Новый лауреат Пулитцеровской премии

Театр продолжается

Сцена из спектакля “Странная петля”. Фото - Джоан Маркус
Сцена из спектакля “Странная петля”. Фото - Джоан Маркус

4 мая 2020 года попечители Колумбийского университета назвали новых лауреатов Пулитцеровской премии. В номинации “Лучшее драматическое произведение для театра” победил… мюзикл Майкла Джексона (Michael R.Jackson) “Странная петля” (“A Strange Loop”).

Тема “фильм о фильме” и “режиссер о режиссере” не нова – достаточно вспомнить шедевр Федерико Феллини 1963 года “Восемь с половиной”. А вот мюзиклы с рефлексирующим главным героем видеть нам еще не приходилось. В случае со “Странной петлей” это выглядит так: тридцатидевятилетний афро-американец – гомосексуал сочиняет мюзикл о том, как тридцатидевятилетний афро-американец – гомосексуал сочиняет мюзикл. В интервью после вручения премии Майкл Джексон сказал: “Я пытался сказать о том, что значит быть самим собой в целом, черным и странным в частности”. Рецензенты пишут, что мюзикл у Джексона получился дерзкий и раздражающий, возмутительный и трогательный. Газета The Times описала спектакль как “автопортрет в бесконечном зале зеркал”.

Премьера состоялась в Нью-Йорке, в офф-бродвейском театре Playwrights Horizons (в сотрудничестве с театром Page 73). В аннотации к спектаклю сказано: “История следует за молодым художником, воюющим с сонмом демонов – не в последнюю очередь с собственными навязчивыми мыслями – в попытке поймать и понять свою собственную “странную петлю”.

Финалистами премии стали пьеса “Heroes of the Fourth Turning” Уилла Орбери и мюзикл “Soft Power” Дэвида Хенри Хванга и Жанин Тесори (я подробно писал о Тесори в прошлом выпуске Театрального обозрения).

Пулитцеровская премия (www.pulitzer.org) – одна из самых престижных наград в США в области литературы, журналистики, музыки и театра. Датой учреждения премии считается 17 августа 1903 года – день, когда владелец крупной медиаимперии Джозеф Пулитцер (1847-1911) составил завещание об основании фонда своего имени и взносе в два миллиона долларов. Эту сумму он пожертвовал Колумбийскому университету.

Большая часть суммы предназначалась для создания специального учебного заведения для журналистов, четверть суммы – для премий и стипендий в области литературы, журналистики и образовательной деятельности. В 1912 году – через год после смерти Пулитцера – была создана Школа журналистики при Колумбийском университете. Первое вручение Пулитцеровской премии в четырех номинациях – за лучшие репортаж, статью-передовицу, книгу по истории США и биографию – состоялось 4 июня 1917 года. С тех пор премия вручается ежегодно.

Список категорий, в которых присуждается Пулитцеровская премия, многократно менялся. В настоящий момент вручаются четырнадцать премий в области журналистики и семь – в области литературы и музыки (за художественное и нехудожественное произведения, биографию, книгу по истории США, сборник поэзии, драматическое и музыкальное произведения). Размер премии с 2017 года составляет 15 тысяч долларов.

В моем обозрении меня интересует в первую очередь номинация “Лучшее драматическое произведение для театра”. В Завещании Пулитцера об этой премии говорится так: “[присуждается] за оригинальную американскую пьесу, поставленную в Нью-Йорке, которая наилучшим образом показывает обучающую ценность и мощь сцены в повышении морального уровня, здоровых вкусов и хороших манер граждан Америки”. Не скажу “за здоровые вкусы и хорошие манеры” граждан всей Америки, но оригинальных и даже великих пьес за прошедшие сто лет вышло немало, и многие из их авторов стали лауреатами. Рекордсменом по количеству премий остается основатель американской драматургии Юджин О’Нил. Он получал ее четыре раза: в 1920 (“За горизонтом”), 1922 (“Анна Кристи”), 1928 (“Странная интерлюдия”) и 1957 (“Долгий день уходит в ночь”) годах. Лауреатами премии трижды становились Роберт Шервуд (“Восторг идиота”, 1936 год; “Эйб Линкольн в Иллинойсе”, 1939 год; “Да сгинет ночь”, 1941 год) и Эдвард Олби (“Неустойчивое равновесие”, 1967 год; “Морской пейзаж”, 1975 год; “Три высокие женщины”, 1994 год). Олби должен был (и это было бы абсолютно справедливо!) получить Пулитцеровскую премию в четвертый раз за свою лучшую пьесу “Кто боится Вирджинии Вульф?” Первая постановка пьесы выдержала шестьсот шестьдесят четыре представления подряд! Спектакль шел на Бродвее без перерыва с 1962 по май 1964 года. Сразу после премьеры мнения критиков резко разделились. Одни считали пьесу лучшим достижением американского театра, другие – “грязным пасквилем” на американскую культуру и “традиционные ценности”. “Больная пьеса для больных людей”, – восклицал один из критиков. “Пьеса для грязных женщин”, – вторил ему другой. Как обычно бывает, сторонники “традиционных ценностей” победили. Несмотря на решение Комитета по присуждению премии, попечители Колумбийского университета не допустили присуждения Олби награды, сочтя пьесу “слишком вульгарной”. В результате в 1962 году премию в этой категории никто не получил – случай невиданный! История показала, что попечители ошиблись. Сегодня пьеса Олби входит в “золотой фонд” лучших драматургических произведений в истории театра.

Среди двухкратных лауреатов: Торнтон Уайлдер – в 1938 (“Наш городок”) и 1943 (“На волосок от гибели”) годах, Теннесси Уильямс – в 1948 (“Трамвай “Желание”) и 1955 (“Кошка на раскаленной крыше”) годах, Огаст Уилсон – в 1987 (“Ограды”) и 1990 (“Урок игры на фортепиано”) годах.

Пулитцеровской премией были награждены девять мюзиклов – примерно по одному в десятилетие. Первым стал в 1932 году мюзикл Джорджа Гершвина “О тебе я пою”. Лауреатами стали авторы романа Дж.Кауфман и М.Рискинд, а также автор либретто Айра Гершвин, а вот композитор премии не получил. Попечители объяснили, что награда присуждается за литературный материал, а не за музыку. В следующий раз положение было исправлено, и композитор Ричард Роджерс вместе с поэтом Оскаром Хаммерстайном Вторым был в числе лауреатов за мюзикл “Юг Тихого океана” (1950). Вот какие еще мюзиклы получали премию: “Фьорелло” Дж.Вайдмана, Дж.Эбботта, Дж.Бока и Ш.Харника (1960), “Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая” Ф.Лоссера и и А.Барроуза (1962), “Кордебалет” М.Беннетта, Н.Данте, Дж.Кирквуда , М.Хэмлиша и Э.Клебана (1976), “Воскресенье в парке с Джорджем” С.Сондхайма и Дж.Лепайна (1985), “Рент” Дж.Ларсона (1996), “Недалеко от нормы” Т.Китта и Б.Йорки (2010), “Гамильтон” Л.-М.Миранды (2016).

В 2008 году Пулитцеровскую премию получил Трейси Леттс за пьесу “Август: графство Осейдж” – обжигающую историю об одной неблагополучной семье в маленьком американском городке. Условие Пулитцера в данном случае было нарушено, и премию получил автор, премьера спектакля по пьесе которого прошла не в Нью-Йорке. Это случилось в Чикаго, в Steppenwolf Theatre, 28 июня 2007 года (режиссер – Анна Шапиро).

Сцена из спектакля “Парк Клайборн”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “Парк Клайборн”. Фото — Майкл Бросилоу

Еще один пример из недавнего прошлого – лауреат 2011 года, чикагский драматург Брюс Норрис и его пьеса “Парк Клайборн” – честный рассказ о бытовых предрассудках и расизме, как одной из основных проблем американского обшества. Премьера спектакля по “Парку…” состоялась в феврале 2010 года в театре Playwrights Horizons (Нью-Йорк), в Чикаго спектакль по этой пьесе в Steppenwolf Theatre (режиссер – Эми Нортон, в главной роли – Джеймс Винсент Мередит) поставили в сентябре 2011 года.