Международный кукольный фестиваль в Чикаго. Часть I

(6th Chicago International Puppet Theater Festival)

Сцена из спектакля “Животные R.I.O.T.”. Фото - Wakka Wakka Productions
Сцена из спектакля “Животные R.I.O.T.”. Фото - Wakka Wakka Productions

2024 год в Чикаго начинается с театрального фестиваля! На десять дней Чикаго становится кукольной столицей мира. С 18 по 28 января в городе пройдет Шестой международный кукольный фестиваль (6th Chicago International Puppet Theater Festival) — крупнейший смотр достижений кукольного искусства. В этот раз в нем примут участие театральные компании из Бельгии, Польши, Чили, Норвегии, Германии, Индонезии, Кении, Мексики, ведущие кукольные коллективы из Чикаго и других городов США. В программе: театры марионеток в натуральный рост и крошечных кукол, театры кукольной пантомимы и анимации, песочных картинок и объектов, постановки с элементами драматического и кукольного театров, многие-многие другие. Всего на разных площадках Чикаго и пригородов будут сыграны более ста представлений. Глядя на анонсы предстоящих спектаклей, хорошо понимаешь, какие похожие проблемы волнуют сегодня театральные компании разных стран. Тут и военные конфликты, и стоящие перед нашей планетой экологические опасности, и расчеловечивание, превращение индивидуумов в толпу послушных исполнителей приказов безумных лидеров. Эти темы актуальны всегда. Сегодня — особенно. Перед вами — краткий путеводитель по фестивалю. Вначале — о гостях.

Театральная компания Wakka Wakka (Нью-Йорк-Осло, США-Норвегия) представляет мировую премьеру — трилогию “Animalia Trilogy”.

18-21 января. “Бессмертная девушка-медуза” (“The Immortal Jellyfish Girl”). Спектакль открытия фестиваля. 2555 год. Мировая война. Большие участки земли считаются мертвыми зонами, началось массовое вымирание. На таком фоне происходит невероятная встреча сироты и девочки-медузы… Захватывающая история о человечестве, находящемся на грани уничтожения, и о герое, который может спасти всех. Этот кукольный спектакль сочетает в себе новаторские видеопроекции и оригинальную музыку. Газета The New York Times назвала спектакль “историей любви XXVI века”, а The New Yorker ограничился одним словом — “потрясающий”. Спектакль идет в помещении Steppenwolf Theatre (1650 N. Halsted St., Chicago, IL 60614).

18 января в 6.15 pm в помещении Steppenwolf’s Balcony Bar состоится фандрейзинг-вечеринка (Opening Night Prelude Reception), посвященная открытию фестиваля. Билеты — $125/$250. После окончания спектакля нас ждет фуршет (Opening Night Post-Show Party, Steppenwolf’s Tap Bar & Circle Theater Lobby). За музыкальное сопровождение отвечает ансамбль из Мехико-сити Los Héroes del Desfierro’s. Билеты — $75.

19-21 января. “Мертвый как Додо” (“Dead as a Dodo”). Глубоко в подземном мире Додо и Неандерталец выкапывают свежие кости. Их древние скелетные формы быстро разрушаются, и они боятся полного исчезновения. Однажды странное происшествие нарушает их распорядок дня — у Додо чудесным образом прорастает новая кость! Водоворот трансформаций меняет установленный тысячелетиями порядок… Нас ждет фантастический взгляд на будущее, возвращающееся в далекое прошлое. Спектакль идет в помещении The Biograph’s Richard Christiansen Theatre (2433 N. Lincoln Ave., Chicago, IL 60614).

19-23 января. “Животные R.I.O.T.” (“Animal R.I.O.T.”). Название спектакля — это анонимная антропоморфная организация, основанная мистером Фоксом. Человечество объединяется и спасает животных (и заодно людей) от вымирания. Каждому зрителю предлагается стать настоящим мстителем, откликающимся на зов дикой природы, и присоединиться к “биоэксцентрическому пацифистскому бойцовскому клубу”. Анонс спектакля звучит угрожающе: “Присоединяйтесь к нам или умрите!” У спектакля есть отдельный сайт — Animalriot.org. Спектакль идет в помещении Steppenwolf Theatre.

Wakka Wakka Productions (wakkawakka.org) — некоммерческая театральная компания, базирующаяся в Нью-Йорке и Осло. Руководители труппы — Габриэль Брехнер, Кирьян Вааге и Гвендолин Уорнок. Свою миссию создатели понимают как расширение границ воображения, создание смелых и непредсказуемых работ. С 2001 года компания создала одиннадцать оригинальных спектаклей, которые гастролировали по всему миру. Постановки театра решены в жанре физического театра и включают элементы театра кукольного. Wakka Wakka — лауреат Drama Desk Award, Obie Award, UNIMA Citation of Excellence. 20 и 21 января артисты Wakka Wakka научат вас делать театральные маски. Бесплатные занятия начинаются в 2.45 pm.

19-20 января. “Песнь Севера” (“Song of the North”). Спектакль Хамида Рахманяна (Нью-Йорк). Театральная адаптация персидской поэмы X века “Шахнаме” — рассказов об истории Ирана от древнейших времен до возникновения ислама. В спектакле используются элементы театра теней и проецируемой анимации. Девять актеров и кукловодов управляют пятьюстами (!) куклами ручной работы. Спектакль идет в помещении Studebaker Theater (410 S. Michigan Ave., Chicago, IL 60605).

Хамид Рахманян впервые появился в Чикаго в 2017 году на Втором кукольном фестивале со спектаклем “Feathers of Fire”. Он иллюстрировал новый перевод “Шахнаме”, вышедший в 2013 году под названием “Shahnameh: The Epic of the Persian Kings”. В 2017 году Рахманян выпустил аудиоверсию “Шахнаме” с предисловием Ф.Ф.Копполы. Премьера спектакля “Песнь Севера” состоялась в Бруклинской академии музыки в 2022 году.

19-21 января. “Хип-хопера SP1N0K10” (“The Hip Hopera of SP1N0K10”). Спектакль Тариша “Jeghetto” Пипкинса (Северная Каролина). Научно-фантастическая история, действие которой происходит в афро-футуристическом постапокалиптическом мире, рассказывает об андроиде, который хочет стать B-Boy, то есть танцором брейк-данса. На пути к лучшему будущему главный герой сталкивается с расизмом и жестокостью полиции. Исполнителями спектакля выступают сыновья Тариша Дивайн и Тарин. Спектакль идет в помещении At eta Creative Arts Foundation (7558 S. South Chicago Ave., Chicago, IL 60619).

Тариш “Jeghetto” Пипкинс родился в небольшом сталелитейном городке Клертон (штат Пенсильвания). Художник-самоучка, он занимается творчеством с раннего детства. Подростком переехал в Питтсбург. В конце девяностых присоединился к коллективу BridgeSpotters и стал известен своими “живыми” картинами и стихами. В Северной Каролине живет с 2005 года. Там он начал свою карьеру в кукольном театре, выступая с марионетками на улицах. С 2008 года работает с Paperhand Puppet Intervention.

19-21 января. “Жучье ведро” (“A Bucket of Beetles”). Papermoon Puppet Theatre (Индонезия). Главный герой спектакля Вехи живет в большом тропическом лесу, где его друзьями являются даже самые маленькие существа… История о дружбе и тонкой связи между людьми и природой создана по мотивам рисунков четырехлетнего ребенка. Спектакль идет в помещении Chopin Theatre (1543 W. Division St, Chicago, IL 60642).

Сцена из спектакля “Жучье ведро”. Фото - Papermoon Puppet Theatre
Сцена из спектакля “Жучье ведро”. Фото — Papermoon Puppet Theatre

Papermoon Puppet Theatre (papermoonpuppet.com) основан в Джакарте в 2006 году. Одна из создательниц театра — Мария Три Сулистьяни (Риа). Она же вместе с художником и дизайнером Иваном Эффенди делит обязанности художественного руководителя. В театре Papermoon убеждены, что неодушевленных предметов нет. Каждое существо, каждый предмет, каждая вещь в мире хранит жизнь где-то внутри себя. За двадцать семь лет существования в театре появилось более тридцати кукольных спектаклей, инсталляций и выставок изобразительного искусства, которые объездили более десяти стран: от Японии до Нидерландов, от Австралии до США. С 2008 года в театре проходит кукольная биеннале — выставка достижений кукольного искусства.

19-21 января. “Сплин” (“Spleen”). Спектакль театральной труппы Figurentheater Wilde & Vogel (Германия). Калейдоскоп картин, песен и миниатюр, вдохновленный сборником стихотворений в прозе Шарля Бодлера “Парижский сплин”, опубликованным в 1869 году. Артисты выходят на сцену с куклами и музыкальными инструментами, а тексты Бодлера мы слышим из уст детей. Магия спектакля развивается в воображении актеров и зрителей. Человечество описывается в сценах, разыгрываемых между жаждой жизни и тоской по смерти, между романтическим поиском любви и счастья и жестокой правдой современности… Спектакль идет в помещении The Biograph’s Richard Christiansen Theatre.

Сцена из спектакля “Сплин”. Фото - Георг Поляйн
Сцена из спектакля “Сплин”. Фото — Георг Поляйн

Figurentheater Wilde & Vogel (figurentheater-wildevogel.de) — театральная компания, основанная в Штутгарте в 1997 музыкантом Шарлоттой Уайлд и артистом, мастером по изготовлению кукол Михаэлем Фогелем. С 2003 года компания базируется в Лейпциге, где Уайлд и Фогель создали Международный центр анимационного театра Westflügel. Репертуар театра и центра составляют инсценировки классических романов, поэзии и оригинальные произведения. Шарлотта Уайлд сочиняет к спектаклям музыку и сама ее исполняет. Она играет на скрипке, гитаре и клавишных инструментах.

20 января, 2.00 pm. “Танец зверя (или Тайное заклинание дикой природы)” (“The Beast Dance (or The Secret Spell of the Wild)”). Спектакль La Liga Teatro Elástico (Мексика).

Спектакль о диких хищниках и их роли в мировой экосистеме. Представление показывает древний танец охотника и добычи. Участники спектакля на наших глазах создают кукол-зверей. Спектакль исполняли более пятидесяти раз на трех континентах в самых разных условиях: на улицах, площадях, в парках, на пляжах, в горах, пустынях, на снегу и льду… В спектакле принимает участие музыкальная группа Los Héroes del Destierro. Спектакль идет в помещении National Museum of Mexican Art (1852 W. 19th St., Chicago, IL 60608). Вход свободный.

Сцена из спектакля “Танец зверя...”. Фото - La Liga Teatro Elástico
Сцена из спектакля “Танец зверя…”. Фото — La Liga Teatro Elástico

La Liga Teatro Elástico (laligateatro.com) — театральная труппа, основанная актрисой и режиссером Жаклин Серафин и художником Икером Висенте. Компания специализируется на объектах и анимированных фигурах и разрабатывает проекты, находящиеся на границе скульптуры, театра и перформанса. Компания представляла пьесы, инсталляции и мастер-классы на международных фестивалях в Америке, Африке и Европе.

22-24 января. “ОСТАВЛЕНО! Космическая комедия” (“MAROONED! A Space Comedy”). Спектакль театральной компании “Alex and Olmsted” (Балтимор, штат Мэриленд). Астронавт — героиня спектакля — терпит крушение на неизведанной планете на расстоянии восьмидесяти семи тысяч световых лет. В поисках спасения ей приходится прибегнуть к экстренным мерам… В спектакле использованы элементы театров теней и марионеток. Спектакль идет в помещении Chopin Theatre.

“Alex and Olmsted” (alexandolmstead.com) — театральная компания, названная по именам основателей Алекса Вернона и Сары Олмстед Томас. Гастролировала по городам США, участвовала в международных театральных фестивалях в Италии, Дании, Южной Корее, Канаде. Компания-резидент Baltimore Theater Project.

25-27 января. “Обед с Соней” (“Lunch with Sonia”). Спектакль Loco7 Dance Puppet Theater (Нью-Йорк). Основатель и художественный руководитель Танцевального кукольного театра Loco7, американский дизайнер колумбийского происхождения Федерико Рестрепо готовил этот спектакль, вспоминая торжественный обед в честь своей тети Сони. В день, когда ей исполнилось семьдесят два года, она попросила родных собраться за одним столом. Спектакль рассказывает историю тети Сони — смелой, волевой, сильной женщины, понимающей, что смерть — последнее событие человеческой жизни… Газета The New York Times назвала спектакль “странным, смелым, далеким от мейнстрима действом”.

Спектакль идет в помещении The Dance Center of Columbia College Chicago (1306 S. Michigan Ave., Chicago, IL 60605).

Loco7 (loco7.org) — некоммерческий экспериментальный театральный ансамбль, управляемый артистами и имеющий небольшой офис и складское помещение в Нью-Йорке. Компания представляет мультикультурные группы исполнителей, дизайнеров, художников.

25-28 января. “Крабат” (“Krabat”). Совместная постановка Figurentheater Wilde & Vogel (Германия) и Grupa Coincidentia (Польша).

Спектакль создан по мотивам немецкой детской книги “Крабат и Волшебная мельница”. Заблудившийся сирота находит приют у одиннадцати мельников и их хозяина. Строгие правила, темные практики, черная магия… — все можно терпеть, пока чаша полная и постель сухая. Крабат становится все ближе и ближе к Мастеру и разрушает силу его чар. Спектакль о трудных временах, человеческих падениях и силе первой любви… Спектакль идет в помещении The Biograph’s Richard Christiansen Theatre.

Сцена из спектакля “Крабат”. Фото - Михат Строковски
Сцена из спектакля “Крабат”. Фото — Михат Строковски

Театральная компания Grupa Coincidentia (grupacoincidentia.pl) была основана в 2009 году выпускниками кукольного отделения Театральной академии Белостока Дагмарой Совой и Павлом Хомжиком. Многие спектакли компании участвовали на международных театральных фестивалях в Европе, Азии, Северной Америке, стали лауреатами театральных премий Польши, Шотландии, Великобритании. В 2016 году в лесу в Подляском воеводстве (на северо-востоке Польши) компания учредила независимый культурный центр “Siedlisko Kultury Solniki 44”, в котором прошли десятки театральных представлений, художественных и образовательных мастер-классов, концертов и панельных дискуссий. В 2018 году центр инициировал создание Международного театрального фестиваля LasFest, в 2020 году — фестиваля LasKids, адресованного детской аудитории. Оба фестиваля включают в себя показ лабораторных работ, концертов, студенческих шоу, встреч с художниками, кинопоказы и мероприятия, объединяющие искусство с природой.

Это не все о фестивале. Окончание обзора — в следующем номере.

Nota bene! Подробная информация и билеты на спектакли Международного фестиваля театров кукол — на сайте chicagopuppetfest.org.