.