Летом — в парке, осенью — в театре

Лирик-опера Чикаго приглашает

Лирик-опера Чикаго. Фото - Lyric Opera of Chicago
Лирик-опера Чикаго. Фото - Lyric Opera of Chicago

21 августа в 7.00 pm Лирик-опера Чикаго проводит в павильоне Джей Притцкер (парк “Миллениум”) бесплатный концерт “Sunday in the Park with Lyric”. В нем прозвучат фрагменты опер и мюзиклов будущего сезона “Эрнани” и “Дон Карлос” Дж.Верди, “Скрипач на крыше” Дж.Бока, “Граф Ори” Дж.Россини, “Кармен” Ж.Бизе, “Гензель и Гретель” Э.Хумпердинка, “Вестсайдская история” Л.Бернстайна. Исполнители — студенты Центра оперного пения Райана при Лирик-опере: Кэтрин Генри, сопрано; Линдси Рейнолдс, сопрано; Денис Велез, сопрано; Кэтрин Деянг, меццо-сопрано; Райан Капоццо, тенор; Мартин Лютер Кларк, тенор; Лунга Эрик Халлам, тенор; Алехандро Луеванос, тенор; Лауреано Квант, баритон; Ян Рукер, баритон; Рон Дюкс, бас; Клей Томпсон, бас; Дональд Ли Третий, дирижер и пианист; Крис Рейнолдс, пианист. Специальный гость вечера — выпускница Центра меццо-сопрано Кэтрин Бек. Оркестром Лирик-оперы дирижирует музыкальный руководитель театра Энрике Маццола.

Название вечера отсылает нас к известному мюзиклу Стивена Сондхайма “Воскресенье в парке с Джорджем” (“Sunday in the Park with George”), название которого, в свою очередь, ведет к самой известной картине французского художника-импрессиониста Жоржа Сера “Воскресенье после полудня на острове Гранд Жатт”. Художник работал над ней два года. Днем прогуливался по этому острову, изучал местность, наблюдал за беспечными отдыхающими, уточнял выбор деталей, записывал впечатления, делал наброски, эскизы; вечером совершенствовал пуантилистскую (“точечную”) технику — метод, который позднее назовут новым словом в живописи. Одни посетители острова прогуливаются, другие сидят в тени деревьев, третьи замерли в неподвижности, любуясь пейзажем… Спустя сто лет Стивен Сондхайм решил вернуть персонажей картины Сера, как он сам сказал, в “хрупкий и зыбкий мир живых существ”. Напомню, что оригинал шедевра Сера находится в Художественном музее Чикаго (The Art Institute of Chicago). Картина была куплена чикагским коллекционером в 1924 году за двадцать четыре тысячи долларов. С тех пор она не покидала город и является украшением богатой коллекции импрессионистов. Что касается бесплатных концертов в парке “Миллениум”, то они проходили девятнадцать лет подряд под названием “Stars of Lyric Opera at Millennium Park”. Традиция прервалась в 2020 году, когда мир настигла пандемия. Спустя год традиция возобновилась. Предстоящий концерт станет двадцать первым. По опыту прошлых лет скажу, что оперный вечер в центре Чикаго неизменно вызывает огромный интерес и становится одним из главных событий летней музыкальной жизни города.

Зрительный зал Лирик-оперы Чикаго. Фото - Darris Lee Harris Photography
Зрительный зал Лирик-оперы Чикаго. Фото — Darris Lee Harris Photography

Шестьдесят восьмой сезон Лирик-оперы откроется оперой “Эрнани” — одним из ранних сочинений великого Джузеппе Верди по мотивам одноименной пьесы Виктора Гюго. Действующие лица и исполнители: Эрнани — Расселл Томас, Эльвира — Тамара Уилсон, Дон ди Сильва — Кристиан Ван Хорн, Дон Карлос — Куинн Келси. Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Луиза Миллер. 9 сентября — 1 октября 2022 года (пять спектаклей). Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.

Мировая премьера “Эрнани” состоялась в 1844 году в Венеции. На сцене Лирик-оперы опера ставилась дважды — в сезонах 1984-85 и 2009-10 годов. Последний раз в новой постановке Хозе Марии Кондеми партию Эльвиры исполняла Сондра Радвановски, партию Эрнани — Сальваторе Лиситра. В сезоне 2011-12 годов опера шла в серии “Mетрополитен-опера в кино”. Состав там был более звездный: Эрнани — Марчелло Джордани, Эльвира — Анджела Меде, Дон Карлос — Дмитрий Хворостовский, Дон Руи Гомес Ди Сильва — Ферручо Фурланетто.

Американская певица, сопрано Тамара Уилсон дебютировала в Лирик-опере в сезоне 2018-19 годов в партии Леоноры в опере “Трубадур” Дж.Верди, но в Чикаго мы слышали ее задолго до этого. В 2014 году она исполнила партию Донны Анны в концертном исполнении “Дон Жуана” на ежегодном музыкальном фестивале Равиния (дирижер — Джеймс Конлон), летом 2018 года там же, на фестивале Равиния, была одной из солисток Девятой симфонии Л.ван Бетховена. Уилсон родилась в Аризоне, выросла в пригороде Чикаго, закончила Международную вокальную программу при Хьюстонской опере в бытность там руководителем Энтони Фрейда — нынешнего президента Лирик-оперы. Прославилась исполнением главных партий в операх Верди (в ее репертуаре — десять героинь Верди) и Рихарда Штрауса. Лауреат премии Ричарда Такера (2016 год). Голос Уилсон можно услышать в записи оперы “Женщина без тени” Р.Штрауса (Франкфуртская опера). В виртуальном концерте “Attila Highlights in Concert” сезона 2020-21 годов Лирик-оперы Уилсон исполнила партию Одабеллы.

Дебютом американского тенора Расселла Томаса в Лирик-опере стала партия Поллиона в “Норме” В.Беллини (сезон 2016-17 годов). Он запомнился мне в партии Манрико в “Трубадуре” Дж.Верди. Дуэт Уилсон и Томаса в этом спектакле был просто замечательным! На сайте Лирик-оперы в свободном доступе находится фильм-опера “Паяцы” Р.Леонкавалло с Томасом в партии Канио. В марте он был прекрасным Каварадосси в “Тоске” Дж.Пуччини.

Томас и Уилсон стали главными звездами февральского концерта “Вердиевские голоса” (“Verdi Voices”) в Лирик-опере. Прозвучали арии из опер “Набукко” и “Симон Бокканегра”, дуэты из опер “Аида” и “Отелло”, фрагменты из “Эрнани”.

В партии Дона Карлоса — замечательный баритон Куинн Келси. Он родился на Гавайских островах, начинал в хоре Гавайского оперного театра. После учебы в Сан-Франциско и трех лет в Центре Райана при Лирик-опере из хориста он быстро превратился в солиста. Он обосновался в Чикаго, куда, по собственным словам, с удовольствием возвращается после гастрольных поездок. Он часто выступает в Лирик-опере. В прошлом сезоне дебютировал в партии Тонио в опере “Паяцы” Р.Леонкавалло.

Еще один выпускник Центра Райана — бас-баритон Кристиан Ван Хорн. Его мы тоже часто слышали на сцене Лирик-оперы. Последние два раза — в двух ранних операх Верди: в партиях князя Валтера в “Луизе Миллер” (сезон 2019-20 годов) и Банко в “Макбете” (сезон 2021-22 годов).

С “Луизы Миллер” в сезоне 2019-20 годов начался проект Лирик-оперы “Ранний Верди”. Из-за пандемии еще одну раннюю оперу Верди “Аттила” мы услышали только фрагментарно и в концертном исполнении. “Эрнани” — третья из ранних опер Верди. Проект рассчитан на пять-шесть сезонов. По-моему, это прекрасное начинание! Верди — автор тридцати опер, из них ставятся регулярно только несколько самых популярных. Дирижером всех опер проекта является музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2022-23 годов — на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.