Кэррингтон, Махантхаппа, Трифонов

Концерты 4-6 февраля в Чикагском симфоническом центре

Рудреш Махантхаппа. Фото - Эйтан Левитас
Рудреш Махантхаппа. Фото - Эйтан Левитас

4 февраля, 8.00 pm. В джазовой серии концертов — вечер Терри Лайн Кэррингтон с секстетом “Social Science” и трио “Герой” в составе: Рудреш Махантхаппа, альт-саксофон; Франсуа Мутен, контрабас; Руди Ройстон, ударные.

Лауреат премии “Грэмми”, профессор Музыкального колледжа Беркли, барабанщица Терри Лайн Кэррингтон — одно из самых ярких имен современной джазовой сцены. За почти четверть века музыкальной карьеры она выступала с Диззи Гиллеспи, Оскаром Питерсоном, Джо Уильямсом. На этот раз ее партнером выступает трио “Герой” во главе с альт-саксофонистом Рудрешем Махантхаппой. Вот что пишет о нем издание Jazz.ru: “Саксофонист и композитор Рудреш Махантхаппа — пионер индийско-американского джаза и выдающийся новатор, чьими экспериментами восхищается весь джазовый мир, лучший альт-саксофонист 2012 года по версии журнала Downbeat, обладатель одной из престижнейших наград США в области искусств — гранта фонда Гуггенхайма. Он родился в итальянском городе Триесте в семье иммигрантов из Индии, а вырос в Боулдере, штат Колорадо, где его отец преподавал в университете физику. Там же, в Боулдере, мальчик начал играть классику на флейте, в девять лет взял в руки альт-саксофон и понял, что дальше хочет заниматься только джазом. Он совершенствовался в университете Северного Техаса, затем — в колледже Беркли в Бостоне, брал частные уроки у таких мастеров саксофона, как Дейв Либман, Джо Ловано и Стив Коулман. Впрочем, слышнее всего в его игре, особенно в его характерном звуке, влияние еще одного великого саксофониста по фамилии Коулман — первопроходца фри-джаза Орнетта Коулмана. То, что играет Рудреш Махантхаппа, — это весьма искушенные современные джазовые композиции в стилистике, которую за неимением лучшего термина называют пока что словосочетанием “креативный мейнстрим”. Премудрости джазовой композиции Рудреш освоил в чикагском университете DePaul, где в середине девяностых получил звание магистра. И вот со всеми этими влияниями — Индия, Италия, Колорадо, Бостон и Чикаго, да еще и Орнетт Коулман в придачу — Рудреш Махантхаппа поселился в Нью-Йорке, где теперь постоянно выступает в ведущих джаз-клубах, записывается для Pi Recordings и преподает в New School университете. Открыв для себя использование саксофона в контексте традиционной карнатической (южноиндийской) музыки по записям великого индийца Кадри Гопалнатха, Рудреш в середине прошлого десятилетия много раз ездил в Индию играть с прославленным мастером, и с тех пор соединение наследия индийской музыки и джаза стало его главным творческим методом”.

Терри Лайн Кэррингтон и секстет “Social Science”. Фото - Дельфин Диалло
Терри Лайн Кэррингтон и секстет “Social Science”. Фото — Дельфин Диалло

5 февраля, 8.00 pm. Сольный фортепианный концерт пианиста Даниила Трифонова. В программе: фортепианный цикл “Сарказмы” С.Прокофьева, Третья соната К.Шимановского, сюита “Для фортепиано” К.Дебюсси, Третья соната И.Брамса.

В этом сезоне в Чикаго звучит много музыки Прокофьева. После двух фортепианных концертов американского периода композитора, которые мы слышали в октябре, — ранний цикл Прокофьева, написанный им в 1912-14 годах и впервые исполненный в Санкт-Петербурге в 1916. Судя по письму Прокофьева композитору Николаю Мясковскому от 29 мая 1915 года, отношение к фортепианному циклу было, мягко говоря, неоднозначным: “Я начал понемногу знакомить народ с моим последним опусом – Сарказмами. Народ хватается за голову: одни – чтобы заткнуть уши, другие – выразить восторг, третьи – пожалеть бедного автора, когда-то много обещавшего”. Позднее, в “Автобиографии”, задумываясь над происхождением “Сарказмов”, Прокофьев напишет: “Иногда мы зло смеемся над кем-нибудь или чем-нибудь, но когда всматриваемся, видим, как жалко и несчастно осмеянное нами; тогда нам становится не по себе, смех звучит в ушах, но теперь он смеется уже над нами”.

Даниила Трифонова я впервые услышал летом 2012 года на Музыкальном фестивале Равиния. Позади были Третье место и специальный приз за лучшее исполнение мазурки на Международном конкурсе пианистов имени Ф.Шопена в Варшаве (октябрь 2010 года), Первый приз, приз зрительских симпатий, приз за лучшее исполнение камерной музыки и приз за лучшее исполнение произведения Шопена на Международном конкурсе пианистов имени А.Рубинштейна в Тель-Авиве (май 2011 года), Гран-при, приз за лучшее выступление с камерным оркестром и приз зрительских симпатий на XIV Международном конкурсе пианистов имени П.Чайковского в Москве (июль 2011 года). В программе концерта были сочинения А.Скрябина, Н.Метнера, И.Стравинского-Г.Агости, К.Дебюсси, Ф.Шопена. Трифонов поразил не по годам серьезным подходом к исполняемым произведениям и абсолютной концентрацией на музыке. Тогда же я впервые взял интервью у музыканта.

Даниил Трифонов. Фото - courtesy Opus 3 Artists
Даниил Трифонов. Фото — courtesy Opus 3 Artists

С тех пор прошло почти десять лет. Даниил Трифонов давно и заслуженно входит в число самых блистательных пианистов современности. Он играет с лучшими оркестрами мира, активно выступает с сольными концертами. Великая Марта Аргерих сказала об игре Трифонова так: “В ней есть все и даже больше — от нежности до демонической стихии. Я никогда не слышала ничего подобного”. Из последних достижений музыканта отмечу три: премия “Грэмми” за лучший инструментальный соло-альбом (“Transcendental” с циклом “Трансцендентные этюды” Ф.Листа, 2018 год, Deutsche Grammophon); лучшая концертная запись года по версии Би-Би-Си (альбом “Destination Rachmaninov: Departure” со Вторым и Четвертым фортепианными концертами С.Рахманинова, Филадельфийский симфонический оркестр, дирижер —  Янник Незе-Сегин, 2019 год, Deutsche Grammophon); звание “Артист года” по версии журнала Musical America (2019 год). 8 октября 2021 года на студии Deutsche Grammophon вышел новый сольный альбом Трифонова “BACH: The Art of Life”.

Обратите внимание. Концерт Даниила Трифонова был перенесен с 12 ноября 2021 года в связи с травмой плеча пианиста. Билеты с датой “12 ноября” действительны на концерт 5 февраля. Никакого подтверждения не требуется.

6 февраля, 2.00 и 8.00 pm. В рамках мирового тура — концерт The FINAL FANTASY VII REMAKE Orchestra. Исполнитель — Shinra Symphony Orchestra. Дирижер — лауреат премии “Грэмми” Арни Рот. В концерте исполняется музыка японского композитора Масаси Хамаудзу, которую многие фанаты знают по играм компании Square Enix. Во время концерта мы увидим видеопроекции с фрагментами игр, созданными специально для данного тура. Концерт организован компанией AWR Music Productions. В анонсе говорится о “сенсационном мультимедийном представлении”.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.