Court Theatre: Шекспир, Ибсен, Уилсон

Новый сезон театра

Хаон Кросс в спектакле “Женщина с моря”. Фото - Майкл Бросилоу
Хаон Кросс в спектакле “Женщина с моря”. Фото - Майкл Бросилоу

Осенью театры Чикаго планируют вернуться к нормальной жизни и от формата онлайн перейти к живому общению со зрителями. Один из лучших театров города Court Theatre (художественный руководитель – Чарльз Ньюэлл, исполнительный директор – Анхел Исагирре, www.courttheatre.org) объявил планы на новый, шестьдесят шестой сезон 2021-22 годов. Он станет сезоном новой интерпретации классики.

17 октября – 21 ноября 2021 года. “Отелло” (“The Tragedy Of Othello, The Moor Of Venice”) по трагедии У.Шекспира. Авторы новой инсценировки и режиссеры – Чарльз Ньюэлл и Габриэль Рандл-Бент. В главной роли – Кельвин Ростон-младший, игравший в театре в спектаклях “Царь Эдип” и “Король Хедли II”. Новая инсценировка бессмертной шекспировской трагедии обещает быть интересной. Отелло – благородный генерал, муж, ученый и путешественник – борется за свою жизнь, право на любовь и положение в обществе. Чарльз Ньюэлл говорит, что его интересовало, как по личным, расовым и политическим признакам строится идентичность человека. Желающие смогут посмотреть спектакль онлайн.

За “Отелло” брался в Чикаго только Шекспировский театр, за последние десять лет – дважды. Я помню постановку в стиле хип-хоп сезона 2012-13 годов, созданную братьями Кю (Q Brothers). Спектакль представлял американское театральное искусство на Всемирной театральной Олимпиаде в Лондоне в мае 2012 года. Яркий спектакль захватывал энергией, “драйвом”, талантом актеров. Совсем другим был “Отелло” сезона 2015-16 годов. Английский режиссер Джонатан Манби перенес действие спектакля на военную базу США. В трактовке режиссера главный антигерой спектакля Яго запускает механизмы ненависти и предательства, плетет интриги, сталкивает людей. Отелло и Дездемона у Манби превращаются в послушные орудия манипулятора. Перенос центра тяжести с Отелло и Дездемоны на злодея Яго заставил режиссера основательно сократить текст. Манби убрал несколько заметных сцен с Отелло, оставив нетронутыми монологи Яго.

Кельвин Ростон-младший. Фото - Joe Mazza Bravel Lux
Кельвин Ростон-младший. Фото — Joe Mazza Bravel Lux

13 февраля – 6 марта 2022 года. “Женщина с моря” (другое название – “Дочь моря”, “The Lady From the Sea”) по пьесе Г.Ибсена в новом переводе Р.Нелсона. Режиссер – Шана Купер. В главной роли – Хаон Кросс. Ибсен сегодня так же актуален, как и сто лет назад. Его пьеса “Женщина с моря”, рассматривающая вопросы долга, брака и свободы воли, является замечательным образцом феминистской повестки XXI века. Что важнее – нравственный долг или любовь, семья или свобода? Такой поначалу невозможный выбор предстоит сделать главной героине, загадочной и романтической Эллиде. Хаон Кросс, запомнившаяся мне по спектаклям “Photograph 51” и “The Hard Problem”, возвращается в театр с новой бенефисной ролью.

В последние годы театры Чикаго все чаще стали обращаться к драматургии Ибсена. Вспомним лишь два спектакля. В сезоне 2017-18 годов Роберт Фоллс представил в Goodman Theatre новую постановку пьесы Ибсена “Враг народа“. В ней речь идет не столько о внутреннем мире героев, сколько о противостоянии яркой личности консервативному обществу – тому самому агрессивно-послушному большинству, которое правит бал в сегодняшнем мире. Прозорливый Ибсен в конце XIX века назвал одну из болезней общества – нетерпимость большинства к мнению одиночки. Автор и вслед за ним режиссер не скрывают своих симпатий к герою. Они восхищены несгибаемостью доктора Стокмана, который приходит к выводу, что “самый сильный человек на свете – тот, кто наиболее одинок”.

В сезоне 2019-20 годов один из интереснейших театров Чикаго TUTA Theatre показал “Гедду Габлер” Ибсена в инсценировке и постановке художественного руководителя Жаклин Стоун. Ей удалось создать абсолютно современный мир, в котором текст Ибсена сосуществовал с музыкой, а песни становились не только участниками, но и движущей силой сюжета. Во времена стремительно меняющихся социальных парадигм пьеса великого норвежского драматурга прозвучала как никогда актуально.

23 мая – 12 июня 2022 года. “Два поезда” (“Two Trains Running”) по пьесе Огаста Уилсона. Режиссер – Рон О Джей Парсон.

1969 год. Движение за гражданские права шагает по Питтсбургу. Люди ежедневно собираются в закусочной Мемфиса Ли, чтобы посплетничать о соседях, поговорить о преступности и нищете, помечтать о будущем. Мемфис должен решить, может ли он позволить правительству перестроить здание или лучше продать его лицемерному бизнесмену… “Есть только два поезда: поезд жизни и поезд смерти. Каждый из нас пользуется двумя”, – написал Огаст Уилсон. В пьесе “Два поезда” драматург имел в виду поезда ассимиляции и сепаратизма. В своей пьесе драматург говорит о силе предрассудков и трудностях перехода к настоящему равноправию…

Рон О Джей Парсон. Фото - Joe Mazza Bravel Lux
Рон О Джей Парсон. Фото — Joe Mazza Bravel Lux

“Два поезда” – седьмая пьеса Уилсона из “Цикла XX века” (другое название – “Питтсбургский цикл”), включающего в себя десять произведений. Каждое из них посвящено одному десятилетию двадцатого века. В этих пьесах речь идет о различных аспектах жизни афроамериканской общины США. Goodman Theatre был первым в мире театром, поставившим все десять пьес драматурга. Первая пьеса цикла шла в театре в 1986 году, последняя – в 2007. За “Цикл XX века” Уилсон получил две Пулитцеровские премии в категории “Лучшее произведение драматического театра” : в 1987 (“Ограды”) и 1990 (“Урок игры на фортепиано”) годах. За пьесу “Два поезда” Уилсон был удостоен премии “Тони” в этой категории.

Чарльз Ньюэлл признается: “Классические пьесы продолжают звучать современно и говорить с нами на сегодняшнем языке. Наш новый сезон исследует темы расы, пола и общественной деятельности в то время, когда они снова являются актуальными. После более чем годичного перерыва мне не терпится снова поприветствовать публику в нашем зале Abelson Auditorium”.

Court Theatre был создан в 1955 году как любительский театр при Чикагском университете. В 1971 году режиссером стал профессор университета Николас Рудалл. Он положил начало традиции театра по переводу и адаптации классических произведений для современной аудитории. В 1975 году Court Theatre стал профессиональным, в 1981 году у театра появился уютный зал (Abelson Auditorium) на двести пятьдесят одно место, в 1983 году театр превратился в независимую некоммерческую организацию. С 1994 года художественным руководителем театра является Чарльз Ньюэлл. В 2013 году на базе Court Theatre образовался Центр классического театра.

Nota bene! Абонементы на новый сезон Court Theatre – по телефону 773-753-4472 и на сайте www.courttheatre.org. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра. Одиночные билеты на спектакли нового сезона поступят в продажу позднее.