Новости из ЧСО

Концерты, музыканты, гастроли

Конрад Тао. Фото - Кевин Кондон
Конрад Тао. Фото - Кевин Кондон

Продолжается сто тридцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). Ближайшими концертами руководят приглашенные дирижеры.

19, 20, 21 и 24 октября, 7.30 pm. В программе: увертюра С.Барбера из музыки к пьесе “Школа злословия” Р. Шеридана, Фортепианный концерт фа мажор Дж.Гершвина (солист — Конрад Тао), Симфонические танцы из мюзикла “Вестсайдская история” Л.Бернстайна, симфоническая поэма “Sensemayá” мексиканского композитора Сильвестре Ревуэльтаса Санчеса (1899-1940). Солист — Конрад Тао (дебют в абонементной серии). Дирижер — Джеймс Гаффиган.

Конрад Тао. Фото - Шервин Лейнес
Конрад Тао. Фото — Шервин Лейнес

Американский скрипач, пианист и композитор Конрад Тао родился в Урбане (штат Иллинойс) в семье выходцев из Китая. С рождения мальчик проявлял особенные музыкальные способности. Когда его мама, профессор-климатолог, доктор Мингфан Тинг впервые услышала, как полуторагодовалый сын играет на пианино, она посчитала, что с сыном что-то не так. Нервничая, она позвонила мужу-инженеру на работу, подставила трубку телефона к инструменту и сказала: “Слушай, он играет!” Она признается, что это ее даже немного испугало. Судьба мальчика была предрешена. Конрад признается, что родители применяли тактику “чуть-чуть давления там и сям”, чтобы помочь ему усвоить правила работоспособности и дисциплины. Конрад считает, что это было для него очень полезно. Он стал брать уроки игры на скрипке в три года, дебютировал в составе профессионального оркестра в восемь лет, в девять уже сочинял музыку и был студентом Джульярдской школы. Выпускник Йельского университета. Лауреат фонда Гилмора 2012 года. В 2017 году был резидентом Гонконгского филармонического оркестра. Произведения Тао-композитора уже звучали в исполнении Нью-Йоркского филармонического, Атлантского симфонического, Балтиморского симфонического оркестров. Среди его творческих партнеров — танцор Калеб Тейхер, с которым он исполнил Гольдберг-вариации И.С.Баха (посмотрите, как лихо Тейхер отплясывает под Баха тэп — www.youtube.com/watch?v=6mxNgyuJsvc), Junction Trio, скрипач Стефан Джакив и другие. На Grant Park Music Festival в 2017 году мы слышали в исполнении Тао Фортепианный концерт Арама Хачатуряна, в 2019 году — Второй фортепианный концерт Д.Шостаковича. На Музыкальном фестивале Равиния Тао дебютировал в 2011 году, прошлым летом исполнил на фестивале Фортепианный концерт М.Равеля.

С американо-мексиканской программой в Чикаго возвращается маэстро Джеймс Гаффиган. Он родился в Нью-Йорке в 1979 году. Учился в консерватории Новой Англии (Бостон) и Высшей школе музыки Шепарда в университете Райса (Хьюстон). Его карьера пошла вверх после победы на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Шолти (2004 год). С 2003 до 2006 года Гаффиган работал дирижером-ассистентом Кливлендского симфонического оркестра, с 2006 до 2009 года был на аналогичной позиции в Симфоническом оркестре Сан-Франциско. После шести лет ассистирования Ф.Вельзеру-Месту и М.Тилсону Томасу ушел в свободное плавание. С 2010 до 2021 года возглавлял старейший оркестр Швейцарии — Люцернский симфонический. Мы дважды слышали этот крепкий коллектив на Музыкальном фестивале Равиния. В настоящее время Гаффиган является музыкальным руководителем Palau de les Arts Reina Sofia (Валенсия, Испания) и (с сезона 2023-24 годов) музыкальным руководителем Комической оперы Берлина. В Лирик-опере Чикаго Гаффиган дебютировал в сезоне 2017-18 годов с оперой “Так поступают все женщины” В.А.Моцарта. В Симфоническом центре Гаффиган последний раз выступал в июне прошлого года с французско-русской программой и скрипачкой Лизой Батиашвили.

Джеймс Гаффиган. Фото - Ravinia Festival
Джеймс Гаффиган. Фото — Ravinia Festival

За 75 минут перед концертами состоятся получасовые беседы продюсера и композитора Робби Эллиса об исполняемых произведениях.

21 октября, 1.30 pm. Традиционный ежегодный бесплатный концерт Оркестра морской пехоты США “The President’s Own”.

22 октября, 3.00 pm. Концерт камерной музыки. В программе: Фортепианное трио ми мажор Й.Гайдна, Фортепианное трио М.Равеля, Второе фортепианное трио Ф.Мендельсона. Солисты: Жан-Ив Тибоде, фортепиано; Лиза Батиашвили, скрипка; Готье Капюсон, виолончель.

23 октября, 7.30 pm. Первый в новом сезоне концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе: пьеса “Короткая поездка на быстрой машине” Джона Адамса, танцевальная сюита “All These Lighted Things” Элизабет Огонек (произведение было написано в 2017 году по заказу ЧСО в бытность Огонек композитором-резидентом), Симфонические танцы С.Рахманинова. Дирижер — Джеймс Гаффиган. Билеты бесплатные, комиссионный сбор — $5.

Стали известны подробности зимнего европейского тура ЧСО. С 11 по 29 января 2024 года оркестр проведет четырнадцать концертов в семи странах. Во всех городах ЧСО руководит почетный пожизненный дирижер-лауреат (Music Director Emeritus for Life) Риккардо Мути. Для оркестра это будет шестьдесят четвертый тур в истории, тридцать пятый — по Европе, первый — с 2020 года, восьмой — под управлением маэстро Мути. Перед вами — расписание гастролей.

11 января — Брюссель (Palais Des Beaux Arts, Бельгия, первое в этом городе совместное выступление ЧСО с Р.Мути);

13 января — Париж (Франция, Philharmonie de Paris);

14 января — Эссен (Германия, Philharmonie Essen);

15 и 16 января — Люксембург (Philharmonie Luxembourg);

18 и 19 января — Франкфурт (Германия, Alte Oper);

20 января — Кельн (Германия, Cologne Philharmonie);

22 и 23 января — Вена (Австрия, Musikverein);

24 января — Будапешт (National Concert Hall, Венгрия, первое в этом городе совместное выступление ЧСО с Р.Мути);

26 января — Турин (Auditorium Lingotto, Италия);

27 января — Милан (Teatro alla Scala, Италия, с 1986 по 2005 годы маэстро возглавлял Ла Скала, его концерт в этом городе всегда имеет особое значение);

29 января — Рим (Teatro dell’ Opera di Roma, Италия).

Среди исполняемых произведений — те, что мы слышали на недавних концертах ЧСО в Чикаго: пьеса “Триумф восьмиугольника” Ф.Гласса (европейская премьера состоится в Брюсселе, затем пьесу услышат в Париже, Эссене, Люксембурге, Франкфурте, Кельне, Вене, Будапеште, Турине), Четвертая (“Итальянская”) симфония Ф.Мендельсона (Брюссель, Париж, Эссен, Люксембург, Франкфурт, Кельн, Будапешт, Турин), Пятая симфония С.Прокофьева (Брюссель, Люксембург, Вена, Милан), симфоническая поэма “Из Италии” Р.Штрауса (Париж, Эссен, Люксембург, Франкфурт, Кельн, Вена, Будапешт, Турин, Милан, Рим), Третья симфония Ф.Прайс (Люксембург, Вена), симфоническая картина “Волшебное озеро” А.Лядова (Франкфурт, Рим), сюита из балета “Жар-птица” И.Стравинского (Франкфурт, Вена, Рим), Вторая симфония И.Брамса (Франкфурт).

Во время тура музыканты оркестра примут участие в разнообразных мероприятиях, дадут мастер-классы, встретятся со своими европейскими коллегами.

Летом этого года на пенсию ушли три музыканта ЧСО: ассистент концертмейстера секции альтов Ли-Куо Чанг, скрипачка Элисон Далтон и виолончелист Гари Стука.

Родившийся в Шанхае (Китай) и получивший образование в США Ли-Куо Чанг пришел в секцию альтов ЧСО в 1988 году по приглашению сэра Георга Шолти и через две недели выиграл прослушивание на должность ассистента концертмейстера. По приглашению Даниэля Баренбойма с 2000 по 2007 годы был приглашенным первым альтистом оркестра Берлинской оперы и Штаатскапеллы. С 2017 по 2022 годы исполнял обязанности концертмейстера секции альтов ЧСО. Профессор Школы музыки Индианского университета. После ухода из ЧСО Чанг планирует продолжить педагогическую деятельность, давать мастер-классы, сотрудничать с отделением Оперной академии Риккардо Мути в Китае, а также проводить больше времени с женой Мэгги и сыном Даниэлем.

Элисон Далтон родилась в городе Рочестер (штат Нью-Йорк). Дебютировала в качестве солистки в тринадцать лет, исполнив с Симфоническим оркестром Юты “Гаванку” К.Сен-Санса. В составе первой секции скрипок ЧСО Элисон появилась в 1987 году. Выиграв прослушивание, она получила приглашение от сэра Георга Шолти. Репетиции, концерты, гастроли… — она была счастлива долгие годы. Все изменилось в начале 2013 года во время гастролей ЧСО в Гонконге. Зрение Элисон стало стремительно ухудшаться. Ей подбирали все новые и новые очки, но это не помогало. У скрипачки обнаружили скотому — патологию зрения. Главный симптом болезни — потеря резкости зрения. Поворотным пунктом стал для нее сентябрь 2013 года. ЧСО исполнял Вторую симфонию Брамса. “Это произведение я знаю довольно хорошо, — рассказывает Элисон. — Я играю и думаю: “Почему коллеги играют триоли, а я — нет? Оказывается, я не видела цифры в нотной записи.” Не доиграв концерт, Элисон ушла со сцены. “Я сказала менеджеру, что не могу играть — не вижу нот.” По контракту ей предоставили отпуск, который продлился два года… Ее жизнь продолжалась. Четверо из пятерых детей закончили школу и поступили в колледжи, она вышла замуж, вела студию в Гайд-парке, научилась играть на барочной скрипке. Элисон обращалась к десяткам врачей, но никто внятно не смог объяснить ей причину неожиданной потери зрения. Она пыталась читать ноты по увеличенным копиям, но это оказалось неудобно: приходилось слишком часто переворачивать страницы. На помощь пришли новые компьютерные технологии. Сотрудники департамента экологии и эволюции Чикагского университета разработали для Элисон специальную модель компьютера (25 by 15-inch touchscreen Lenovo monitor). Чтобы подготовить новое произведение, она получала ноты, сканировала их, увеличивая размер в четыре раза (400%). В результате на экране оставались три нотных стана вместо десяти-двенадцати, как это бывает на обычном листе бумаге. Чтобы перевернуть страницу, Элисон нажимала на специально совмещенную с компьютером педаль. С горькой иронией она говорит, что ей пришлось снова вернуться в школу и освоить еще один инструмент.

После долгих репетиций вне оркестра в июне 2015 года Далтон участвовала в концертах ЧСО на Музыкальном фестивале Равиния, в июле состоялся сольный концерт в Линкольн-парке, в сентябре Элисон вернулась в секцию первых скрипок. На вопрос, что давало ей силы не сдаваться все это время, она отвечает: “МУЗЫКА!”.

Виолончелист Гари Стука служил в ЧСО тридцать семь лет. Его пригласил сэр Георг Шолти в 1986 году. Стука учился в школе в Мортон-гроув (пригород Чикаго), потом в Roosevelt University’s Chicago Musical College (нынешнее название — Chicago College of Performing Arts), играл в Civic Orchestra of Chicago. В 1977-81 годах — ассистент концертмейстера секции виолончелей Симфонического оркестра Грант-парка (Чикаго) и концертмейстер секции виолончелей Симфонического оркестра Виннипега (Канада), в 1981-86 годах — музыкант Кливлендского симфонического оркестра. В 2000 году стал вторым за шестьдесят лет исполнителем неопубликованного Виолончельного концерта второго музыкального руководителя ЧСО Фредерика Стока. По словам Гари Стуки, он “с нетерпением ждет возможности заниматься своими аудиофильскими интересами — историческими граммофонами и классическими записями, — а также путешествовать и ходить на концерты с семьей и друзьями”.

30 сентября Ли-Куо Чанг, Элисон Далтон и Гари Стука получили из рук маэстро Мути медали Теодора Томаса за многолетнее служение оркестру (Theodore Thomas Medallion for Distinguished Service). Давняя традиция ЧСО, когда каждый уходящий на пенсию музыкант получает медаль Томаса, продолжается! На лицевой стороне медали, подвешенной на черно-красной ленте, выгравировано изображение основателя и первого музыкального руководителя ЧСО Теодора Томаса; на оборотной стороне — имя получателя. Кроме медали, каждый музыкант получает денежную премию. И то, и другое стало возможным благодаря пожертвованию анонимного донора.

После двадцати пяти лет работы на пенсию ушел главный библиотекарь ЧСО Питер Коновер. Свою медаль он получит в январе 2024 года, во время европейского тура ЧСО.

В новом сезоне в ЧСО появились пять новых музыкантов. Познакомимся с ними.

Наконец-то в оркестре появился концертмейстер секции валторн. Им стал доктор Марк Олмонд (Mark Almond). Он родился в городе Болтон (Великобритания). С девяти лет играл на валторне в местных духовых ансамблях. Изучал медицину в Кембриджском и Оксфордском университетах. В девятнадцать лет состоялся его профессиональный дебют, и сразу — с Лондонским симфоническим оркестром. Получил докторскую степень по вирусологии в Имперском колледже в Лондоне. Работал врачом, лечащим респираторные заболевания, после чего решил сконцентрироваться на музыке. До приезда в Чикаго работал вторым валторнистом Сан-Францисского симфонического оркестра, одним из концертмейстеров секции валторн Сан-Францисской оперы и третьим валторнистом лондонского оркестра Филармония. Преподает в консерватории Сан-Франциско и в Roosevelt University’s Chicago College of Performing Arts. Приглашенный профессор Лондонской королевской академии музыки.

Ассистент концертмейстера секции вторых скрипок — Дэнни Йехун Джин (Danny Yehun Jin). Родился в Южной Корее. В девять лет дебютировал с Сеульским королевским симфоническим оркестром. Учился в Корейском национальном университете и Корейской школе талантливых студентов (так она называется). Продолжил обучение в Институте Кертиса. До недавнего времени — один из концертмейстеров секции скрипок Симфонического оркестра института Кертиса, концертмейстер Music Academy of the West Orchestra.

С нового сезона секцию контрабасов пополнили три новых музыканта.

Ян Халлас (Ian Hallas, Норсбрук, пригород Чикаго). Выпускник Rice University и University of Southern California. С 2016 года — контрабасист оркестра Лирик-оперы, с 2019 года — концертмейстер секции контрабасов оркестра Лирик-оперы. В 2022 году служил первым контрабасистом в оркестре Оперы Санта-Фе. Член секции контрабасов ЧСО с лета 2023 года.

Александр Хортон (Aexander Horton, Таллахасси, штат Флорида). Выпускник Florida State University. Закончил первый курс Школы музыки Индианского университета. С 2017 года — первый контрабасист Алабамского симфонического оркестра.

Эндрю Соммер (Andrew Sommer, Атланта, штат Джорджия). Родился в музыкальной семье. Его отец Дуглас Соммер в течение двадцати пяти лет играл в секции контрабасов в Атлантском симфоническом оркестре. Выпускник Джульярдской школы музыки. С 2019 года — концертмейстер секции контрабасов Симфонического оркестра Ричмонда. В течение трех лет летом играл в Симфоническом оркестре фестиваля в Вербье (Швейцария).

С сентября 2023 года в ЧСО новый главный библиотекарь — Джастин Виббард (Justin Vibbard). С 2000 до 2003 годов он работал студентом-библиотекарем Civic Orchestra of Chicago, стажировался у многолетнего библиотекаря ЧСО Питера Коновера. С 2004 года занимал подобную должность в Florida West Coast Symphony (сейчас — Оркестр Сарасоты). С 2007 до 2014 годов работал библиотекарем Mostly Mozart Music Festival.