Кинообозрение

Кадр из фильма “Вечная зима”
Кадр из фильма “Вечная зима”

XXII фестиваль фильмов стран-членов ЕС. Четвертая неделя
(22nd Annual Chicago European Union Film Festival)

С 8 марта до 4 апреля в Центре кино имени Джина Сискеля проходит Двадцать второй фестиваль фильмов стран-членов Европейского Союза. В программе крупнейшего в Северной Америке смотра достижений европейского кино – шестьдесят новых для Чикаго фильмов из всех двадцати восьми стран ЕС. Расскажу о фильмах последней, четвертой недели фестиваля. Картины расположены в алфавитном порядке.

Вечная зима” (“Eternal Winter”, Венгрия, 2018, 110 мин., на венгерском и русском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Аттила Сас. В ролях: Марина Гера, Шандор Чаньи, Лаура Дебреши, Магдалина Диана Киш. В 1944 году солдаты Советской армии забирают всех женщин из одного венгерского села. Им говорят про уборку урожая в России. На самом деле их высылают на работу в угольную шахту. Среди несчастных – главная героиня фильма Ирен (Марина Гера). Она с шестилетней дочкой ждала возвращения мужа с войны… Режиссер фильма Аттила Сас говорит: “Мы стремились показать всю трагичность послевоенных лет через призму одной семьи. После войны по приказу Сталина сотни тысяч венгров целыми семьями были отправлены в ГУЛАГ, где провели в нечеловеческих условиях много лет. Вернувшись домой, власть запретила им рассказывать что-либо о своем пребывании в лагерях”. 31 марта, 3.00 pm; 1 апреля, 7.45 pm.

Лифчик” (“The Bra”, Германия-Азербайджан, 2018, 90 мин.). Режиссер – Файт Хелмер. В ролях: Мики Манойлович, Дени Лаван, Пас Вега, Чулпан Хаматова. Жил да был машинист электропоезда Нурлан (Мики Манойлович) – пожилой, интересный и неженатый. Каждый день вел он свой поезд по одному и тому же маршруту, каждый день находил на рельсах разные предметы и каждый раз возвращал их владельцам. В последний день перед выходом на пенсию за край поезда зацепился… лифчик. Нурлан верен себе и отправляется на поиски девушки. Многие примеряют его, но, подобно туфелькам Золушки, элемент женского гардероба то слишком мал, то слишком велик. Нурлан придумывает разные уловки, то выдавая себя за продавца нижнего белья, то пригоняя мобильный рентгеновский аппарат, но девушка не находится… В этой остроумной ленте нет диалогов, все шутки понятны на визуальном уровне. Кроме необычного сюжета меня в этой истории заинтересовали актеры. Одну из ролей исполнил Дени Лаван – герой лучших лент Лео Каракса и партнер Жюльет Бинош, а одну из женщин – претенденток сыграла прекрасная Чулпан Хаматова. 29 марта, 2.00 pm; 30 марта, 3.00 pm.

Не прикасайся” (“Touch Me Not”, Румыния-Германия, 2018, 125 мин., на английском и немецком языках с английскими субтитрами). Режиссер – Адина Пинтилие. В ролях: Лора Бенсон, Томас Лемаркус, Кристиан Баерлейн. Из шестидесяти фильмов двадцать два поставлены режиссерами-женщинами. Среди них – эта дебютная работа режиссера из Румынии Адины Пинтилие. Она отправляется туда, куда осмеливаются идти немногие, – в область подсознания, инстинктов и желаний. Картина рассказывает о взаимоотношениях, сексуальных связях и физических проблемах трех персонажей: Лоры (Лора Бенсон) – женщины, подглядывающей за другими и испытывающей страх от чужих прикосновений и близости; Тудора (Томас Лемаркус) – человека с заболеванием кожи; Кристиана (Кристиан Баерлейн) – прикованного к инвалидной коляске женатого мужчину. Фильм исследует образ и сексуальность тела, неуловимую связь между телом и душой сквозь призму инвалидности: физической и психологической. Награда: “Золотой медведь” на 68-м МКФ в Берлине (2018 год). 30 марта, 7.45 pm; 3 апреля, 6.00 pm.

Товарищ ребенок” (“The Little Comrade”, Эстония, 2018, 100 мин., на эстонском и русском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Мооника Сийметс. В ролях: Хелена Мария Рейснер, Тамбет Туйск, Эва Клемтс Юлия Ауг, Мария Авдюшко, Максим Демидов, Мария Кленская, Лембит Петерсон. Основанная на реальных событиях трагическая история шестилетней девочки, родители которой были репрессированы в 1950 году в Эстонии. В основе сюжета – взрослые поступки и эмоции, увиденные глазами ребенка. Еще одна картина с международным актерским составом, в котором выделяется всегда непредсказуемая и интересная Юлия Ауг. 31 марта, 5.15 pm; 2 апреля, 8.00 pm.

Что случилось с моей революцией” (“Whatever Happened To My Revolution”, Франция, 2018, 89 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Джудит Дэвис. В ролях: Джудит Дэвис, Малик Зиди, Клер Дюма, Симон Бакуше, Мелани Бостель, Надир Легран. Ироническая история о женщине, одержимой марксистскими идеями, – режиссерский дебют актрисы Джудит Дэвис, которая играет в картине главную роль. Ее Анжеле тяжело жить в капиталистическом обществе. Она создает кружок единомышленников, но разочаровывается в нем, ибо нет у единомышленников подлинных идей. А тут еще личные проблемы. Ее отец слишком стар, сестра – слишком буржуазна, парень – слишком прост, а мать оставила семью и переехала в деревню. Анжела не видела мать много лет и теперь ищет ее, надеясь найти ответы на многие вопросы… 30 марта, 4.45 pm; 1 апреля, 6.00 pm.

В числе фильмов четвертой недели – сатира на нравы современного спорта “Диамантино” (“Diamantino”, Португалия-Франция, режиссеры – Габриэль Абрантес и Даниэль Шмидт, Приз жюри на 71-м Каннском МКФ); молодежная драма с ирландскими народными мелодиями “Плавать, как бабочка” (“Float Like a Butterfly”, Ирландия, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Торонто, режиссер Кармел Уинтерс и дизайнер Тома Маккалим представляют фильм); романтическая сказка “Эмма Пеетерс” (“Emma Peeters”, Бельгия-Канада, режиссер – Николь Пало) о продавщице, мечтающей об актерской карьере… Интерес представляют две документальные работы: “Дух Баухауса“ (“Bauhaus Spirit: 100 Years of Bauhaus“, Германия, режиссеры – Нилс Болбринкер и Томас Тилш) – об истории знаменитой Высшей школы строительства и дизайна, существовавшей в Германии с 1919 по 1933 годы; “Молчание других“ (“The Silence of Others“, Испания-США, режиссеры – Роберт Бахар и Альмудена Карраседо) – расследование о палачах и жертвах гражданской войны в Испании и эпохи правления диктатора Франко. Исполнительные продюсеры “Молчания…“ – Педро Альмодовар и его младший брат Агустин. Фильм был удостоен премии “Гойя” за лучший документальный фильм 2019 года.

На закрытии фестиваля 4 апреля в 6.00 pm будет показана мелодрама “Столько, сколько нужно” (“As Needed”, Италия, 2018, 94 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Франческо Фалачи В главных ролях: Виничио Марчиони, Луиджи Феделе. Основные “ингредиенты” этой картины – юмор, настроение, вкусные блюда и красивые пейзажи. Всего понемногу, “столько, сколько нужно”… Знаменитый в прошлом шеф-повар (Виничио Марчиони) осужден за криминальное преступление. Суд назначает ему общественные работы в форме обучения кулинарии группы студентов с синдромом Аспергера. Один из студентов – талантливый парень по имени Гвидо (Луиджи Феделе). Он участвует в конкурсе на должность тосканского шеф-повара, а Артуро становится его наставником и помощником. На закрытии фестиваля фильм представляет режиссер. Картина демонстрируется также 29 марта в 4.00 pm. После сеанса 4 апреля в Gallery/Café состоится вечеринка, посвященная фестивалю.

Все фильмы фестиваля демонстрируются в помещении Центра кино по адресу: 164 North State Street Chicago, IL 60601. Справки и заказ билетов – по телефону 312-846-2600 или на сайте www.siskelfilmcenter.org.

Приятного просмотра!