Мария Каллас в Лирик-опере

Встреча через 64 года

Сцена из спектакля “Callas in Concert: The Hologram Tour”. Фото - Base Hologram
Сцена из спектакля “Callas in Concert: The Hologram Tour”. Фото - Base Hologram

Во первых строках статьи смею уведомить вас, уважаемые читатели, что я не сошел с ума, и заголовок сей – не плод моего воспаленного воображения. Действительно, спустя шестьдесят четыре года после своего последнего выступления в Чикаго и сорок два года после смерти великая оперная певица XX века Мария Каллас снова споет на сцене Лирик-оперы. Никакого волшебства – только лазерная голограмма и отреставрированные записи! И вот она с нами и музыкантами оркестра на сцене, в проекте компании Live Nation “Callas in Concert: The Hologram Tour”.

Компьютерные технологии делают чудеса. Давно уже никого не удивляют фильмы, полностью сделанные на компьютере; давно стали обычным явлением компьютерные спецэффекты на драматической сцене. Вот и в тяжело поддающийся изменениям оперный мир пришел XXI век. Голографический спектакль-концерт-шоу (назовите, как хотите) с участием Каллас является первым подобным экспериментом в истории. Как говорят создатели, Каллас по-прежнему остается одной из самых продаваемых певиц. Так почему бы не начать с нее? Впереди – встречи с Шаляпиным и Карузо, Джудиттой Пастой и Аделиной Патти. А там, глядишь, и до примадонн эпохи Монтеверди дойдем…

В программе концерта – арии из опер Россини, Верди, Гуно, Бизе… Оркестром Лирик-оперы руководит ирландский композитор и дирижер Аймер Нун.

Автор сценария и режиссер спектакля – Стивен Уодсворт. Любитель оперы и знаток творчества Каллас, он поставил на Бродвее спектакль о ее жизни “Мастер-класс” по пьесе Терренса Макналли. Уодсворт гордится тем, что работал в оперных театрах, в которых блистала Каллас, – Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден. Уодсворт – руководитель оперной программы для выпускников высших учебных заведений в Джульярдской школе. Он говорит: “Мы вложили много усилий в создание персонажа по имени Каллас и привнесли на сцену настоящие чувства. Думаю, зрители уйдут со спектакля восхищенные!”

Газета New York Times называет концерт “удивительным”, а National Public Radio высоко оценивает “удивительно реалистичную, трехмерную голограмму дивы”.

Созданием голографического спектакля мы обязаны компании из Лос-Анджелеса BASE Hologram (www.basehologram.com), которая разрабатывает, производит и распространяет по всему миру развлекательные программы и постановки, объединяющие голографическое кино и реальность. В представлениях BASE Hologram используются передовые голографические цифровые и лазерные технологии, а знаменитости в области музыки и искусства появляются в реалистичных, трехмерных изображениях с живыми музыкантами и исполнителями.

Сцена из спектакля “Callas in Concert: The Hologram Tour”. Фото - Base Hologram
Сцена из спектакля “Callas in Concert: The Hologram Tour”. Фото — Base Hologram

Мария Каллас была для Лирик-оперы Чикаго первой настоящей примадонной.

День рождения театра – 5 февраля 1954 года. Для первой постановки была выбрана опера Моцарта “Дон Жуан”. Премьера прошла с огромным успехом. Основательница театра Кэрол Фокс говорила: ”Стандарты Лирик-оперы будут такими же, как в ведущих оперных театрах мира – в Ла Скала, в Метрополитен-опере, Венской опере… Опера в Чикаго может и должна привлечь в город тысячи туристов”. Фокс понимала, что для успеха театру необходимы звезды, причем звезды первой величины. Спустя одиннадцать дней после второго представления “Дон Жуана” Фокс летит в Италию с одной-единственной целью – привезти в Чикаго Марию Каллас. Великая гречанка родилась в Нью-Йорке, но так случилось, что до 1954 года она ни разу не выступала на американской оперной сцене. Фокс сделала Каллас предложение, от которого певица не смогла отказаться, – $2000 за каждый спектакль! Это был гонорар, казавшийся в те годы просто невероятным! (Верхняя планка гонорара в Метрополитен-опере в начале пятидесятых не поднималась выше $1000.) Результат – Фокс вернулась в Чикаго, имея на руках подписанный лучшей сопрано мира контракт, и 1 ноября 1954 года Мария Каллас уже пела “Норму” на сцене Лирик-оперы! Это был ее американский дебют в первом сезоне чикагского театра.

После трех исполнений Нормы в этом же сезоне Каллас трижды спела Виолетту (“Травиата” Дж.Верди) и Лючию (“Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти).

Каллас была, конечно, главной, но не единственной звездой Лирик-оперы. Джульетта Симионато, Джузеппе Ди Стефано, Тито Гобби… – усилиями Фокс чикагский театр сразу получил название “Ла Скала Запада”. Легендарный миланский театр традиционно открывает сезон 7 декабря – в Милане этот день называют “днем пира святых патронов театра”. Боясь возможных отказов артистов, Фокс сдвинула начало сезона в Лирик-опере на два месяца раньше, чтобы певцы Ла Скала успевали порадовать своим искусством жителей Чикаго до открытия домашнего сезона.

Звезды, спускавшиеся с трапа самолета в Чикаго, сразу попадали в поле зрения фотографов и журналистов. Это была умело разработанная в Лирик-опере рекламная компания. Позволяя журналистам присутствовать, например, на генеральных репетициях, театр не платил за фотографии, и все были довольны: журналисты – возможностью наблюдать; театр – созданием уникального архива фотографий.

Каллас - Мадам Баттерфляй, Пинкертон - Джузеппе ди Стефано. Сцена из оперы “Мадам Баттерфляй” (Лирик-опера, 1955 год). Фото из архива Лирик-оперы
Каллас — Мадам Баттерфляй, Пинкертон — Джузеппе ди Стефано. Сцена из оперы “Мадам Баттерфляй” (Лирик-опера, 1955 год). Фото из архива Лирик-оперы

Перед началом второго сезона музыкальный критик Ирвинг Саблоски писал: “Чикаго совершил рывок от города, в котором не было своей оперы, до города с самой впечатляющей оперой в Америке”. Второй сезон начался 31 октября 1955 года оперой В.Беллини “Пуритане” с участием Марии Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Николы Росси-Лемени и Этторе Бастиани. На следующий день в “Аиде” Дж.Верди дебютировала Рената Тебальди. Когда она с эскортом автомобилей и двадцатью пятью чемоданами приехала на улицу Лассаль, тысячи папарацци уже поджидали ее возле отеля. Газеты писали о яростной битве-соперничестве между Каллас и Тебальди, о том, что гречанка вынудила итальянскую певицу покинуть Ла Скала, а чикагским любителям оперы не было дела до битв – они наслаждались пением лучших!

Перефразировав одного известного персонажа из фильма Эльдара Рязанова “О бедном гусаре замолвите слово”, можно сказать: “Настоящая жизнь в городе начинается только тогда, когда в ней появляется оперный театр”. Каждый спектакль Лирик-оперы становился событием, о каждом говорил весь город. Тем более, почти в каждом пела Каллас. Кроме Эльвиры, во втором сезоне Лирик-оперы она спела Леонору в “Трубадуре” Дж.Верди и Мадам Баттерфляй в опере Дж.Пуччини – единственный случай сценического исполнения Каллас этой партии. Все билеты на два спектакля в зале на 3563 места были проданы, и Лирик-опера добавила еще один. Билеты на третью “Мадам Баттерфляй” с Каллас в главной партии были проданы за 98 минут (кто-то подсчитал – видимо, для истории)!

К сожалению, “Мадам Баттерфляй” стала последней оперой, в которой пела в Чикаго Мария Каллас. Выйдя за кулисы после спектакля, она была остановлена судебным приставом. Речь шла об одном давнем случае, имевшем место в Нью-Йорке. Будучи молодой, неизвестной певицей, Каллас подписала контракт с нью-йоркским менеджером, гарантируя выплачивать ему десять процентов от всех ее возможных доходов в течение десяти лет. Позднее она отказалась платить. Сами понимаете, что к искусству данная история не имеет отношения, однако от встречи певицы с приставом пострадала чикагская опера. Весь свой гнев Каллас обратила на руководство Лирик-оперы, хотя менее всего Фокс хотелось устраивать скандал с примой, да еще в стенах театра. На следующий день фотографии с разъяренной Каллас-Баттерфляй в кимоно обошли страницы газет во всем мире. Каллас в ярости покинула Чикаго, поклявшись больше в Лирик-оперу не возвращаться.

Сцена из спектакля “Callas in Concert: The Hologram Tour”. Фото — Base Hologram

После неожиданного расставания с театром Каллас абсолютной примой чикагской оперы становится Рената Тебальди, но это уже другая история. А Каллас все-таки еще раз вернулась в Чикаго. Было это в 1974 году. Она пела в концерте с Джузеппе ди Стефано.

Напомню, что шестьдесят пятый сезон 2019-20 годов Лирик-оперы Чикаго открывается 28 сентября шедевром Джакомо Россини – оперой “Севильский цирюльник”. Созданная по мотивам одноименной комедии Бомарше, эта опера – наверно, самое популярное комическое музыкальное произведение всех времен. Звучит невероятно: Россини написал свою бессмертную оперу за двадцать дней. Двадцать дней работы – и почти два века славы! Как и в случае с “Травиатой”, постановка “…цирюльника” всегда обречена на успех. Не сомневаюсь, что так будет и на этот раз.

Исполнители главных партий в “Севильском цирюльнике” – Марианна Кребасса (Розина), Лоуренс Браунли (Альмавива), Адам Плачетка (Фигаро) и дебютирующий в Лирик-опере польский бас Кшиштоф Басжик (Базилио). Все подробности – в следующем выпуске Оперного обозрения.

Nota bene! Вечер “Callas in Concert: The Hologram Tour” состоится 7 сентября в 7.30 pm. Билеты – на сайте lyricopera.org/Callas или по телефону 312-827-5600. Абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2019-20 годов можно заказать на сайте Лирик-оперы http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244 и в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.