Равиния-2019

(Пригород Чикаго Хайленд-парк, концерты 22-28 августа)

Патрисия Рассетт. Фото - Лирик-опера Чикаго
Патрисия Рассетт. Фото - Лирик-опера Чикаго

Чикагский симфонический оркестр закончил свои выступления в Равинии. Сейчас у музыкантов отпуск. Следующий раз оркестр соберется в Симфоническом центре 19 сентября на первом концерте сто двадцать девятого сезона. За дирижерский пульт вернется его музыкальный руководитель маэстро Риккардо Мути. Между тем концерты Ravinia Festival продолжаются. Нас ждет еще много интересного.

22 августа, 5.00 pm и 8.30 pm. Театр “Мартин”. В Равинии продолжает звучать музыка Леонарда Бернстайна. Мы услышим одноактную камерную оперу композитора “Волнения на Таити” (“Trouble in Tahiti”). В главных партиях: Патрисия Рассетт и Пол Сзот. Оркестром Chicago Philharmonic дирижирует Марин Алсоп. Она же является режиссером-постановщиком.

Как известно, в творчестве Бернстайн был всеяден. Он говорил: “Нет такой грани музыкального искусства, которая не занимала бы меня, не увлекала и не захватывала на все сто процентов, как исполнение музыки, разговоры о музыке и сочинение музыки. Смысл музыки ни в чем другом, как в самой музыке”. Бернстайн сочинял камерную и симфоническую музыку, писал мюзиклы и песни, пробовал себя в оперном жанре.

Опера “Волнения на Таити” – сочинение 1952 года. В ней рассказывается об одном дне из жизни молодых супругов, живущих в пригороде крупного американского мегаполиса. Внешне все выглядит благополучно. Он – успешный бизнесмен, она – домохозяйка. У них большой дом и планы на будущее. Но только Он все время проводит в офисе или тренажерном зале, а Она тоскует в одиночестве дома. За идиллическим фасадом скрывается горечь пустоты и разочарования… В либретто упоминается место Хайленд-парк, так что, возможно, действие оперы происходит именно там, где проходит фестиваль. А название “Волнения на Таити” – это сентиментальная мелодрама, на которую собираются наши герои, надеясь, что совместный поход в кино излечит любые раны…

Опера написана на следующий год после свадьбы Бернстайна на актрисе и пианистке Фелисии Монтеалегре. Говорят, что сюжет оперы основан на реальных эпизодах из жизни Бернстайна и Фелисии. Впрочем, некоторые биографы полагают, что при написании оперы композитор больше ориентировался на воспоминания о родительских ссорах.

Премьера оперы состоялась 12 июня 1952 года в университете Брандейса (Уолтем, штат Массачусетс). Композитор был недоволен результатом и взялся за переделку оперы. Премьера новой версии прошла летом 1953 года на Музыкальном фестивале в Танглвуде. Осенью того же года оперу показали на канале NBC, а в апреле 1955 года – поставили на Бродвее. Спустя тридцать лет Бернстайн написал продолжение – оперу “Тихое место”, а позднее – совместил обе части под вторым названием. В Равинии исполняется первая, самая ранняя версия оперы.

23 и 24 августа, 8.00 pm. Павильон. Два вечера подряд в Равинии поет британский певец и композитор Гордон Мэттью Томас Самнер, известный всему миру под именем Стинг. Это – третье выступление Стинга в Равинии. Впервые он выступил здесь в июле 2010 года с программой популярных хитов разных лет. В двух концертах участвовал Королевский филармонический концертный оркестр. В 2013 году Стинг вернулся с камерной программой, составленной из песен разных лет. Новый концерт певца проходит в рамках мирового тура “My Songs”. С мая 2020 года с этой программой Стинг будет выступать в театре The Colosseum в Caesars Palace (Лас-Вегас).

Стинг. Фото - Фрэнк Окенфелс
Стинг. Фото — Фрэнк Окенфелс

Несколько лет назад Стинг был гостем программы “Познер” на Первом канале Российского телевидения. После эфира Владимир Познер поделился своими впечатлениями об этом человеке. Вот лишь некоторые фрагменты: “Могу сказать со всей определенностью, что ни в одном интервью я не встречал человека, взгляды которого в такой степени совпадали бы с моими. Стинг считает, что надо декриминализировать все наркотики, и так считаю я. Стинг из всех городов для житья выбирает Нью-Йорк, выбираю Нью-Йорк и я. Стинг считает, что интернет таков, каким делаем его мы, и так считаю я. Стинг считает, что если бы он добился успеха сразу, то не смог бы оценить того, что он имеет сейчас (добился он успеха и известности в двадцать восемь лет), так считаю и я. Стинг всегда стремился быть первым в своем деле, как стремился и я… В этом интервью меня более всего взволновало то, что он говорил о своей книге-автобиографии “Сломанная музыка”. Он стал писать ее потому, что хотел рассказать людям, кто он есть на самом деле… Но оказалось, что Стинг и сам не знал точно, кто он. Во всяком случае, ему пришлось приоткрыть давно забытые и, казалось бы, закрытые двери памяти, пришлось извлечь из темных закоулков забытья то, что было навечно убрано. Написав эту книгу, рассмотрев все то, что было, взглянув на себя заново, Стинг впал в отчаяние и, как сам признается, два с лишним года был в депрессии… Стинг не поддается попыткам “вставить” его в ту или иную “референтную группу”. Он похож на человека страдающего, переживающего и думающего. Я нахожу необыкновенно привлекательным то, что он и в самом деле страдает за то, что происходит с окружающей средой, реально озабочен тем, что человечество все еще не пробудилось, твердо считает, что надо менять мир, в котором мы живем… Из этого интервью запомнились еще два ответа Стинга на “опрос Пруста”. Один касался того, что ему больше всего не нравится в нем самом. Ответ прозвучал мгновенно: “Тщеславие”. И второй ответ на вопрос: “Что Вы скажете, оказавшись перед Господом?”. Стинг широко улыбнулся и сказал: “Какой сюрприз!” Так могу сказать и я в отношении того, каким я себе представлял Стинга и каким он оказался: “Вот это сюрприз!”

Подробности биографии и творчества Стинга – на сайте www.sting.com.

Nota bene. На оба концерта все билеты в павильон и на лужайку проданы.

24 августа, 12.00 pm. Театр “Мартин”. В серии детских концертов (Kids Concert Series) в рамках проекта “Опера для молодых” (“Opera for the Young”) – представление Super Storm. Напомню, что “Опера для молодых” – проект, который знакомит школьников Среднего Запада (свыше семидесяти пяти тысяч ежегодно) с лучшими произведениями мировой оперы. В 2017 году в рамках проекта с большим успехом прошла презентация оперы Г.Доницетти “Любовный напиток”, в прошлом году такой оперой была “Русалка” А.Дворжака.

26 августа, 8.00 pm. Павильон. Концерт Гила Шахама и камерного оркестра “Рыцари” (“The Knights”). В программе: Molto vivace из Румынского концерта Д.Лигети, Скрипичный концерт (солист – Г.Шахам) и фрагменты Венгерских танцев И.Брамса (аранжировка “Рыцарей”), “Танцы из Галанты” З.Кодая, “Signs, Games and Messages” Д.Куртага. Дирижер – Эрик Джейкобсен.

Гил Шахам. Фото - Ravinia Festival
Гил Шахам. Фото — Ravinia Festival

На этом концерте мне бы хотелось остановиться подробно. К этому располагает как программа произведений, так и состав солистов.

В Чикаго редко услышишь музыку венгерского композитора Дьердя Лигети (1923-2006). Последний раз это было в Симфоническом центре в марте 2015 году. ЧСО под управлением Р.Мути исполнил пьесу “Отдаление” (“Lontano”) 1967 года. Между тем имя Лигети является одним из ключевых для понимания классической музыки XX века. Лигети родился в Трансильвании (Румыния) в еврейской семье. Его родным языком был венгерский. Настоящая фамилия композитора – Ауэр, в переводе с немецкого – “луг”. Отец захотел избавиться от немецкого влияния и перевел свою фамилию (то есть слово “луг”) на венгерский язык. А дядя отца – великий скрипичный педагог Леопольд Ауэр – оставил оригинальную фамилию. Так “венгерские” Ауэры отдалились от “немецких”, превратившись в Лигети. Больше всего на свете Дьердь обожал экспериментировать со звуками, а его постоянно отвлекала политика. В 1943 году фашисты арестовали его в Будапеште. Они с матерью выжили, а брат с отцом погибли в концлагере. После фашистов безобразия стали творить коммунисты. В 1956 году после венгерского восстания композитор уехал в Вену. Конец пятидесятых – расцвет творчества Лигети. Он сочиняет электронную музыку, пишет симфонии в открытом им жанре микрополифонии. Музыка Лигети звучала в фильме С.Кубрика “2001: Космическая одиссея” (“2001: A Space Odyssey”, 1968). Румынский концерт написан Лигети в 1951 году. В основе произведения – румынские народные мелодии.

Шедевры Брамса всем хорошо известны, а вот музыка знатока и ценителя национального фольклора, венгерского композитора Золтана Кодая (1882-1967) почти не исполняется сегодня. “Танцы Галанты” – одно из лучших его произведений. Галанта – название маленького венгерского городка недалеко от бывшей столицы Венгрии Пожони. Композитор, часто бывавший в этом месте, решил собрать знакомые с детства народные мелодии, оркестровать их и тем самым дать им новую жизнь.

Девяностотрехлетний Дьердь Куртаг – еще один венгерский композитор, музыкальный классик XX века, абсолютно неизвестный в США. Он родился в 1926 году в еврейской семье в румынском городке Банате. В девятнадцать лет переехал в Будапешт, где в 1948 году получил венгерское гражданство. После Будапештской музыкальной академии жил в Париже, учился у О.Мессиана и Мийо. Его жена – пианистка Марта Куртаг. Они выступали вместе на протяжении почти полувека. В разные годы Куртаг работал в Будапеште, Берлине, Вене. Среди его учеников – замечательный пианист Андраш Шифф.

Оркестр “Рыцари” был создан в Нью-Йорке братьями Эриком и Колином Джейкобсенами. Все начиналось с совместного (почти домашнего) музицирования друзей, но спустя два года оркестр заметили в других городах США. “Рыцари” уже гастролировали по городам Германии, играли на многих музыкальных фестивалях, выступали, в том числе, с Йо Йо Ма. Говоря об оркестре, знаменитый виолончелист применил термин: “Камерная музыка в оркестровой форме”. Оркестр играет самую разную музыку: от Баха до рока, от симфонических произведений до джазовых и блюзовых обработок. Подробности создания и фрагменты музыкальных композиций в исполнении Квартета – на сайте www.theknightsnyc.com.

28 августа, 8.00 pm. Павильон. В Равинии – мюзикл Л.Бернстайна “Кандид”. В главных партиях: Кандид – Майлс Микканен, Кунигунда – Шарлин Джойнт, Панглосс – Иван Джонс. Камерный оркестр “Рыцари”. Дирижер – Эрик Джейкобсен. Режиссер – Алисон Мориц.

Камерный оркестр “Рыцари”. Фото - Ravinia Festival
Камерный оркестр “Рыцари”. Фото — Ravinia Festival

Страшные годы маккартизма не могли не затронуть свободолюбивого Бернстайна. Его, конечно, объявили агентом коммунистического влияния. Его никогда не вызывали ни на допрос к самому Маккарти (в отличие от Аарона Копленда), ни на заседания комиссии Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности (на ней допрашивали величайшего американского балетмейстера Джерома Роббинса), но внесли в голливудские черные списки. В ответ Бернстайн вместе с писательницей Лилиан Хеллман, такой же жертвой черных списков, написал мюзикл по сатирической пьесе Вольтера “Кандид”. В текстах Хеллман и музыке Бернстайна ярко проявилось обличение американскими интеллектуалами темных сторон маккартизма.

Премьера мюзикла состоялась 1 декабря 1956 года в Martin Beck Theater (Нью-Йорк). “Кандид” оказался последним крупным произведением Бернстайна, которым он лично дирижировал. Это было за год до его смерти, в центре Барбикан (Лондон) 12 и 13 декабря 1989 года. Мюзикл записан на DVD (студия Deutsche Grammophon).

Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета – $10.