“Глюки” Трейса Леттса

Премьера Steppenwolf Theatre

Постер к спектаклю “Глюки”
Постер к спектаклю “Глюки”

Сорок четвертый сезон чикагского “Степного волка“ (Steppenwolf Theatre) продолжается. 23 января в театре состоится премьера новой постановки одной из первых пьес члена труппы театра Трейси Леттса “Глюки” (“Bug”, я пользуюсь русским переводом названия с множественным числом). Режиссер – Дэвид Кромер. В ролях: Рэндолл Арни, Кэрри Кун, Намир Смолвуд, Дженнифер Энгстром, Стив Кей.

“Глюки” – психологический триллер, действие которого разворачивается в отеле маленького городка в Оклахоме. Официантка Агнес встречается с эксцентричным бродягой по имени Питер и пытается забыть страхи прошлого. Но прошлое напоминает о себе в лице недавно вышедшего из тюрьмы бывшего мужа…

Газета New York Times назвала пьесу Леттса непристойно захватывающей: “Глюки“ обладают тонкостью и уверенностью композиции, что свидетельствует о мастерстве высшего пилотажа”.

Актер, драматург, сценарист Трейси Леттс – единственный в мире лауреат Пулитцеровской премии за драматургию и премии “Тони” за актерскую работу – родился и вырос в Оклахоме. В двадцать лет переехал в Чикаго. В Steppenwolf Theatre с 2002 года. Из актерских работ Леттса можно выделить роли книгоиздателя Роберта в спектакле Рика Снайдера “Предательство” по пьесе Г.Пинтера (сезон 2006-07 годов), Джорджа в спектакле Пэма Маккинона “Кто боится Вирджинии Вульф?” по пьесе Э.Олби (сезон 2010-2011 годов, премия “Тони”), Фитца в спектакле Эми Мортон “Пенелопа” по пьесе Э.Уолш (сезон 2011-2012 годов). Гораздо больше актерских работ известна драматургия Леттса. На сцене Steppenwolf Theatre шли семь его пьес: пять были мировыми премьерами, пьеса “Август: графство Осейдж” стала событием общенационального масштаба. Мировая премьера состоялась в Steppenwolf Theatre в сезоне 2007-08 годов. Пьеса была удостоена Пулитцеровской премии в категории “Драматургия” за лучшую пьесу 2007 года, а спектакль, поставленный по этой пьесе нынешним художественным руководителем Анной Шапиро, получил пять премий “Тони” (спектакль выставлялся в восьми номинациях), включая две главные – за лучшие спектакль и постановку. С “Августом…” театр побывал на гастролях на Бродвее и в Лондоне, провел сороканедельный тур по городам США. На основе пьесы был снят фильм с Мерил Стрип и Джулией Робертс в главных ролях.

В Steppenwolf Theatre – несколько небольших репетиционных комнат. Каждая из них названа в честь какого-то спектакля. Интервью с бывшей руководительницей театра, покойной ныне Мартой Лейви я проводил в одной из них. Она называется “Август: графство Осейдж”.

В Steppenwolf Theatre состоялись мировые премьеры пьес Леттса “Человек из Небраски” (“Man from Nebraska”, сезон 2003-04 годов, номинация на Пулитцеровскую премию), “Superior Donuts” (сезон 2008-09 годов, премьера на Бродвее – 2009 год). В сезоне 2015-16 годов в театре поставили пьесу Леттса “Мэри Пейдж Марлоу” (“Mary Page Marlowe“), главной героиней которой стала обычная женщина со всеми ее сложностями, проблемами, ошибками; в сезоне 2017-18 годов – “Линду Висту“ (“Linda Vista“), где главным героем стал мужчина средних лет, полный сомнений и рефлексий, и политическую сатиру “Минуты” (“The Minutes“). После премьеры в Чикаго спектакль “Линда Виста“ успешно сыграли на Бродвее в помещении 2nd Stage’s Hayes Theatre, а “Минуты” с 25 февраля 2020 года пойдут на сцене бродвейского Cort Theatre.

Среди других пьес Леттса – “Убийца Джо” (“Killer Joe”, 1993 год, постановки на сцене Next Theatre в Эванстоне – пригороде Чикаго, а также в Нью-Йорке и Лондоне). В сезоне 2011-12 годов Steppenwolf Theatre представил новую постановку чеховских “Трех сестер” в адаптации Леттса.

Трейси Леттс. Фото - Джим Ланинг
Трейси Леттс. Фото — Джим Ланинг

В общем, в родном театре Леттса не обижают, но вот “Глюков” еще не было. Премьера спектакля по этой пьесе состоялась в 1996 году в Gate Theatre (Лондон). Впервые в Чикаго “Глюков” поставили в Red Orchid Theatre в 2001 году. Режиссером был Декстер Баллард, исполнителем главной роли – Майкл Шеннон. Леттс написал эту роль специально для него. Спустя два года, в сезоне 2003-04 годов, Баллард предложил новую версию “Глюков” в Barrow Street Theater (Нью-Йорк). Спектакль имел большой успех, режиссер получил за него престижную награду – “2004 Lucille Lortel Award for Outstanding Direction Off-Broadway“. Новую постановку “Глюков” представил Retwist Theatre (Чикаго) в сезоне 2010-11 годов (режиссер – Кимберли Синьор).

В 2005 году известный своей любовью к триллерам “изгоняющий дьявола” (самый известный фильм режиссера с таким названием вышел на экраны в 1973 году) Уильям Фридкин обратился к Трейси Леттсу с просьбой переделать пьесу в сценарий. Вышедший в 2006 году фильм “Глюки” с Майклом Шенноном и Эшли Джадд в главных ролях получил премию ФИПРЕССИ на 59-м Каннском МКФ. (9 января в 8.00 pm эта картина будет демонстрироваться в чикагском кинотеатре Music Box. После сеанса состоится встреча с Майклом Шенноном.)

В 2011 году Фридкин снова обратился к творчеству Леттса, экранизировав его “Убийцу Джо”. Главную роль исполнил Мэтью Макконахи.

В последние годы Леттс все больше появляется в телевизионных сериалах. Самым известным стал сериал “Родина” (“Homeland”, канал Showtime), где он играет роль директора ЦРУ Эндрю Локхарта. На вопрос, как взаимодействуют между собой актерская и драматургическая стороны творчества Леттса, он отвечает: “Эми Мортон (актриса Steppenwolf Theatre, играла Марту в “Кто боится Вирджинии Вульф?”) называет это севооборотом. Актерство заряжает литературную сторону моего мозга, а литература активизирует его актерскую часть… В “Родине” я играл “мудака в костюме”, после чего все хотят, чтобы все мои дальнейшие роли были связаны с этим типажом”. В сериале HBO “Развод” (“Divorce”) Леттс играет с Сарой Джессикой Паркер. Его ответ о характере своего персонажа я привожу без перевода: “Asshole in a suit”. В прошлом году вышли два новых фильма с участием Леттса: “Любовники” (“The Lovers”) Азазеля Джейкобса (его “любовница” – Дебра Уингер) и “Леди птичка” (“Lady Bird”) Греты Гервиг (он играет вместе с Сиршей Ронан и Лори Меткалф).

Исполнительница главной роли Кэрри Кун родилась и выросла в Огайо. Училась в University of Mount Union (Альянс, Огайо) и университете Висконсина в Мэдисоне. С 2006 по 2010 годы жила в Мэдисоне, играла во многих театрах страны. В 2010 году переехала в Чикаго. Говоря о ней, все вспоминают спектакль “Кто боится Вирджинии Вульф?” в Steppenwolf Theatre (сезон 2010-11 годов). Актриса играла Хани в Чикаго и на гастролях театра на Бродвее. Спектакль действительно получился выдающимся, актрису узнали далеко за пределами Чикаго, плюс на этом спектакле произошла встреча Кэрри с Трейси Леттсом. Актриса признается: “Спектакль перевернул мою жизнь. Мне исполнилось тридцать лет. Я влюбилась. Я получила первую номинацию на “Тони”. Я стала лучше понимать актерскую профессию. У меня появился муж”. В 2013 году Кэрри Кун вышла замуж за Трейси Леттса. “Мэри Пейдж Марлоу” – их первая совместная семейная работа. В Чикаго Кэрри Кун играла еще в нескольких значимых спектаклях. Среди них: “Бронте” (“Bronte”) в Remy Bumppo Theatre (сезон 2007-08 годов) – актриса играла роль писательницы Эмили Бронте, “Магнолия” (“Magnolia”) в Goodman Theatre (сезон 2008-09 годов), “Отражения, или Истинное” (“The Real Thing”) в Writers Theatre (сезон 2011-12 годов). Кэрри говорит: “Трейси и я отчаянно цепляемся за Чикаго. Одно из проклятий нашей работы – приходится проводить много времени врозь. Мы просто смакуем, бывая в Чикаго вместе”.

В активе Кун – главные роли в фильме Дэвида Финчера “Исчезнувшая” (“Gone Girl”, 2014) и в сериале “Оставленные” (“The Leftovers”) на канале HBO. За эту работу она получила премию “Выбор телевизионных критиков”.

Кэрри Кун. Фото предоставлено пресс-службой Steppenwolf Theatre
Кэрри Кун. Фото предоставлено пресс-службой Steppenwolf Theatre10

В интервью театральному критику газеты Chicago Tribune Крису Джонсу трехлетней давности Кэрри Кун откровенно рассказала о своем положении: “Мне – тридцать пять. Это примерно, как сорок пять для мужчины. Я нахожусь где-то на десятом месте в списке актрис Голливуда моего возраста. Это значит, что если фильм хороший, первые номера в списке скорее всего скажут “Да”. Но если Джессика Честейн и Рейчел Макадамс скажут “Нет”, то, возможно, я получу возможность прочитать сценарий… Большинство из того, что меня просят сделать в кино, мне не очень интересно, и я не собираюсь делать все эти сумасшедшие вещи, чтобы “улучшить” себя. Театр в этом плане более терпим. С другой стороны, в кино время от времени находится режиссер, который приглашает меня, и я играю в малобюджетном фильме. Не за деньги, а потому, что мне это нравится. А играть жен второстепенных персонажей в “большом кино” мне не нравится”.

За последние три года Кэрри Кун сыграла главные роли в третьем сезоне сериала “Фарго” (“Fargo”, 2017) и втором сезоне сериала “Грешница” (“The Sinner”, 2018). Из последних киноработ актрисы отмечу роли Морган Хантер в фильме Джонатана и Джоша Бейкеров “Кин” (“Kin”, 2018) и Аманды Нанн в фильме Стивена Маккуина “Вдовы” (“Widows”, 2018).

В 2018 году у Кун и Леттса родился сын. С января 2019 года актриса вошла в труппу Steppenwolf Theatre. Последний раз в Чикаго актриса выступала четыре года назад в спектакле “Мэри Пейдж Марлоу”. Кун сыграла главную героиню в двух эпизодах, когда Мэри Пейдж было двадцать семь и тридцать шесть лет.

Ветеран Steppenwolf Рэндолл Арни был художественным руководителем театра с 1987 по 1995 годы. В прошлом сезоне он поставил в театре “Настоящий Запад” (“True West”) – новую, после тридцати семи лет, версию легендарного спектакля 1982 года Гэри Синиза с Джеффом Перри в роли Ли и Джоном Малковичем в роли Остина. Главные роли в версии 2019 года исполнили звезды нового поколения Джон Майкл Хилл и Намир Смолвуд. В “Глюках” Арни и Смолвуд снова встретятся вместе, на этот раз – как партнеры на сцене.

Актер и режиссер Дэвид Кромер родился и вырос в Скоки (ближайший пригород Чикаго). Работал в чикагских театрах, приобрел известность своими бродвейскими постановками. Сейчас живет в Нью-Йорке. Из его последних спектаклей в Чикаго отмечу инсценировку пьесы Т.Уильямса “Сладкоголосая птица юности” (“Sweet Bird of Youth”) в Goodman Theatre (сезон 2012-13 годов) и мюзикл “Почти нормальная семья“ (“Next To Normal”, я пользуюсь переводом композитора Александра Журбина) в Writers Theatre (сезон 2018-19 годов, седьмая постановка режиссера в этом театре). Лауреат премий “Тони” и Drama Desk, трех премий “Оби“, четырех премий “Джефф”.

Nota bene! Спектакль “Глюки” идет с 23 января до 8 марта в помещении Steppenwolf Theatre (Downstairs Theatre) по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2019-20 годов – по телефону 312-335-1650, на сайте http://www.steppenwolf.org/ или в кассе театра. Для групп в десять человек и больше (Group Tickets) предусмотрены скидки. Справки – по телефону 312-932-2422 или по электронному адресу groups@steppenwolf.org.