Кинообозрение

Кадр из фильма “Божественная любовь”
Кадр из фильма “Божественная любовь”

Центр кино имени Джина Сискеля: “Film Center from Your Sofa”

Центр кино продолжает ставшие уже традиционными онлайн-показы. Вот три фильма, которые можно посмотреть на следующей неделе.

Божественная любовь” (“Divine Love”, Бразилия-Уругвай-Дания-Норвегия-Чили-Швеция, 2019, 101 мин., на португальском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Габриэль Маскаро. В ролях: Дира Паес, Хулио Мачадо.

Интересный вариант антиутопии предлагает нам международная творческая группа фильма во главе с бразильским режиссером и сценаристом Габриэлем Маскаро. Действие происходит в 2027 году в Бразилии, где консервативная власть навязывает свое толкование семейных ценностей. В моду вошел новый вариант вечеринок – праздников “божественной любви”. Теперь танцы, ритуальные оргии и прочие “развлечения” проходят под знаком фундаменталистского христианства. Истинно верующая и праведно живущая работница нотариального бюро Жоана (Дира Паес) горячо поддерживает правительство. Она отвечает за примирение пар, собирающихся развестись. Тем временем будущее ее собственного брака висит на волоске. Она прибегает к необычным мерам, чтобы забеременеть… Премьера фильма состоялась на МКФ в Санденсе в 2019 году.

И придет огонь” (“Fire Will Come”, Испания-Франция-Люксембург, 2019, 85 мин., на галисийском и испанском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Оливер Лаш. В ролях: Бенедикта Санчес, Амадор Ариас, Иназио Абрау.

Третья картина молодого испанского режиссера Оливера Лаша – поэтическое кино, изображение дивного, магического, прекрасного, но несуществующего мира. В этом мире царствует Огонь. Он посылает Амадора Коро за решетку за устроенный в родной деревне пожар. Мы так и не узнаем, правда ли это, зато видим, что Амадор одержим огнем. Люди его боятся и называют пироманом. Живя социально изолированной жизнью со своей матерью Бенедиктой и тремя коровами, он привыкает к ритму времен года, пока однажды ночью ужасный огонь не разрывает покрытые густым лесом горные склоны региона. Неужели это тоже дело рук Амадора?..

Награда: приз жюри в секции “Особый взгляд” 72-го Каннского МКФ (2019 год).

Франсиска” (“Francisca”, Португалия, 1981, 166 мин., на португальском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Мануэль Ди Оливейра. В ролях: Тереза Менезес, Диого Дориа, Марио Баррозо.

Фильм, созданный по мотивам романа Агустины Бессы-Луис, рассказывает о несчастной любви молодого человека, сына британского офицера. Любовь приводит к позору и фатальным последствиям, но отказаться от нее юноша не может и не хочет. Подобная романтическая история – не первая и не последняя в огромной фильмографии Мануэля Ди Оливейры. Его творческое долголетие поражает: он начал снимать фильмы в 1927 году и работал без перерыва до последних дней жизни. Умер режиссер в 2015 на сто шестом (!) году жизни. Столетний юбилей он отметил в мае 2008 года на Каннском МКФ. Под бурную овацию зала президент фестиваля Жиль Жакоб и любимый актер Ди Оливейры Мишель Пикколи, сыгравший во множестве его картин, вручили ветерану почетную “Золотую пальмовую ветвь” за заслуги перед кинематографом. Выйдя на сцену, Оливейра воскликнул: “Ну наконец-то! Вообще-то, я не люблю соревнования, но этот приз я с удовольствием принимаю!”

В разные годы в Чикаго демонстрировались многие фильмы Ди Оливейры. Среди них – “Странный случай Анжелики” (“The Strange Case of Angelica”, 2010) о девушке, скончавшейся вскоре после собственной свадьбы, а потом ожившей под объективом камеры юного фотографа. Эта картина поразила меня неистощимым оптимизмом и неиссякаемой энергией. На момент создания фильма режиссеру был сто один год. Он был молод душой, верил в целительную силу искусства, и мы благодарны ему за это.

Премьера фильма “Франсиска” состоялась на 34-м Каннском МКФ в 1981 году. Мы увидим отреставрированную копию фильма, которая была впервые представлена на 76-м Венецианском МКФ (2019 год). Все подробности – на сайте www.siskelfilmcenter.org.

“Music Box”: “Virtual Cinema”

Чикагская “Музыкальная шкатулка” (Music Box Theatre) продолжает работу только в виртуальном режиме. В рамках серии “Virtual Cinema” в эти дни можно посмотреть картину “Глубокое погружение” (“Breaking Surface”, Швеция-Норвегия-Бельгия, 2020, 82 мин., на шведском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Йоахим Хеден. В ролях: Муа Гаммель, Мадлен Мартин, Джитсе Джонатан Буитник.

Через несколько дней после Рождества сводные сестры Ида и Тува отправились на зимний дайвинг в отдаленную часть норвежского побережья. Неожиданно Тува попадает в оползень. Ида всплывает, чтобы позвать на помощь, но обнаруживает, что оборудование, телефоны и ключи от машины исчезли. Девушки полностью отрезаны от внешнего мира. Начинается безумная гонка за выживание… Критики называют этот фильм одним из самых ярких и захватывающих триллеров последнего времени.

Цена билета для виртуального просмотра – $12. После начала просмотра у вас есть сорок восемь часов, чтобы его закончить. Вырученные средства пойдут на поддержку кинотеатра. Все подробности – на сайте musicboxtheatre.com/films/breaking-surface.

“Music Box”: “World Of Wong Kar Wai”

С 18 декабря компании Music Box Films & Janus Films представляют программу “Мир Вонг Кар Вая”. В ней – семь фильмов блистательного гонконгского режиссера Вонга Кар Вая, включая американскую премьеру картины “Чунгкингский экспресс” (“Chungking Express”, 1994), мировые премьеры отреставрированных копий фильмов “Пока не высохнут слезы” (“As Tears Go By”, 1988), “Падшие ангелы” (“Fallen Angels”, 1995), “Счастливы вместе” (“Happy Together”, 1997) и “Дикие дни” (“Days Of Being Wild”, 1991). Главного героя этого фильма, гангстера Фэя, любят женщины, он не нуждается в деньгах и кажется вполне благополучным человеком. Но тайна происхождения, непроясненность прошлого мешает ему укорениться в настоящем. Фэй пытается добиться от приемной матери, чтобы та назвала ему имя его настоящих родителей, а пока этого не произошло, проживает свою жизнь, избегая постоянных связей, любви, строя новую систему координат по следующим принципам: уклоняйся от обязательств, остерегайся привязанностей, избегай закрепощающих чувств, завоевывай девушек, чтобы потом оставлять их… Женщины, с которыми он спит, уходят из его дома с разбитым сердцем, а он остается курить в постели (одни из лучших кадров фильма). Режиссер мог бы назвать свою картину “Невыносимой легкостью бытия”, если бы такое название не придумал до него Милан Кундера, потому что “Дикие дни” как раз об этом: о метаниях, свободе, поисках счастья. Режиссер попытался максимально точно восстановить атмосферу Гонконга того времени. По его словам, он проверял все детали вплоть до старых цен в ресторанах и вложил в эту картину воспоминания юности. Циферблат на стене, сигаретный дым, полифония закадровых монологов, долгое блуждание пар под ночным дождем, затемненный свет – фирменные знаки Кар Вая, которые можно встретить в каждом его фильме. Случайности, фрагменты, детали… География действия – Гонконг, Макао, Филиппины; атмосфера – ветшающие колониальные здания, маленькие кафе, дождь и латиноамериканская музыка, по которой тогда сходил с ума Восток. Все повторится через десять лет в еще одном фильме программы “Любовное настроение” (“In the Mood for Love”, 2000), в котором актриса из “Диких дней” Мэгги Чун сыграет главную роль. За эти годы Кар Вай из талантливого режиссера превратится в признанного лидера авторского кино, но темы утрат, разлук и одиночества останутся главными в его творчестве.

World Of Wong Kar Wai

Приятного просмотра!