Лирик-опера: “Тоска”

Новая для Чикаго постановка

Сцена из спектакля “Тоска” (Опера Сан-Диего). Фото - Кен Ховард
Сцена из спектакля “Тоска” (Опера Сан-Диего). Фото - Кен Ховард

Действующие лица и исполнители: Флория Тоска – Мишель Брэдли (дебют в Лирик-опере), Марио Каварадосси – Расселл Томас, Барон Скарпиа – Фабиан Велоз, Сполетта – Роделл Розел. 12 марта – 10 апреля (восемь спектаклей). Дирижер – Юн Сун Ким (дебют в Лирик-опере). Новая для Чикаго постановка сделана Оперой Сан-Франциско. Режиссер – Луиза Миллер. Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля – 2 часа 50 минут с двумя антрактами.

Сначала – немного истории. Одна из лучших опер классического репертуара, “Тоска” ставилась на сцене Лирик-оперы семнадцать раз, начиная с первого сезона 1954 года. Первым Каварадосси в Чикаго был великий тенор Джузеппе Ди Стефано. Когда только образовалась Лирик-опера, будущий многолетний генеральный директор театра, ныне – директор-лауреат Уильям Мэйсон еще не думал об административной работе. Он готовился стать певцом, пел в детском хоре и был ужасно горд, когда ему доверили партию Мальчика-пастуха в “Тоске”. Мэйсон повторил свой успех в 1956 и 1957 годах, а потом во всех интервью (в том числе со мной) подчеркивал, что выступал в Лирик-опере в качестве солиста.

В “Тоске” пели все великие певцы прошлого. Многие из них – на сцене чикагского театра. В 1960 году в постановке Карло Маэстрини встретились вместе Рената Тебальди, Джузеппе Ди Стефано и Тито Гобби. “Крестный отец” Лирик-оперы, итальянский баритон Тито Гобби исполнял партию Скарпиа в восьми постановках, в том числе, в 1971 году, в своей собственной. Спектакль имел грандиозный успех, и его повторяли несколько раз вплоть до середины восьмидесятых. В 1964 году в партии Каварадосси блистал Ричард Такер, в 1971 – Карло Бергонци, в 1976 – Лучано Паваротти, в 1982 – Пласидо Доминго; Тоску исполняли Рената Скотто (сезон 1987-88 годов) и Мария Гулегина (сезон 1993-94 годов).

В 2004 году в честь пятидесятилетия со дня образования Лирик-оперы театр выкупил права на легендарную постановку Франко Дзефирелли, созданную им в 1964 году для лондонского Ковент-Гарден. После трех лет уединения Марии Каллас Дзефирелли благодаря “Тоске” вернул на сцену великую певицу. Встреча с режиссером стала событием в ее жизни. Лирик-опера возобновляла постановку Дзефирелли дважды. Я в те годы уже был в Чикаго и помню эти спектакли.

В сезоне 2004-05 годов очень хороша была румынская певица Доина Димитриу в партии Тоски. Партию Каварадосси исполнял тогда Нил Шикофф, партию Скарпиа – Сэмюэль Рэми. В сезоне 2009-10 годов мы увидели второе возобновление спектакля. В “Тоске” снова были два состава. Осенью 2009 года в главных партиях выступили блистательные Владимир Галузин и Дебора Войт, весной 2010 года в главной партии впервые в Чикаго мы услышали Виолетту Урману.

В сезоне 2014-15 годов в постановке британского режиссера Джона Кейрда мы увидели, как шутили в театре, “русскую “Тоску”. В партии Тоски в Чикаго дебютировала солистка Мариинского театра Татьяна Сержан, в партии барона Скарпиа выступил лауреат Второй премии Международного конкурса имени П.Чайковского (1998 год), солист Мариинского театра Евгений Никитин. Наконец, в “Тоске” состоялся американский дебют дирижера Дмитрия Юровского.

Теперь несколько слов о новом составе исполнителей. В партии Тоски на сцене театра дебютирует сопрано Мишель Брэдли. В 2018 году она закончила Молодежную программу при Метрополитен-опере и уже успела завоевать славу одной из главных вердиевских певиц нашего времени. В прошлом сезоне она дебютировала в Венской опере в партии Виолетты (“Травиата”), впереди – выступления в Ковент-Гарден и МЕТ.

О теноре Расселле Томасе я подробно писал совсем недавно, перед его концертом “Вердиевские голоса”. Каварадосси – одна из любимейших партий певца.

В партии Скарпиа состоится дебют аргентинского баритона Фабиана Велоза. Эту партию он пел на сценах миланского театра Ла Скала и Римской оперы. Из недавних ангажементов певца отмечу главные партии в операх “Риголетто”, “Богема”, “Травиата” и “Андре Шенье” в театре Колон (Буэнос-Айрес), “Травиата” в Опере Неаполя, “Сельская честь” и “Паяцы” в Опере Болоньи, “Макбет” и “Набукко” в Триесте.

Исполнитель партии Сполетты, американский тенор филиппинского происхождения Роделл Розел – выпускник Центра Райана при Лирик-опере. С сезона 2005-06 годов исполнил более двадцати партий на сцене чикагского театра, в том числе в прошлой постановке “Тоски” в сезоне 2014-15 годов.

С “Тоской” в Чикаго дебютирует дирижер из Южной Кореи Юн Сун Ким. С прошлого сезона она является музыкальным руководителем Оперы Сан-Франциско.

Юн Сун Ким. Фото - Kim Tae-hwan
Юн Сун Ким. Фото — Kim Tae-hwan

В прошлом в Лирик-опере мы видели две постановки Луизы Миллер: “Мадам Баттерфляй” и “Кармен”. Постановка “Тоски” интересна еще и тем, что сценография спектакля принадлежит выдающемуся французскому режиссеру Жан-Пьеру Поннелю (1932-1988). Он знаком любителям оперы в Чикаго с 1972 года, поставил в Лирик-опере десять спектаклей, которые неоднократно возобновлялись. Поннель – легендарное имя в истории мировой оперы.

До конца сезона мы увидим еще оперу “Огонь в душе моей” (“Fire Shut Up In My Bones”) Т.Бланшара. 24 марта – 8 апреля. Новая постановка совместно с Метрополитен-оперой и Оперой Лос-Анджелеса по заказу Метрополитен-оперы. Оригинальный заказ от Оперного театра Сент-Луиса и Jazz Saint Louis. Дирижер – Даниелла Кандиллари. Режиссеры – Джеймс Робинсон и Камилла Браун (дебюты в Лирик-опере). В главных партиях: Латония Мур (Билли, дебют в Лирик-опере), Жаклин Эколс (Судьба/Одиночество/Гретта; дебют в Лирик-опере), Уилл Ливерман (Чарльз), Кристофер Кенни (Честер).

Выдержанной в джазовой традиции оперой лауреата премии “Грэмми”, джазового трубача и дирижера из Нового Орлеана Теренса Бланшара 27 сентября 2021 года открылся новый сезон Метрополитен-оперы. Спустя шесть месяцев спектакль показывает Лирик-опера. Русский сокращенный перевод названия оперы неточный. Точнее полный вариант – “Горящий огонь, заключенный в костях моих”. Его использовал музыковед Соломон Волков в недавней программе на радио Свобода. Название отсылает нас к Библии, это цитата из Книги пророка Иеремии. Опера написана по мотивам одноименной книги колумниста New York Times Чарльза Блоу и рассказывает о его тяжелом детстве в Луизиане. Первая в истории опера афроамериканского композитора на сценах МЕТ и Чикаго.

Nota bene! Билеты на оперу “Тоска” и другие концерты и спектакли сезона 2021-22 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2022-23 годов – на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.