Steppenwolf Theatre: традиции и современность

Новости о театре. Часть третья

Анна Шапиро. Фото - Steppenwolf Theatre
Анна Шапиро. Фото - Steppenwolf Theatre

Продолжаю обзор нового, сорок четвертого сезона Steppenwolf Theatre 2019-20 годов.

“The Most Spectacularly Lamentable Trial of Miz Martha Washington“ по пьесе Джеймса Иджаймса (премьера в Чикаго, 2 апреля – 17 мая 2020 года, Downstairs Theatre). Режиссер – Уитни Уайт. В ролях: Селесте Купер и Ора Джонс. Драматическая история о расовых проблемах Америки написана актером и драматургом Джеймсом Иджаймсом. Он живет и работает в Филадельфии, является ассистентом профессора театрального отделения Villanova University. Режиссер и драматург Уитни Уайт родилась и выросла в Чикаго. Ставит спектакли в разных городах США. В настоящее время живет в Бруклине. Ее пьеса “Macbeth in Stride“ была представлена на Under the Radar Festival в The Public Theatre в 2019 году.

“King James“ по пьесе члена труппы театра Раджифа Джозефа (мировая премьера, совместно с Center Theatre Group, 7 мая – 21 июня 2020 года, Upstairs Theatre). Режиссер – художественный руководитель театра Анна Шапиро. В одной из ролей: член труппы театра Гленн Дэвис. Король Джеймс – прозвище выдающегося американского баскетболиста, трехкратного чемпиона НБА Леброна Джеймса. Пьеса и спектакль рассказывают о семи сезонах Короля в составе команды “Кливленд Кавальерс“. В сезоне 2020-21 годов спектакль “Король Джеймс“ будет показан в Center Theatre Group в Лос-Анджелесе.

Самая известная пьеса драматурга Раджифа Джозефа – “Бенгальский тигр из багдадского зоопарка” (“Bengal Tiger at the Baghdad Zoo”). В 2010 году она была в числе претендентов на Пулитцеровскую премию. Пьеса основана на реальных событиях, случившихся в Ираке в 2003 году. В первые дни войны из крупнейшего в стране багдадского зоопарка сбежал тигр. Вскоре он был найден мертвым на улице Багдада. Оказалось, что тигра застрелили два американских морских пехотинца. После убийства тигра солдат начал преследовать его призрак… Джозеф создал абсолютно оригинальное произведение о свободе, поисках смысла жизни, любви и смерти. На Бродвее в 2011 году роль Тигра исполнил Робин Уильямс. В чикагском Lookingglass Theatre пьеса была поставлена Хайди Стиллман в сезоне 2012-13 годов. Одну из главных ролей сыграл Карим Бандили.

Джозеф – двукратный лауреат премии “Оби” за лучшую новую пьесу года (2016 – “Guards at the Taj”, 2018 – “Describe the Night”). Живет в Бруклине.

Художественный руководитель Steppenwolf Theatre Анна Шапиро родилась в Эванстоне, закончила Columbia College Chicago и Школу драматического искусства при Йельском университете. Ее однокурсница сказала о ней, что однажды “эта студентка с самой короткой стрижкой станет определять будущее американского театра”. Обладатель Princess Grace Award 1996 года. Профессор театрального отделения Северо-Западного университета. В Steppenwolf Theatre Анна Шапиро с 1995 года. Она пришла в театр одновременно с Мартой Лейви. Марта стала художественным руководителем, Анна – директором программы “New Plays Lab”. В труппе театра – с 2005 года. Художественный руководитель – с 2015 года. Ее наиболее заметные спектакли: “Неупоминаемые” (“The Unmentionables”, сезон 2006-07 годов) и “Параллелограмм” (“A Parallelogram”, сезон 2010-11 годов) по пьесам Б.Норриса, “Август: графство Осадж” (“August: Osage County”, сезон 2007-08 годов, премия “Тони” за лучшую режиссуру в 2008 году) и “Минуты” (“The Minutes”, сезон 2010-11 годов) по пьесам Т.Леттса, “Три сестры” (“Three Sisters”, сезон 2011-12 годов), “Трахальщик в шляпе” по пьесе С.Гиргиса (“Motherf**ker with the Hat”, сезон 2012-13 годов, постановки в The Public Theater, LAByrinth Theater Company, номинация на премию “Тони” за лучшую режиссуру в 2011 году), “Посещая Эдну” (“Visiting Edna”, сезон 2014-15 годов) по пьесе Д.Рейба.

“Catch as Catch Can“ по пьесе Мии Чанг (премьера в Чикаго, 4 июня – 26 июля 2020 года, Downstairs Theatre). Режиссер – Кен Рус Шмолл. В одной из ролей – член труппы театра Одри Френсис.

Два “синих воротничка” из Новой Англии страдают от кризиса идентичности и “воюют” с ним. Авторы спектакля обещают показать театральную фантазию о возрасте и способности оставаться самими собой. По задумке режиссера, три актера сыграют шесть ролей. Первая постановка пьесы “Catch as Catch Can“ состоялась весной 2018 года в нью-йоркском театре Page 73. Режиссером выступил все тот же Кен Рус Шмолл.

А теперь – о двух постановках в рамках Молодежной программы театра (Steppenwolf for Young Adults). Ежегодно спектакли этой программы смотрят более пятнадцати тысяч студентов и школьников.

“The Brothers Size“ по пьесе члена труппы театра Тарелла Элвина Маккрейни (2-19 октября, Downstairs Theatre). Режиссер – Монти Коул. Впервые после чикагской премьеры герои пьесы – братья Сайзы – возвращаются на сцену театра. Огун трудолюбив и задумчив, его сердце разбито несчастной любовью. Ошузи недавно вернулся из тюрьмы и пытается приспособиться к новой жизни… В жестоком и честном взгляде на сложные узы братства Маккрейни сплетает поэзию, музыку и мифологию народа йоруба, проживающего в Западной Африке.

О Тарелле Элвине Маккрейни я подробно писал в первой части статьи “Steppenwolf Theatre (Чикаго): традиции и современность“. Сейчас – несколько слов о режиссере.

Монти Коул работал во многих театрах Чикаго. Из его самых известных постановок выделю “Косматую обезьяну“ (“The Hairy Ape“) в несуществующем уже Oracle Theatre (сезон 2015-16 годов, две премии “Джефф“) и недавний “Гамлет“ в The Gift Theatre (сезон 2018-19 годов). В планах Коула – постановка пьесы “Поцелуй“ (“Kiss“) по пьесе чилийского драматурга Гильермо Кальдерона в Haven Theatre Company. “The Brothers Size“ – режиссерский дебют Монти Коул в Steppenwolf Theatre.

“I Am Not Your Perfect Mexican Daughter“ по книге Эрики Санчес (мировая премьера, совместно с Storycatchers Theatre, 26 февраля – 21 марта, Upstairs Theatre). Адаптация – Исаак Гомес. Режиссер – член труппы театра Сандра Маркес. В одной из ролей – Карен Родригес. Главная героиня романа чикагской писательницы Санчес – ученица чикагской средней школы Джулия, мечтающая писать и выпускать книги. После смерти старшей сестры Ольги она испытывает трудности и невзгоды. Мечты о писательстве пока приходится отложить… Нас ждет история любви молодых чикагцев, которые пытаются найти правду о себе, людях и окружающем мире. После Чикаго спектакль увидят в трех тюрьмах для несовершеннолетних штата Иллинойс.

Инсценировка для театра сделана чикагским драматургом Исааком Гомесом. Прошлой зимой в Steppenwolf состоялась мировая премьера спектакля по его пьесе “La Ruta“ в постановке Сандры Маркес. Летом 2019 года в Minetta Lane Theatre состоится офф-бродвейская премьера его пьесы “the way she spoke“ (курсивом, с маленькой буквы). Гомес читает лекции на театральном факультете DePaul University.

Сандра Маркес. Фото - Steppenwolf Theatre
Сандра Маркес. Фото — Steppenwolf Theatre

Сандра Маркес – актриса, режиссер, член труппы Teatro Vista. С 1998 по 2006 годы работала в этом театре в должности заместителя художественного руководителя. За роль в спектакле “Вид с моста“ (“A View from the Bridge“) в Teatro Vista получила премию “Джефф“, за роль в спектакле “26 Miles“ (Teatro Vista) была номинирована на эту премию. Исполняла роль Клитемнестры в трилогии “Iphigenia Cycle“ в Court Theatre (“Iphigenia at Aulis“, “Electra“, “Agamemnon“). Преподает на театральном факультете Северо-Западного университета. Член труппы Steppenwolf Theatre с 2016 года. Недавно она замечательно сыграла Нору в спектакле “A Doll’s House, Part 2“.

Художественный руководитель Steppenwolf Theatre Анна Шапиро так комментирует выбор пьес нового сезона: “Сезон 2019-20 годов отражает наше коллективное стремление к обсуждению актуальных тем и расширяет наше понимание как повседневного, так и необычного. Независимо от того, будете ли вы смеяться или плакать, задумаетесь ли вы или улыбнетесь, вы станете духовно богаче, войдя в наш мир и став его частью“.

Театр Steppenwolf родился случайно. Все началось с идеи школьных друзей актера Гэри Синиза – Рика Аргоша и Лесли Уилсона. Ребята захотели поиграть в театр и рассказали о своем желании Гэри. Они предложили ему стать продюсером будущих спектаклей. Загоревшись идеей, Гэри взял в компанию своего школьного друга Джефа Перри (они оба учились в Highland Park High School). К тому времени Джеф посещал классы в Иллинойском университете (Illinois State University). Гэри позвал Джефа, Джеф – своего сокурсника Терри Кинни. Трио будущих основоположников было в сборе, и начались репетиции. Первой постановкой стал спектакль по пьесе Пола Зиндела “А мисс Рирдон немного выпивает” (“And Miss Reardon Drinks a Little”). Спектакль сыграли в июне 1974 года в помещении униатской церкви в Дирфилде (пригород Чикаго). После премьеры Гэри Синиз, Терри Кинни и Джеф Перри объявили о создании театра. Большим соблазном было написать о неком философском подтексте и глубоком смысле названия, но я напишу правду: никакого философского подтекста и смысла в этом не было. Как вспоминают актеры, как раз в то время их друг и продюсер Рик Аргош читал роман Германа Гессе “Степной волк”. Название книги понравилось, и оно стало названием театра.

Актеры наслаждались лицедейством и выпускали спектакли один за другим: “Бриолин” (режиссер и исполнитель главной роли – Г.Синиз), “Стеклянный зверинец” Т.Уильямса (режиссер – Р.Аргош, в роли Тома – Г.Синиз), “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” Т.Стоппарда (режиссер – Р.Аргош, в этом спектакле на сцене впервые встретились друзья-основатели Терри Кинни, Джеф Перри и Гэри Синиз). В 1975 году в театре появились новые актеры – Нэнси Эванс, Мойра Харрис, Джон Малкович, Лори Меткалф, Алан Уайлдер. С 1976 по 1980 годы спектакли театра игрались в подвале католической школы в Хайленд-парке (пригород Чикаго), в 1980 году театр перебрался в Чикаго, в 1991 году – получил свой дом на Холстид стрит (Halsteed Street).

Сегодня Steppenwolf Theatre является старейшим в США театром с постоянной труппой в составе сорока девяти актеров, режиссеров, драматургов. Отцы-основатели давно не живут в Чикаго. Они популярны, играют в кино, на телевидении, по-прежнему числятся в труппе и играют большую роль в репертуарной политике театра.

Театр хранит память актрисы и многолетнего художественного руководителя Марты Лейви, актеров Марианны Мейберри и Джона Махони.

В театре – три сцены: главная (Downstairs Theatre) с залом на 515 мест, малая (Upstairs Theatre) с залом на 299 мест и камерная (1700 Theatre) с залом на 80 мест. Всего в сезоне ставятся семь спектаклей в рамках основной программы, два спектакля в рамках молодежной программы, спектакли приглашенных театральных трупп и вечера в серии LookOut. Ежегодно на трех площадках играется более семисот представлений, которые посещают около двухсот тысяч зрителей.

Steppenwolf Theatre – лауреат двенадцати премий “Тони”, премии Illinois Arts Legend и единственный театр США, удостоенный Национальной медали искусств.

С мая 2016 года в здании театра работает уютный “Front Bar”, где всегда можно посидеть как перед, так и после спектакля (полная информация – на сайте http://www.front-bar.com/). В будущем реконструкция театра продолжится. Летом 2021 года откроется новое здание (почти 4700 квадратных метров) с театром на четыреста мест (In-the-Round Theatre). Уникальный зал будет состоять из шести расположенных по радиусу рядов со сценой в центре. Актеры будут находиться на расстоянии от зрителей не дальше шести метров. Актеры говорят, что интимное художественное пространство вернет театр к своим истокам, когда “бесстрашная игра находилась в пределах близкой досягаемости”. Трейси Леттс поясняет: “Я хочу, чтобы зрители видели, как я потею”.

Макет будущего театрального комплекса. Фото - Steppenwolf Theatre
Макет будущего театрального комплекса. Фото — Steppenwolf Theatre

Имея на сто мест больше, чем Upstairs Theatre, новый театр позволит увеличить общую аудиторию со ста восьмидесяти до двухсот двадцати пяти тысяч зрителей в год. С экономической точки зрения, добавление ста дополнительных мест позволит театру, с одной стороны, извлечь выгоду от увеличения доходов, с другой – проявить гибкость в программировании репертуара и продолжительности показа спектаклей. Нынешний Upstairs Theatre, первоначально планировавшийся в качестве репетиционного помещения, вернется к своему первоначальному назначению и будет преобразован в два репетиционных зала. В новом здании предусмотрены отдельный этаж с репетиционными помещениями, яркое и открытое двухэтажное лобби-атриум, стильный винный бар, большая гостиная, расширяющая пространство для встреч артистов и зрителей, магазин костюмов и обновленные производственные помещения. Новое здание разместится между театральным гаражом (1624 North Halsted Street, его ждут косметические изменения фасада) и существующим театром, образуя единый театральный комплекс. Адрес здания – 1646 North Halsted Street, Chicago, IL 60614.

Макет будущего театрального здания. Фото - Steppenwolf Theatre
Макет будущего театрального здания. Фото — Steppenwolf Theatre

Дизайнеры проекта – известный архитектор Гордон Гилл (фирма Adrian Smith + Gordon Gill Architecture, AS+GG) и лондонская компания “Charcoalblue”, возглавляемая Джоном Оуэнсом и театральным дизайнером Беном Хансоном. Строительство нового здания проводит чикагская фирма Norcon Construction.

Архитектурная фирма AS+GG была основана в 2006 году. В 2015 году журнал Architect magazine назвал ее первой (“the #1 firm”) в списке всех глобальных архитектурных фирм и компаний мира. С фирмой сотрудничают девяносто архитекторов, у нее офисы в Чикаго и Пекине и грандиозные проекты по всему миру.

“Charcoalblue” – ведущая в мире международная консалтинговая компания в области театрального, акустического и цифрового дизайнов. Основана в 2004 году. Офисы в Лондоне, Бристоле, Глазго, Нью-Йорке, Чикаго и Мельбурне. Среди клиентов фирмы – Royal Shakespeare Company, Лондонский национальный театр, Лондонский симфонический оркестр, Королевская опера Ковент-Гарден, Чикагский шекспировский театр, Сиднейская театральная компания, St. Ann’s Warehouse, Google, Facebook, BAFTA (Британская академия кино и телевизионных искусств).

Сцена и зрительный зал будущего театра. Фото - Steppenwolf Theatre
Сцена и зрительный зал будущего театра. Фото — Steppenwolf Theatre

Чикаго – один из самых театральных городов мира. В нем можно найти театры музыкальные и драматические, актерские и режиссерские, традиционные и экспериментальные. Актеры в чикагских театрах сидят, лежат, поют, танцуют, бегают, стоят на голове (в полном смысле этого слова); режиссеры превращают сцену в комнату, кухню, гараж, дворец или планету Земля. В Чикаго играют Шекспира и Виткевича, Ибсена и Стоппарда, мюзиклы и комедии, трагедии и водевили. А еще в Чикаго ставят современную драматургию. Не всегда постановки новых пьес становятся событием, но когда это происходит, рады все: критики, зрители и, конечно, театр, открывший новые имена. На протяжении последних сорока трех лет таким театром является Steppenwolf Theatre. Я желаю творческой труппе театра дальнейших успехов и с нетерпением жду нового сезона. До встречи в зрительном зале!

Nota bene! Заказ билетов на спектакли и вечера сезона 2018-19 годов, а также абонементы на сезон 2019-20 годов – по телефону 312-335-1650, в кассе театра по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614 или на сайте http://www.steppenwolf.org/. Там же вы найдете подробную информацию об истории Steppenwolf Theatre и предстоящих спектаклях.