Кукольный дискурс

на полях 4-го Чикагского международного кукольного фестиваля

Plastic Bag Store. Credit: Tod Seelie
Plastic Bag Store. Credit: Tod Seelie

Да, четвертое пришествие кукол уже (отсылая к своим откликам на предыдущие), запоздалое, после отмененного-отложенного в прошлом-ковидном году. В нынешнем, снова и еще омикронном, увы, не мог, как и кто-то еще наверняка, посмотреть спектакли вьяве, досада и печаль еще и еще раз… по крайней мере пока, в первой половине фестивальной дистанции. Спасибо хотя бы видеотрейлерам и фото-галереям в программках на сайте – за пунктирный черновик впечатлений…

Зато смог захватить то, что благоразумно перенесли онлайн – традиционный уже симпозиум; пусть не в театральном же, как обычно, зале, но в родном до боли зуме – который тоже ведь стал за истекший период местом-встречи-изменить-нельзя и для театра как такового. Замена то ли заведомо неравноценная, а то ли, напротив, с (не)предусмотренными бонусами. Тут необходимо отступление – к истории вопроса-формата. Как ветеран кукольного фестивалья – пусть больше в других временах-пространствах – замечу, что разговорный-дискуссионный компонент – часто и в принципе существенный и необходимый в деле. На фестивалях больше цехового-лабораторного, чем прокатно — зрительского рода – особенно; сам тому бывал свидетелем — участником: когда по вечерам спектакли, а утрами, в тех же и так же заполненных залах, критические обсуждения – ей-ей, порою не менее драматичные или даже впечатляющие.

  • Chimpanzee
  • Object of Her Affection
  • Skeleton Canoe

Здесь формат с самого первого раза был задан несколько иной: отдельные встречи раз или два на каждом фестивале; и с фокусом на творцах-авторах, их как бы само-презентации, более или менее развернутые, и дискуссии вокруг. Но так или иначе, Блаер Томас, директор-основатель фестиваля и инициатор его симпозиумов, понимал широкую, даже общекультурную необходимость-значимость такого или иного рода дискурса кукол, назови это симпозиумом или как еще: и в профессиональном самоопределении — становлении, и в формировании еще и общественного дискурса вокруг этого искусства, тем самым утверждая его культур-статус, скажем так, до сей поры не вполне определенный, здесь и сейчас тем более.

Нынешние зум-панели – две в первую субботу, еще две в следующую – были и еще обещают быть богато содержательными и со своими интригами. Они выстраивают контексты, даже исследовательские своего рода, пространство за спекталями, за кулисами замыслов и идей. И встраивали спектакли, или даже сами замыслы и идеи, в иные, широкие контексты, от историко-культурных до современно-цивилиционных, от экологии до социальной идентичности.

Ну и развернутые цитаты-клипы из спекталей с комментариями авторов – особый зрительский опыт, по-своему перекрывающий и непосредственный в зале.

Онлайн стриминг симпозиума в свободном доступе – см. ссылки в программе на фестивальном сайте (https://chicagopuppetfest.org/symposium/); запись обещают выкладывать позже. После заключительных сессий и когда обещанные транскрипты появятся – надеюсь вернуться к теме с подробностями. Пока же – пусть хоть несколько иллюстраций из представленных и обсуждаемых тут работ.