Кинообозрение

Кадр из фильма “Земля голубая, будто апельсин”
Кадр из фильма “Земля голубая, будто апельсин”

Ukrainian Cinema в Чикаго
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)

С 25 марта по 7 апреля в Центре кино имени Джина Сискеля пройдет фестиваль “Ukrainian Cinema”. В нем собраны пять фильмов, посвященных Украине. “Ситуация в Украине душераздирающая, – говорит программный директор Киноцентра Ребекка Фонс. – Как культурное учреждение, которое ценит художников со всего мира, мы представляем коллекцию фильмов от режиссеров, демонстрирующих опыт украинского народа, его прошлого и настоящего.” Часть вырученных средств пойдет в пользу украинской некоммерческой организации Voices of Children, оказывающей помощь в эвакуации детей, пострадавших от вторжения России в Украину. Расскажу о картинах фестиваля.

25 марта, 6.00 pm; 27 марта, 12.30 pm. “Земля голубая, будто апельсин” (“The Earth Is Blue As an Orange”, 2020, Украина-Литва, 73 мин., на украинском и русском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Ирина Целик. Документальная лента о женщине, воспитывающей четырех детей в поселке Красногоровка Донецкой области Украины, в зоне самопровозглашенной ДНР. История обычной семьи, живущей посреди бомбежек и хауса, в условиях военного времени. Ирина Целик немного опередила события – съемки картины проходили в 2017-19 годах в Донецкой области. Сейчас война идет на всей территории Украины. Так драматический фильм-предупреждение превратился в трагический фильм-свидетельство. Название ленты отсылает нас к стихотворению французского поэта-антифашиста Поля Элюара. Награда: премия за лучшую режиссуру документального фильма на МКФ в Санденсе (2020 год).

25 и 29 марта, 7.45 pm. “Атлантида” (“Atlantis”, 2020, Украина, 108 мин., на украинском и русском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Валентин Васянович. В ролях: ветераны вооруженного конфликта на востоке Украины, волонтеры, солдаты ВСУ. Среди них – бывший разведчик, участник войны на Донбассе Андрей Римарук, парамедик Людмила Билека, доброволец-волонтер Василий Антоняк. Действие картины происходит в Украине в 2025 году, через год после окончания войны с Россией. Украина победила, случилась деоккупация Донбасса. Природа непригодна для жизни, окружающая среда убита… Вот ведь как бывает: когда подавляющему большинству населения планеты казалось, что война России с Украиной невозможна, Валентин Васянович и его команда знали, что это не так. Режиссер говорит: “Это катастрофа, которая не просто останавливается на ближайшем окружении, а просачивается через людей. Все имеют дело с какой-то прошлой травмой и пытаются вытянуть из себя нечто вроде жизни”. Перефразируя поэта, скажу: бывают странными пророками режиссеры иногда… Съемки происходили в Мариуполе в январе – марте 2018 года. Награда: приз программы “Горизонты” на 76-м Венецианском МКФ (2019 год). После премьеры в Венеции кинокритик Антон Долин писал: “Суровая и брутальная лента, действие которой перенесено в недалекое будущее, исследует Украину после завершения конфликта с Россией. В центре внимания – посттравматический синдром в социуме, отравленном многолетней войной. Ветераны военных действий мучаются от бессмысленного труда на заводе и не могут встроиться в мирную жизнь, волонтеры ищут и опознают трупы погибших, саперы пытаются разминировать опасные зоны. Талантливый и визуально эффектный фильм в итоге все же дает шанс на хеппи-энд и оставляет после себя чувство надежды”. Картина представляла Украину в номинации на премию “Оскар” за лучший международный фильм 2021 года, но не попала в короткий список.

26 марта, 4.00 pm; 29 марта, 6.15 pm. “Человек с киноаппаратом” (“Man With A Movie Camera”, 1929, СССР, 68 мин.). Режиссер – Дзига Вертов. Экспериментальная работа Дзиги Ветрова (первый большой метр режиссера), его жены и соратницы Елизаветы Свиловой и брата, оператора Михаила Кауфмана. Один из лучших документов эпохи немого кино, отображающий жизнь большого города, выполнен в технике киноглаза. Вертов и его команда использовали новые для того времени монтаж и вкрапления отснятого материала. Во время работы над фильмом Вертов работал на Киевской кинофабрике ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). Съемки картины проходили в Одессе, Москве и Киеве. На обеих сеансах демонстрируется отреставрированная версия фильма с музыкальным сопровождением. Музыка композитора Майкла Наймана.

27 марта, 2.30 pm; 30 марта, 8.00 pm. “Mайдан” (“Maidan”, 2014, Украина-Нидерланды, 130 мин., на английском и украинском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Сергей Лозница. Документальный фильм посвящен хронике событий многотысячной акции протеста в Киеве, получившей название Майдан. Она началась в ноябре 2013 года и продолжалась до конца февраля 2014 года. Акция привела к бегству из страны тогдашнего президента Виктора Януковича, сформированию временного правительства и досрочным выборам президента Украины.

7 апреля, 7.00 pm. “Весной” (“In Spring”, 1929, СССР, 79 мин.). Режиссер – Михаил Кауфман. Немая черно-белая картина, снятая в Киеве в 1929 году, стала дебютной режиссерской работой Кауфмана. Фильм был потерян. Казалось, навсегда. Копия была обнаружена в 2005 году в архиве Амстердама. Журналистка Аса Новикова в издании Colta.ru писала: “О, этот Кауфман… В школе ему попадало за возню с фотоаппаратом на уроках. А когда вырос, бегал с камерой наперегонки, снимая лыжников, не берег сердце, работал в горячих цехах так близко, что металл каплями выжигал дырочки на коже. Рассорившись с Вертовым, решил доказать, что может не хуже снять неигровой фильм без слов. У Кауфмана свой смысл и свой мир. Своя собственная радость маленьких открытий. Бежит в ручьях талая вода, бежит, бежит, “две частины бежит” (как шутили про Довженко). Люди работают: удар, еще удар. Вот кошка на окне, вот собачка в лодке. Немного утомительное накопление однородных материалов. Удар, еще удар… Камера его любовно вглядывается в мельчайшие подробности, будь то распускание почки, птицы в гнезде или улитки, ползущие по дереву. Об этом писал Николай Ушаков в книге “Три оператора”: “Улитка у Кауфмана прекрасна, как Грета Гарбо, а сражение муравьев за кокон воспринимается как трагедия”.

Лента демонстрируется под живое сопровождение рояля. Пианист – Дэвид Дрэзин.

Все подробности и заказ билетов – на сайте siskelfilmcenter.org/ukrainian-cinema.

Центр кино имени Джина Сискеля: “50/50 Series”

В 2022 году Центр кино празднует пятидесятилетие со дня образования. Это событие Центр отмечает выпуском “сериала” длиной в год “50/50 Series”, в котором по понедельникам показывают фильмы, сделанные с 1972 по 2022 годы. На каждый год – по одному фильму. На следующей неделе нас ждет шедевр Серджо Леоне “Однажды в Америке” (“Once Upon A Time In America”, Италия-США, 1984, 229 мин.). В ролях: Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс, Элизабет Макговерн, Джо Пеши.

Масштабная сага о жизни гангстера Давида Ааронсона, известного в Нью-Йорке по кличке “Лапша”. Фильм охватывает более чем сорокалетний период, от детства героя в еврейском квартале Нью-Йорка в тридцатые годы XX века до его возвращения в родной город в конце шестидесятых. Пронзительная история о потерянной судьбе и утраченной любви. 28 марта, 6.00 pm.

Приятного просмотра!