Талия Прилуцки: “Любого человека можно научить рисовать”

Талия Прилуцки

В гостях у “Рекламы” – Талия Прилуцки, руководитель арт студии Артишок, расположенной в Вилинге. Из интервью вы узнаете о ее жизненном пути, подходе к обучению рисования и о том, чему учат в Артишоке.

Талия, кто вы сейчас в первую очередь: художник или преподаватель? И как эти две ипостаси уживаются в вас?

Как-то уживаются, и это – большое счастье, ведь художник, как правило, достаточно эгоцентричный человек, не всегда вектор творческого энтузиазма направлен вовне. Но во мне это неплохо сочетается, на мой взгляд. На сегодняшний день я в первую очередь художник-педагог. Безусловно, я продолжаю заниматься собственным творчеством, но этот процесс происходит не так интенсивно, как хотелось бы. На сегодняшний день много времени занимает работа в студии Артишок, где мои собственные профессиональные знания и навыки помогают развить творческие способности моих студентов.

Вы с детства мечтали стать художником?

Да, это всегда было моей мечтой, я хотела стать художником-мультипликатором. Творческие способности проявились у меня с раннего детства. Я – из обычной семьи инженеров и очень благодарна моим родителям, что они, несмотря на то, что были далеки от творчества, согласились, пусть и без особого восторга, с моим выбором.

Где прошло ваше детство?

Я родилась в Донецке, там закончила художественную школу и художественное училище по специальности “художник-оформитель”. Вскоре после окончания училища наша семья эмигрировала в Израиль. Там я несколько лет пыталась найти себя в каких-то других областях, училась, работала. В какой-то момент все же решила вернуться к своему любимому делу, поняв, что не могу без творчества. Я продолжила свое художественное образование в мастерской известного художника Израиля Порта, который оказал колоссальное влияние на становление меня как самостоятельного художника. Потом познакомилась со своим будущим мужем, он жил в Америке, и так в 1998 году началась моя вторая эмиграция.

Я оказалась в Вилинге, штат Иллинойс, и нужно было снова начинать все заново. Я несколько лет проработала графическим дизайнером в американской компании, приобретя огромный опыт в работе в корпоративном мире.

И что произошло потом?

Родились дети. У меня две девочки, сейчас им 17 и 18 лет. И это заставило меня посмотреть на творчество совершенно с другой стороны, можно сказать, глазами ребенка. Когда дочки немного подросли, я стала прививать им начальные навыки рисунка и живописи, прикладного творчества, учить их быть усидчивыми, внимательными и изучать окружающий их мир. Появились первые результаты, рисунки и поделки моих детей заинтересовали родителей в детском саду, и они уговорили меня позаниматься и с их детьми. Я поначалу отказывалась, но потом все же решила попробовать. Неожиданно мне это очень понравилось. А дальше все стало складываться само собой: меня пригласили вести художественный кружок в центре Кампанелла, начали поступать предложения поработать в детских садах арт инструктором. В этот момент я поняла: чтобы хорошо заниматься с детьми, нужно все-таки еще раз пройти курс обучения здесь, в Америке, поскольку здесь используется другой подход к детскому художественному развитию, а также применяются совершенно другие материалы. Таким образом я получила сначала associate degree в art education, потом bachelor of art в National Lois University по специальности Applied Behavioral Science. Полученные знания, а также мой опыт педагогической работы закономерно привели меня к открытию собственной студии. И вот с 2007 года официально существует арт студия Артишок.

И с этих пор вы сфокусированы на преподавании в студии?

Безусловно. Но я не остановилась в учебе, последнее достижение – недавно я получила степень мастера, специальность называется “изучение творчества” (creativity studies), это как бы сублимация всех моих предыдущих образований в одно единое целое. Это здорово помогает моей разноплановой работе в арт студии.

Талия Прилуцки студия Артишок

Вы в основном работаете с детьми?

Начинались мы как детская студия. Однако в последнее время очень востребованы оказались и классы для взрослых – классические обучающие занятия или модный в последнее время social painting. Преподавание взрослым людям – это особое удовольствие, ведь они чаще приходят не слишком веря в свои силы, просто чувствуя потребность выразить себя через рисование. И очень приятно видеть, как они преображаются, когда у них начинает что-то получаться.

А как проходят занятия с детьми?

У нас классические обучающие уроки, построенные на синтезе американского подхода и нашего, так сказать, советского. Я составляю программу на год, каждый год она оттачивается на основе моего опыта, моих знаний. Я сторонник обучения, которое строится на идее комплексного взаимодействия всех элементов изобразительного языка: рисунка, живописи, лепки, композиции, истории искусств, декоративно-прикладного искусства и т.д.

Любого ребенка можно научить рисовать? Или нужна некоторая предрасположенность?

Я уверена, любого человека можно научить рисовать, как и любого человека можно научить играть на музыкальном инструменте или плавать. Будет ли он при этом известным художником, музыкантом, спортсменом? Наверное, для этого нужно что-то еще… Талант. Но получать удовольствие от творческого процесса может каждый. В наши дни это очень актуально. У каждого человека, неважно какой деятельностью он занимается, должен быть канал, через который он должен раскрывать свой творческий потенциал. Уверена, что я могу научить любого. Но человек должен обязательно этого хотеть. Иначе ничего не получится.

На каком языке проходят занятия в студии?

На двух языках. Есть малыши, которые говорят еще только по-русски. Есть двуязычные дети, которые понимают и русский, и английский. Есть полностью англоязычные дети. Терминологию даю на английском.

Детей из каких семей у вас больше?

Из русскоязычных семей. Думаю, не только из-за языка. Мы все-таки студия с русским бэкграундом. Да, англоязычные дети у нас есть, но я заметила, что, чтобы ребенок без русскоязычных корней у нас прижился, он должен очень хотеть рисовать, войти в контакт со мной. Дело в том, что у нас очень высокие требования, нагрузка очень большая, класс длится полтора часа, и все это время мы плотно работаем. Это не похоже на развлекательные арт классы и даже на школьные уроки рисования, где главное – чтобы ребенок был доволен. У нас более глубокое обучение, расписана каждая минута, не всем подходит такая нагрузка.

Дети какого возраста в основном у вас занимаются?

7-11 лет – это самый продуктивный возраст для обучения рисованию. Хотя у нас занимаются дети с 5-6 лет, но это очень зависит от ребенка – сможет ли он выдержать наши полтора часа. Также у нас есть два класса для подростков.

Проводите ли вы со своими учениками беседы о знаменитых художниках, знакомите с их картинами?

Конечно, история искусств – это обязательный элемент художественного образования, да и, пожалуй, образования в целом. Последние 15 минут урока я обычно этому посвящаю: показываю шедевры мирового искусства, стараюсь вовлекать учеников в активный познавательный процесс. В конце каждого года у нас проходит итоговая выставка, и в рамках этой выставки проводится конкурс-парад, где каждый ребенок может выбрать полюбившуюся ему картину и попытаться воссоздать ее, подготовив подходящий костюм и декорации.

В этом году наша выставка пройдет 23 мая в помещении центра Forever Young, будем рады всем, приходите!

Спасибо за приглашение. Скажите, посещаете ли вы со своими студентами известные музеи Чикаго?

Как правило, раз в месяц я организовываю для моих студентов экскурсию в один из лучших музеев мира – Чикагский Арт институт.

Кроме того, факультативно мои ученики посещают классы мозаики или росписи по шелку, мы периодически работаем в местной стеклодувной мастерской, обязательно лепим из глины, шьем или валяем из шерсти и т.д. Вся эта деятельность – неотъемлемый элемент комплексного образно-художественного обучения в арт студии.

В рамках основных занятий мы каждый год иллюстрируем какую-то книгу, в этом году это “Волшебник изумрудного города”, читаем книгу, обсуждаем, каждый ребенок выбирает себе главу, которая нравится, осмысливает события в ней и создает иллюстрацию. Представляете, сколько процессов у ребенка задействовано в ходе такой деятельности? Формируются навыки самостоятельной работы, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов. А также укрепляются знания в области изобразительной грамоты. Идет приобщение к художественной культуре и творческому самовыражению.

Здорово. Уверена, детям у вас интересно. А проводятся ли у вас какие-нибудь конкурсы?

Обязательно. Конкурс – одно из кульминационных явлений в творческой деятельности, особенно это важно для детей. На конкурсе у ребенка есть возможность проявить свою фантазию и мастерство, посмотреть на работы других, приобрести навыки здоровой конкуренции, повысить мотивацию. Конкурсы – это всегда очень волнительно. Кроме того, мой подход – это связь искусства с жизнью. Поэтому мы сотрудничаем с местными компаниями и договариваемся о совместных акциях. Например, мы проводили мероприятие с нашей местной ветеринарной клиникой – детям показали закулисье клиники и работу ветеринаров, и потом дети на основе полученного опыта рисовали картины. Вы не представляете, какой творческий порыв вызвала такая экскурсия у детей, какие шедевры у нас получились.

Замечательно, что вы не только учите детей рисовать, но и занимаетесь их общим развитием…

Конечно, в задачу художника-педагога однозначно входит цель раскрыть творческий, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого ребенка, который пришел в студию, и предоставить ему возможность для самовыражения. Лично мне это доставляет колоссальное удовольствие.

3 комментария

  1. Знакома с Талией и ее «творческой лабораторией» много лет. Хочу сказать, что это совершенно уникальная личность. Можество знакомых мне детей прошло через её арт-студию, и в каждом ей удаётся раскрыть индивидуальные творческие способности, веру в собственные силы, умение видеть необычное в обычном и желание самому созидать прекрасное… От всей души желаю тебе, Талечка, вдохновлять и вдохновляться, мечтать и осуществлять задуманное и всегда оставаться востребованной и нужной.

  2. I was sketching on a plane air with Talia a few times. It was fun to work together with such energetic and creative person. Talia works on a good professional level and also she is inspiring, and this is a precious addition!

  3. Таля- очень талантливый, энергичный и вдохновляющий художник и преподаватель. Каждому ребенку и взрослому для гармоничной жизни такой человек просто подарок вселенной, чтобы узнавать себя и радоваться жизни. Талечка, творческих успехов тебе и твоим ученикам!

Комментарии закрыты.