Диагноз – “белая болезнь”

Премьера в Trap Door Theatre

Сцена из спектакля “Белая болезнь”. Фото - Крис Попио
Сцена из спектакля “Белая болезнь”. Фото - Крис Попио

В разгаре двадцать шестой сезон чикагской “Ловушки” (Trap Door Theatre). С 5 декабря в театре идет спектакль “Белая болезнь” (“The White Plague”) по одноименной пьесе Карела Чапека (перевод – Петер Маджер и Кэти Портер). Режиссер – Николь Виснер. В ролях: Деннис Бисто, Марзена Буковска, Дэвид Лавджой, Майкл Меджей, Кейт Сарни, Эмили Никелсон, Венис Эверихарт, Майкл Меджа, Робин Минкенс.

Пьесу “Белая болезнь” чешский писатель и драматург Карел Чапек написал в 1936 году. Через год в Чехословакии состоялась первая постановка. Спектакль получился яркий, сатирический, с элементами гротеска и фантастики. Этого требовал сюжет. На пороге мировой войны от таинственной чумы начинают умирать люди старше сорока пяти лет. Молодой доктор находит лекарство от болезни, но какую цену он запросит за лечение?.. Убежденный антифашист, Чапек видел угрозы, исходящие от нацистской Германии. Политику страны он называл “животной доктриной расизма”. В своей книге “Карел Чапек – фантаст и сатирик” писатель С.Никольский рассказывает: “В драме “Белая болезнь” едва ли не впервые у Чапека противостоят друг другу два начала, две полярные силы, одной из которых безраздельно принадлежат все симпатии автора. Если военный диктатор Маршал символизирует агрессию и смерть, то врач-исцелитель Гален олицетворяет борьбу за жизнь и за мир. Утверждение борьбы было тем новым, что появилось теперь в творчестве Чапека. Правда, поединок Галена с Маршалом скорее является символом борьбы, как символом неблагополучия в современном мире служит фантастическая белая болезнь. Но знаменательна моральная победа Галена. Когда по пьесе снимался фильм, Чапек переделал финал, введя образ врача Мартина, духовного преемника Галена. Лекарство от белой болезни было передано народу маленькой страны, противостоящей агрессии. Хотя пьеса Чапека, как и большинство его произведений, имеет обобщающий смысл, образ агрессивного государства, возглавляемого Маршалом, намеренно сближен автором с действительностью фашистской Германии. Посол гитлеровского рейха в Чехословакии потребовал даже замены фамилии барона Крюга, слишком прозрачно напоминавшей немецкое “der Krieg” – “война”, на фамилию Крупна (в сценическом варианте имя Крюга было переделано на скандинавское Олаф Крог). Правительственные круги Чехословакии также опасались неблагоприятного отклика в Германии. Премьере предшествовали попытки заставить театр отказаться от постановки полностью подготовленного спектакля. Пьеса действительно прозвучала как обвинение политики гитлеровской Германии… Пьеса “Белая болезнь” была важным звеном в идейно-философской эволюции Чапека. Ее появлению предшествовал роман “Война с саламандрами” – панорамная и многоплановая политическая сатира, в которой писатель сказал “нет” многим тенденциям современной общественной и международной жизни. Образ бесчеловечной цивилизации саламандр выступал в романе как аллегория современного империализма, как гротескное подобие фашистской практики. В “Белой болезни” Чапек повторяет это “нет”, уже не ограничиваясь моральным отрицанием зла, но и утверждая идею борьбы против темных сил”.

Сцена из спектакля “Белая болезнь”. Фото - Крис Попио
Сцена из спектакля “Белая болезнь”. Фото — Крис Попио

После премьеры спектакля “Белая болезнь” Макс Брод предсказал Чапеку, что его пьеса пойдет по всему миру, а Томас Манн послал писателю письмо с благодарностью. Спустя несколько месяцев после чешской премьеры свою версию пьесы представили в Лондоне и Палестине. Премьера в театре Габима (Тель-Авив) состоялась 28 сентября 1938 года – ровно за день до позорного мюнхенского сговора, по которому Германия аннексирует (читай – оккупирует) Судетские территории. Сказали бы Чапеку в далеком 1937 году, что спустя восемьдесят лет пьеса не потеряет актуальности и перестанет восприниматься как фантастическая, и он бы, полагаю, сильно удивился…

Чапек не застал ужасов Второй мировой войны. Ему хватило мюнхенского сговора. Сохранилось прямое свидетельство врача, лечившего Чапека, о том, что “на его душевном и физическом состоянии неблагоприятно сказались события осени 1938 года”. Чапек умер 25 декабря 1938 года в возрасте сорока восьми лет. В марте 1939 года Германия оккупировала Чехословакию, и гестаповцы ворвались в дом к Чапеку (через три месяца после смерти писателя). Вместо писателя они арестовали его брата Йозефа. Семь лет (!) он провел в концлагере Берген-Бельзен, заболел тифом и умер в апреле 1945 года. Архив писателя спрятала его вдова Ольга Шайнпфлюгова в семейном доме в селе Стара-Гуть. Архив нашли после войны.

Сцена из спектакля “Белая болезнь”. Фото - Крис Попио
Сцена из спектакля “Белая болезнь”. Фото — Крис Попио

Режиссер спектакля – Николь Виснер. Ведущая актриса театра с 1999 года и с недавнего времени – директор (Managing Director), Николь в последнее время все больше склоняется к режиссуре. Среди ее постановок – “Сказочная жизнь русских девушек” по пьесе Мег Мирошник и “Минна” по пьесе Говарда Баркера.

Виснер – лауреат премии “Джефф” за лучшую женскую роль в спектакле “Президентши” по пьесе Вернера Шваба (сезон 2012-13 годов). Среди ее лучших актерских работ – роли в спектаклях “Горькие слезы Петры фон Кант”, “Нана”, “OVERWEIGHT; unimportant: MISSHAPE”, “Сияющий город” (Goodman Theatre, режиссер – Роберт Фоллс), “Dublin Carol” (Steppenwolf Theatre, режиссер – Эми Мортон), “Great Men of Science” (Lookingglass Theatre, режиссер – Трейси Леттс).

В сезоне Trap Door Theatre 2019-20 годов – еще два спектакля.

“Lipstick Lobotomy” по пьесе Кристы Найт в постановке Кейт Хендриксон с Энн Сонневилл в главной роли (13 февраля – 20 марта 2020 года);

“Водяная курочка” (“The Water Hen”) по пьесе Станислава Виткевича в постановке режиссера Maladype Theatre (Будапешт, Венгрия) Золтана Балаша с Деннисом Бисто и Николь Виснер в главных ролях (7 мая – 13 июня 2020 года). Это – еще одна, новая (и тоже европейская) версия “Водяной курочки”. В сезоне 2013-14 годов мы видели спектакль по этой пьесе актера Анджея Джика из Театра имени С.Виткевича (Закопане, Польша).

Сцена из спектакля “Белая болезнь”. Фото - Крис Попио
Сцена из спектакля “Белая болезнь”. Фото — Крис Попио

Nota bene! Спектакль “Белая болезнь” идет до 11 января 2020 года в помещении The Trap Door Theatre по адресу: 1655 West Cortland Avenue, Chicago, IL 60622. Билеты – $20 в четверг и пятницу, $25 – в субботу. В четверг два билета продаются по цене одного. Справки и заказ билетов по телефону 773-384-0494, по электронной почте boxofficetrapdoor@gmail.com (Nora Ulrey) и на сайте театра www.trapdoortheatre.com. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.