Музыке все возрасты покорны

Чикагский симфонический центр, 9 - 18 марта

Дирижирует Герберт Блумстедт. Фото - М.Ленгеманн
Дирижирует Герберт Блумстедт. Фото - М.Ленгеманн

9 марта, 7.30 pm; 11 марта, 8.00 pm; 12 марта, 3.00 pm. Чикагский симфонический оркестр (далее — ЧСО) исполняет произведения А.Дворжака. В программе: Виолончельный концерт (солист — Андрей Ионита) и Восьмая симфония.

Андрей Ионита — один из самых талантливых молодых виолончелистов. Он родился в Бухаресте в 1994 году. Занимается на фортепиано с пяти лет, на виолончели — с восьми. Начал учебу в Бухаресте, продолжил в Берлинском университете искусств. Мир обратил на него внимание после победы (Первое место и Золотая медаль) на XV Международном конкурсе имени Чайковского (2015 год). Играет на виолончели 1671 года работы Джованни Баттиста Руджери.

Снова в Чикаго патриарх дирижерского цеха Герберт Блумстедт, которому в июле исполнится 96 лет! (Поистине музыке, как и любви, все возрасты покорны!) Он родился в 1927 году в столице штата Иллинойс, городе Спрингфилд, в семье выходцев из Швеции. Когда мальчику было два года, семья вернулась на родину. Герберт учился в Королевской высшей музыкальной школе в Стокгольме и Уппсальском университете. Уроки дирижирования получил у Игоря Маркевича и Жана Мореля в Джульярдской школе и у Леонарда Бернстайна в Тэнглвуде. Возглавлял многие европейские оркестры, среди которых Дрезденская Штаатскапелла (1975-85 годы), Симфонический оркестр Северогерманского радио (1996-98 годы), Лейпцигский Гевандхауз-оркестр (1998-2005 годы). С 1985 до 1995 года руководил Сан-Францисским симфоническим оркестром. За две записи с ним получил две премии “Грэмми”. В свои девяносто пять Блумстедт является старейшим из ныне живущих активно гастролирующим дирижером. За 75 минут перед началом концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.

10 марта, 8.00 pm. В джазовой серии концертов — вечер Maria Schneider Orchestra. Дирижер, музыкальный руководитель и душа оркестра — Мария Шнайдер (не путайте с актрисой из фильма “Последнее танго в Париже”). Она училась в университете Миннесоты, Eastman School of Music в Нью-Йорке и университете Майами. С 1985 года играет, сочиняет, занимается аранжировками. В течение трех лет была ассистенткой канадского джазового дирижера и композитора Гила Эванса. После его смерти в 1988 году возглавила его джазовый оркестр. С 1992 года он называется The Maria Schneider Jazz Orchestra, в двухтысячных название стало короче — Maria Schneider Orchestra. В активе Шнайдер — четырнадцать номинаций и семь премий “Грэмми”. Она — обладатель почетного звания NEA Jazz Master. Джазовый оркестр Шнайдер — уникальное явление в современной музыке. Он не похож на другие джазовые оркестры просто потому, что больше остальных. В его составе — восемнадцать музыкантов. Кроме этого, оркестр исполняет только оригинальные композиции и аранжировки Марии Шнайдер. В Чикаго Оркестр представит альбом “Data Lords”, получивший две премии “Грэмми”, ставший Альбомом года по версии Ассоциации джазовых журналистов и финалистом Пулитцеровской премии (все награды — 2020 год).

13 марта, 8.00 pm. Концерт духовой и ударной секций Civic Orchestra (Civic Orchestra Brass and Percussion). Дирижер — тромбонист ЧСО Майкл Мулкахи. О нем мне недавно рассказала известный чикагский музыкант Ирина Феоктистова: “Я работаю в классе с тромбонистами, который ведет потрясающий Мик Мулкахи. Он из Австралии, второй тромбон Чикагского симфонического оркестра. Я помню, когда попала к нему в класс пять лет назад, мы разучивали песни Рахманинова в транскрипции для тромбонов. Из-за Рахманинова он меня и взял. В классе Мулкахи сначала попросил меня сыграть. “Пусть он (студент) послушает, как это надо делать.” Тромбонист настроился и стал издавать звуки. Я ничего плохого не услышала, а профессор говорит: “Ты играешь фальшиво”. Я тихо сижу, наблюдаю. Он останавливал бедного студента каждый раз, когда слышал что-то не то. Очень невозмутимо и твердо: “Нет, это у тебя неправильно, фальшиво. Сыграй еще раз”. И так всякий раз, пока не попадал в нужную ноту. (У тромбона не темперированный строй, как у рояля, тромбонистам все время надо подстраиваться во время игры.) Классы духовых инструментов здесь на высшем уровне. Потом лучшие студенты играют в ЧСО. Я замечаю: только что играл в классе, и вот уже в ЧСО”. Вход свободный, по билетам. Требуется предварительное резервирование.

Civic Orchestra. Фото - Тодд Розенберг
Civic Orchestra. Фото — Тодд Розенберг

16 марта, 7.30 pm; 17 марта, 1.30 pm; 18 марта, 8.00 pm. Еще одна интересная программа ЧСО: “Banner” Дж.Монтгомери, концерт для птиц и оркестра “Cantus Arcticus” Э.Раутаваара, кантата “Кармина Бурана” К.Орфа. Солисты — Джоэле Харви, сопрано; Реджиналд Мобли, контртенор; Эллиот Мадор, баритон. Чикагский симфонический хор. Чикагский детский хор. Хормейстер — Джозефин Ли. За дирижерским пультом — маэстро из Финляндии Осмо Вянскя.

Осмо Вянскя. Фото - Лиза-Мари Мазуччо
Осмо Вянскя. Фото — Лиза-Мари Мазуччо

Концерты начнутся пьесой “Banner” композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери. Она сочинила эту пьесу в 2014 году в честь двухсотлетия со дня рождения американского гимна “The Star-Spangled Banner” и называет ее “рапсодией на тему гимна”. Монтгомери говорит: “Опираясь на музыкальные и исторические источники различных мировых гимнов и патриотических песен, я попыталась ответить на вопрос, как звучит гимн в сегодняшней многокультурной среде”.

ЧСО впервые исполнит произведения финского композитора Эйноюхани Раутаваара (1928-2016). Его музыку мы почти не знаем, хотя композитор он был очень плодовит. В списке его сочинений — восемь симфоний, три концерта для фортепиано с оркестром (Третий он написал по заказу Владимира Ашкенази), множество камерных произведений, оперы, в том числе о Ван Гоге (“Винсент”) и Распутине (“Распутин”). Концерт для птиц и оркестра — сочинение 1971 года. В нем голоса инструментов вступают в диалог с записанным птичьим пением. В результате появляются какие-то новые звуки и созвучия…

В начале XIX века в аббатстве Бенедиктбойерн в Баварии был обнаружен сборник любовных и застольных стихов и песен странствующих поэтов-менестрелей под общим названием “Кармина Бурана”. Предположительная дата написания сборника — XII век. Как он попал к немецкому композитору Карлу Орфу, история умалчивает, но вскоре после этого появился цикл из двадцати четырех стихотворений на старонемецком и латинском языках для большого симфонического оркестра, солистов и хора. Мировая премьера кантаты “Кармина Бурана” состоялась в июне 1937 года во Франкфурте-на-Майне. Размах постановки требовал большого пространства: все было очень громко, помпезно и шумно, в точном соответствии с анекдотом про композитора, имеющем, как говорили современники, историческое происхождение. После премьеры очередного сочинения Карла Орфа с оркестром и хором оглушенные в прямом и переносном смысле критики спросили у композитора: “Почему у вас все так страшно и громко? Вот возьмите Моцарта. У него даже фамилия звучит нежно”. Композитор ответил: “А моя фамилия — Орф. Поэтому я буду сочинять громкую музыку!” Здесь надо пояснить, что на немецком языке фамилия Орф пишется с двумя “ff” — Orff, а в музыкальной терминологии “ff” означает “фортиссимо”, то есть “очень громко”. Как же еще может звучать музыка композитора с такой фамилией?

В июне дирижер Осмо Вянскя заканчивает контракт с Симфоническим оркестром Миннесоты и готов к новым предложениям.

Nota bene! Билеты на абонементы сезона 2023-24 годов и концерты сезона 2022-23 годов Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты сезона 2023-24 годов появятся в продаже летом.