Лирик-опера Чикаго представляет: “Орфей и Эвридика“

(“Orhee & Eurydice”) К.В. Глюка

Джон Ноймайер на репетициях будущего спектакля. Фото – Эндрю Киоффи
Джон Ноймайер на репетиции будущего спектакля. Фото – Эндрю Киоффи

Шестьдесят третий сезон Лирик-опера Чикаго открывает оперой Глюка “Орфей и Эвридика”.

Действующие лица и исполнители: Орфей – Дмитрий Корчак (дебют на сцене Лирик-оперы), Эвридика – Андриана Чукман, Амур – Лорен Сноффер. Дирижер – Гарри Бикет. Режиссер-постановщик, балетмейстер, сценограф, дизайнер – Джон Ноймайер. Новая постановка. Совместная постановка Лирик-оперы, Оперы Лос-Анджелеса и Балета Джоффри (Joffrey Ballet). 23 сентября – 15 октября 2017 года (семь спектаклей) Продолжительность спектакля – 2 часа 20 минут с одним антрактом. Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.

Все началось несколько лет назад. Художественный руководитель Балета Джоффри Эшли Уитер заметил, что новые работы выдающегося хореографа нашего времени Джона Ноймайера можно видеть только в Европе. Уитер пригласил Ноймайера поставить балет с его труппой. Так возникла “Сильфида” 2015 года. После триумфального успеха балета хореограф согласился продолжить работу с чикагской труппой. В свою очередь, генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд поинтересовался, почему никогда прежде не сотрудничали вместе крупнейший оперный театр Чикаго (Лирик-опера) и одна из лучших балетных трупп Америки (Балет Джоффри). Вразумительного ответа не последовало. Тогда-то и возник замысел будущего спектакля.

Джон Ноймайер на репетиции будущего спектакля. Фото – Эндрю Киоффи
Джон Ноймайер на репетиции будущего спектакля. Фото – Эндрю Киоффи

Опера “Орфей и Эвридика” будет представлена в парижской версии 1774 года. Написанную для мужского альта (кастрата) партию Орфея Глюк переписал для тенора, поскольку во Франции кастратам не разрешалось петь на сцене. Кроме того, для премьеры в Париже Глюк вставил несколько балетных сцен, включая “Танец фурий” и “Танец блаженных духов”.

Премьера оперы состоялась в венском “Бургтеатре” 5 октября 1762 года. Постановка второй редакции (на французском языке) прошла в Париже, в Королевской академии музыки, 2 августа 1774 года.

В Лирик-опере с партией Орфея дебютирует российский тенор Дмитрий Корчак. В партии Эвридики – сопрано из Канады Андриана Чукман (Andriana Chuchman), в партии Амура – выпускница Центра Райена при Лирик-опере, американская певица Лорен Сноффер (Lauren Snouffer).

Дирижер – признанный специалист в барочной опере, английский маэстро Гарри Бикет.

Итак, Джон Ноймайер дебютирует в качестве режиссера на оперной сцене в Чикаго!

Ноймайер выступал в Лирик-опере в качестве танцовщика пятьдесят шесть (!) лет назад, в мировой премьере оперы Витторио Джаннини “Урожай”.

Джон Ноймайер проверяет звук и свет. Фото – Тодд Розенберг
Джон Ноймайер проверяет звук и свет. Фото – Тодд Розенберг

К теме “Орфея и Эвридики” Ноймайер уже обращался. В 2009 году он поставил балет “Орфей” на музыку И.Стравинского, Г.И.Ф.Бибера, П.Блегвада и Э.Партриджа, а вот с оперой Ноймайер никогда не работал. В истории были случаи прихода хореографов в оперные театры. Джордж Баланчин – великий предшественник гамбургского американца – ставил оперы “Похождения повесы”, “Евгений Онегин”, “Руслан и Людмила”. В беседе со мной любитель и знаток оперы Евгений Цодоков привел еще один интересный факт. Совместно с художником Павлом Челищевым Баланчин был режиссером “Орфея и Эвридики” в Метрополитен-опере. В давней постановке (1936 год) певцы пели в яме, а танцоры на сцене изображали персонажей. Цодоков считает, что “навыки бессловесной пластики балета могут оказаться полезными оперному искусству, ныне погрязшему в безумных дополнительных литературных смыслах”.

Впервые в истории Лирик-оперы один человек является одновременно режиссером, хореографом и сценографом, и первый раз в своей истории оперные театры Чикаго и Лос-Анджелеса сотрудничают с Балетом Джоффри.

Несколько слов об истории постановок оперы. В сезоне 1978-79 годов на сцене чикагского театра показали “Орфея и Эвридику” в хореографии Баланчина. Спустя двадцать восемь лет, в сезоне 2005-06 годов Лирик-опера представила постановку Роберта Карсена с обладателем божественного контральто Дэвидом Дэниелсом в партии Орфея. Партию Эвридики тогда исполняла канадская певица армянского происхождения Изабель Байракдарян. Дирижировал оперой все тот же Гарри Бикет.

После премьеры в Чикаго “Орфея и Эвридику” покажут в Лос-Анджелесе (10-25 марта 2018 года) и Гамбурге (Staatsoper Hamburg, 3-19 февраля 2019 года).

На прошлой неделе мне удалось пообщаться с Дмитрием Корчаком, и он рассказал много интересного о репетициях спектакля и работе с Джоном Ноймайером. Полную версию нашей беседы читайте в следующих выпусках нашей газеты.

Джон Ноймайер на сцене Лирик-оперы. Фото – Тодд Розенберг
Джон Ноймайер на сцене Лирик-оперы. Фото – Тодд Розенберг

Nota bene! Билеты на оперу ”Орфей и Эвридика”, а также абонементы и одиночные билеты на другие спектакли сезона 2017-18 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.