Легенды, сказки, истории

Чикагский симфонический центр, 6-16 апреля

Томас Адес дирижирует Национальным молодежным оркестром Великобританиии. Фото - en.wikipedia.org
Томас Адес дирижирует Национальным молодежным оркестром Великобританиии. Фото - en.wikipedia.org

6 и 11 апреля, 7.30 pm; 7 апреля, 1.30 pm; 8 апреля, 8.00 pm. Концерты Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). В программе: Первый “Мефисто-вальс” Ф.Листа, Фортепианный концерт Т.Адеса (солист — Кирилл Герштейн), увертюра и Первая сюита из музыкального сопровождения к спектаклю “Буря” Я.Сибелиуса, рапсодия “Тарас Бульба” Л.Яначека. Дирижер — Томас Адес.

Нас ждут музыкальные интерпретации гетевской легенды о Фаусте и Мефистофеле, истории Гоголя о воине-казаке XVII века Тарасе Бульбе, одним из прототипов которого был атаман войска Запорожского Ефрем Жмых, и шекспировской трагедии “Буря”. Британский композитор Томас Адес дебютирует с ЧСО в качестве дирижера. ЧСО впервые исполнит его Фортепианный концерт, написанный для одного из самых блистательных пианистов нашего времени Кирилла Герштейна.

Кирилл Герштейн. Фото - Марко Борхреве
Кирилл Герштейн. Фото — Марко Борхреве

Томас Адес — личность прелюбопытная. Начинал он со скандала, что является, как известно, лучшим способом прославиться. Первую оперу сочинил в 1995 году, в двадцать четыре года. Она называлась “Припудри ей лицо” и была посвящена, по словам композитора, “человеку из высшего общества”. В центре сочинения оказалась история герцогини Аргайлской (“грязной герцогини”, как писали о ней газеты) Маргарет Кэмпбелл, шокировавшей общественность дважды: сначала — своим скандальным разводом в 1963 году, позже — “донжуанским списком” из восьмидесяти восьми фамилий. Вскоре Адес превратился в модного композитора и вместо “грязных историй” стал писать музыку на тексты Шекспира. Его опера “Буря” в постановке Робера Лепажа с композитором в качестве дирижера в 2012 году с успехом шла в Метрополитен-опере и демонстрировалась в кино в программе “The Met: Live in HD”. Я с нетерпением жду чикагской премьеры нового сочинения Адеса.

За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Джона Новака об исполняемых произведениях.

13 апреля, 7.30 pm; 14 апреля, 1.30 pm; 15 апреля, 8.00 pm. Во второй апрельской программе ЧСО — симфоническая поэма “Дон Жуан” и сюита из оперы “Кавалер розы” Р.Штрауса, Две серенады (“Deux Sérénades”) для скрипки с оркестром Э.Раутаваары/К.Ахо (солистка — Хилари Хан), Концертная фантазия на темы оперы Ж.Бизе “Кармен” П.Сарасате.

Хилари Хан. Фото - Патрик О’Лери
Хилари Хан. Фото — Патрик О’Лери

Финского композитора Эйноюхани Раутаваара (1928-2016) называют самым значительным композитором Финляндии после Сибелиуса. Его произведения мы слышали в Чикаго всего несколько раз. В мае 2019 года в Симфоническом центре впервые прозвучал “Реквием нашего времени» для духовых инструментов и перкуссина. Раутаваара сочинил его в 1953 году, сразу после окончания Музыкальной академии Сибелиуса, и посвятил памяти матери, погибшей во время Второй мировой войны. Две недели назад состоялась чикагская премьера его Концерта для птиц и оркестра (сочинение 1971 года). В нем голоса инструментов вступают в диалог с записанным птичьим пением, и в результате появляются какие-то новые созвучия…

Интерпретация дирижера — соотечественника композитора — всегда повышает уровень доверия аудитории. Интерпретация Микко Франка музыки Раутаваары — как раз такой случай. Партитуры Двух серенад для скрипки с оркестром были переданы дирижеру вдовой Раутаваары после похорон композитора. Серенады назывались по-французски: “Sérénade pour mon amour” (“Serenade to My Love”) и “Sérénade pour la vie” (“Serenade to Life”). Первая была написана полностью, от Второй остались сольная партия скрипки и черновые наброски музыки для оркестра. Оркестровку закончил студент композитора Калеви Ахо. Обе Серенады были написаны специально для Хилари Хан. Мировая премьера сочинения состоялась в феврале 2019 года. Филармоническим оркестром французского радио дирижировал Франк, солировала Хан.

За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Кайла Дзапо об исполняемых произведениях.

14 апреля, 8.00 pm. “Jazz Monterey Jazz Festival on Tour: Celebrating 65 Years” — концерт, посвященный 65-летию джазового фестиваля в Монтерее (Калифорния). В числе участников: вокалисты Ди Ди Бриджвотер и Курт Эллинг, тенор-саксофонист Лакиса Бенджамин, пианист Кристиан Сэндс, контрабасист Ясуши Накамура, ударник Кларенс Пенн. Издание Jazzpeople сообщает, что читатели журнала Jazz Times пять раз называли фестиваль в Монтерее “лучшим джазовым фестивалем в мире, обязательным для посещения гурманам всех джазовых направлений”.

16 апреля, 3.00 pm. Традиционный весенний сольный фортепианный концерт Евгения Кисина неизменно привлекает к себе огромное внимание. Его программы никогда не повторяются, в них нет случайных имен. Все всегда тщательно подготовлено. В программе нового концерта: Хроматическая фантазия и Фуга ре минор И.С.Баха, Соната ре мажор В.А.Моцарта, Эстампы К.Дебюсси, романс “Сирень” (авторское переложение для фортепиано), Прелюдии ля минор и соль бемоль мажор и Этюды-картины С.Рахманинова.

Евгений Кисин. Фото - Саша Гусов
Евгений Кисин. Фото — Саша Гусов

25 февраля 2023 года на радиостанции Свобода вышла программа “Бойкот русской культуры на руку Путину” с участием Евгения Кисина. Процитирую автора программы, жену пианиста Карину Арзуманову: “За год российской агрессии против Украины Евгений Кисин участвовал во многих благотворительных концертах в Европе и Америке, сборы от которых — сотни тысяч евро — были переданы в помощь украинцам. Летом прошлого года Кисин написал фортепианное трио, посвященное нынешней страшной войне, в финале которого звучит тема победы Украины. А вот что говорит Кисин о программе будущего концерта: “После 24 февраля я стал ловить себя на том, что больше не могу наслаждаться русской музыкой так, как раньше. Не всей русской музыкой, конечно. Это не относится к Шостаковичу, Прокофьеву или, скажем, Скрябину, а той, в которой силен русский национальный элемент. В этом году будет 150-летие со дня рождения Рахманинова… Когда несколько месяцев назад впервые с 1996 года я стал работать над рахманиновским Третьим концертом, то в самом начале почувствовал, что мне пришлось через что-то в себе переступить. Это очень РУССКАЯ музыка. Самое начало этого концерта, его первая тема всегда ассоциировалась для меня с русской снежной дорогой. Впрочем, с первой частью для меня было легче – это очень драматичная и даже трагичная музыка. И я решил, что буду в ней играть трагедию России. Ведь то, что сейчас происходит, — это, конечно, трагедия, в первую очередь, Украины, но по сути и России тоже. Большие проблемы у меня были с последней частью Концерта, потому что, с одной стороны, это опять-таки типично русская музыка, с другой — в ней воинственный дух, и заканчивается она триумфально. В нынешней ситуации ее можно воспринять совершенно не так, как мне бы хотелось. И я решил, играя эту часть, думать о том, на что, честно говоря, сейчас у меня уже нет никакой надежды, во всяком случае, в обозримом будущем, но о чем я думал несколько лет назад, когда много играл соль-минорную прелюдию Рахманинова: воображать себе, что российский народ восстанет и свергнет Путлера с компанией и что триумф в конце финала рахманиновского концерта — это именно триумф грядущей свободной России. Если не воображать себе этого, я просто не смогу играть эту музыку… Когда я совсем недавно вернулся к некоторым Этюдам-картинам Рахманинова, то у меня иногда возникало сходное чувство. Однако я не стал менять своих планов. Я отдаю дань рахманиновскому юбилею, потому что считаю это в принципе правильным в нынешней ситуации. Но какие-то внутренние трудности, какой-то внутренний душевный дискомфорт в некоторых рахманиновских пьесах я при этом ощущаю”.

Кисин вернется в Чикаго 14 мая вместе с Рене Флеминг. В программе камерного концерта — песни С.Рахманинова.

Nota bene! Абонементы на сезон 2023-24 годов и билеты на концерты сезона 2022-23 годов Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты сезона 2023-24 годов появятся в продаже летом.