“Фантастическая зоология”

Чикагский симфонический центр, 12-18 февраля 2024 года

Лина Гонсалес-Гранадос. Фото - Тодд Розенберг
Лина Гонсалес-Гранадос. Фото - Тодд Розенберг

12 февраля, 7.30 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе: пьеса “Vital Sines” Виета Куонга, концерт для птиц и оркестра “Cantus Arcticus” Эйноюхани Раутаваара, пьеса “Антология фантастической зоологии” Мэйсона Бейтса. В концерте участвует четырехкратный лауреат премии “Грэмми” секстет Eighth Blackbird. Дирижер — Лина Гонсалес-Гранадос.

Финского композитора Эйноюхани Раутаваара (1928-2016) называют самым значительным композитором Финляндии после Сибелиуса. Его произведения мы слышали в Чикаго всего несколько раз. В мае 2019 года в Симфоническом центре впервые прозвучал “Реквием нашего времени” для духовых инструментов и перкуссина. Раутаваара сочинил его в 1953 году, сразу после окончания Музыкальной академии Сибелиуса, и посвятил памяти матери, погибшей во время Второй мировой войны. Чикагская премьера его Концерта для птиц и оркестра (сочинение 1971 года) состоялась в марте 2023 года (дирижер — маэстро из Финляндии Осмо Вянскя). В этом Концерте голоса инструментов вступают в диалог с записанным птичьим пением, и в результате появляются какие-то новые созвучия…

Мировая премьера пьесы “Антология фантастической зоологии” бывшего композитора-резидента ЧСО Мэйсона Бейтса состоялась в июне 2015 года в Чикагском симфоническом центре. Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) дирижировал маэстро Риккардо Мути. Сочинение, написанное по заказу ЧСО, создано на основе книги Хорхе Луиса Борхеса “Книга вымышленных существ”. В книге — сто двадцать глав, по количеству существ. Есть там и двухголовая змея, и смесь слона и бегемота, и растение в форме ягненка с золотой шерстью, и черный буйвол с головой свиньи, и полуженщина-полуптица, и духи, и привидения, и другие монстры… Борхес рассказал о существах литературным языком, а Бейтс переложил его рассказ на язык музыки. Вышедший в 2016 году CD с записью этой музыки был номинирован на премию “Грэмми” в категории “Лучшее современное произведение”.

Лина Гонсалес-Гранадос стала первым латиноамериканским дирижером, когда-либо стоявшим за пультом ЧСО. Лина родилась и выросла в городе Кали (Колумбия). Победительница Третьего международного конкурса дирижеров имени Г.Шолти (2019 год). Осенью 2019 года начала работу в качестве стажера (Sir Georg Solti Conducting Apprentice), но вскоре ее пришлось прервать из-за пандемии. Она возобновила свою работу с ЧСО осенью 2021 года. Дважды в 2023 году она буквально спасала оркестр, заменяя в последний момент Риккардо Мути. Первый раз — на апрельских концертах с Лейфом Ове Андснесом (он солировал в Двадцатом и Двадцать третьем фортепианных концертах Моцарта), второй — в мае на концертах с Анне-Софи Муттер (она исполняла Скрипичный концерт Бетховена). Лина — ассистентка дирижера (Conducting Fellow) Филадельфийского симфонического оркестра и Симфонического оркестра Сиэтла, основательница и художественный руководитель камерного оркестра Unitas Ensemble. Она создала его с целью популяризации музыки современных композиторов Латинской Америки.

15 и 17 февраля, 7.30 pm; 18 февраля, 3.00 pm. Парад дирижеров продолжается: за дирижерским пультом ЧСО — маэстро Пааво Ярви. В программе: увертюра N3 “Леонора” Л.ван Бетховена, Виолончельный концерт Э.Элгара (солист — Шеку Канне-Мейсон), Пятая симфония К.Нильсена.

Шеку Канне-Мейсон. Фото - theatrehd.com
Шеку Канне-Мейсон. Фото — theatrehd.com

Впервые в Чикаго — двадцатипятилетний британский виолончелист Шеку Канне-Мейсон. Он родился в Бахрейне в многодетной семье выходца с острова Антигуа Стюарта Мейсона и уроженки Сьерра-Леоне Кадиату Канне. Первые музыкальные уроки получил в шесть лет. Сначала была скрипка, потом — виолончель.

По словам Шеку, он хотел обойти старшего брата-скрипача, получив инструмент большего размера. С девяти лет в Ноттингеме. Учился в Королевской академии музыки. Победитель Международного конкурса молодых музыкантов Би-Би-Си (2016 год). Имеет эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой Decca Records. Виолончельный концерт Эдуарда Элгара в его исполнении вышел на CD в 2020 году (Лондонским симфоническим оркестром дирижирует С.Рэттл). С 2020 года Шеку — Кавалер ордена Британской империи и приглашенный профессор Королевской академии музыки.

Пааво Ярви. Фото - Ravinia Festival
Пааво Ярви. Фото — Ravinia Festival

Маэстро Пааво Ярви родился в Эстонии в 1962 году. Первые уроки дирижирования получил от своего отца — известного эстонского дирижера Нееме Ярви. Потом была Таллиннская школа музыки, где он учился игре на перкуссине. В 1980 году семья Ярви переехала в Америку. Пааво продолжил обучение в Институте музыки Кертиса в Филадельфии и в Лос-Анджелесском филармоническом институте, где получил бесценные уроки у Леонарда Бернстайна. Пааво Ярви — человек, фанатично преданный музыке. Его энергия и работоспособность стали у музыкантов притчей во языцех. В девяностых годах XX века он был главным приглашенным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма и симфонического оркестра Бирмингема, с 2001 до 2011 года — главным дирижером симфонического оркестра Цинциннати, сейчас занимает в этом оркестре пост дирижера-лауреата. С 2006 года Ярви стал главным дирижером Симфонического оркестра Франкфуртского радио, сейчас — дирижер-лауреат оркестра. С 2018 года Ярве является главным дирижером Tonhalle Orchester (Цюрих). Кроме этого, он — многолетний (с 2004 года) художественный руководитель оркестра “Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen” и руководитель Эстонского фестивального оркестра (он создал его в 2011 году). Дирижер не забывает свой родной город. Являясь артистическим советником Эстонского национального симфонического оркестра, он часто бывает в Таллинне и является горячим популяризатором музыки эстонских композиторов. В 2019 году Ярви назван Дирижером года по мнению немецкой студии Opus Klassik. Лауреат премии “Грэмми” за запись Кантат Я.Сибелиуса с Эстонским национальным симфоническим оркестром.

Бременских музыкантов с Ярви за дирижерским пультом мы слышали дважды на Музыкальном фестивале Равиния: в 2005 и 2014 годах. Последний раз маэстро Ярви дирижировал ЧСО в марте 2022 года. В программе были увертюра “Римский карнавал” и Фантастическая симфония Г.Берлиоза, Второй фортепианный концерт Ф.Шопена (солист — Бенджамин Гросвенор).

16 февраля, 8.00 pm. Концерт, посвященный восьмидесятипятилетию легендарной звукозаписывающей студии Blue Note Records. Участники: The Blue Note Quintet (шестикратный номинант на премию “Грэмми” Джеральд Клейтон, фортепиано; Иммануэль Уилкинс, саксофон; Джоэль Росс, вибрафон; Мэтт Брюэр, контрабас; Кендрик Скотт, ударные) и (впервые в Чикаго!) Ron Carter’s Golden Striker Trio (трехкратный лауреат премии “Грэмми” Рон Картер, контрабас; Расселл Малоун, гитара; Дональд Вега, фортепиано).

The Blue Note Quintet. Фото - www.mccarter.org
The Blue Note Quintet. Фото — www.mccarter.org

Основанная в 1939 году студия Blue Note Records выпустила огромное количество джазовых альбомов. С ней сотрудничали многие великие джазовые музыканты XX века, в том числе один из лучших контрабасистов нашего времени Рон Картер. Его Golden Striker Trio выступает в Чикаго впервые.

Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.