ЧСО. Эпоха Риккардо Мути

Часть III. “Нельзя мириться с рутиной”

Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг
Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг

С сентября 2010 по июнь 2023 года десятым музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) был маэстро Риккардо Мути. С 1 сентября 2023 года он становится почетным пожизненным дирижером-лауреатом (Music Director Emeritus for Life). Маэстро откроет в Чикаго новый, сто тридцать третий сезон 2023-24 годов, проведет с ЧСО две недели в сентябре, потом с ЧСО двумя концертами откроет новый сезон в Карнеги-холл (4 и 5 октября) и в январе 2024 года отправится с оркестром в трехнедельное европейское турне (64-ое международное и первое для ЧСО турне с 2020 года). В числе стран — Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Австрия, Италия. В новой роли дирижера-лауреата Риккардо Мути проведет с ЧСО шесть (!) недель в сезоне 2024-25 годов: четыре — в Чикаго, две — в туре, подробности которого пока не сообщаются. В дальнейшем маэстро также будет возвращаться в Чикаго. Количество концертов пока обсуждается.

Cамое главное — мы НЕ прощаемся с маэстро. “Любовный роман” Риккардо Мути с ЧСО продолжается!

В прошлых выпусках моего цикла “ЧСО. Эпоха Риккардо Мути” я рассказал о том, с чего начиналось сотрудничество дирижера с оркестром и какими были их тринадцать совместных сезонов. За эти годы Риккардо Мути провел с ЧСО восемь европейских туров. Среди стран и городов, которые посетил оркестр, — Австрия (Вена, Зальцбург), Швейцария (Люцерн, Женева), Великобритания (Лондон), Франция (Париж), Германия (Берлин, Гамбург, Баден-Баден, Франкфурт), Италия (Рим, Неаполь, Милан, Брешиа, Равенна, Турин, Верона; в 2007 году ЧСО гастролировал в Италии впервые за более чем двадцать пять лет), Люксембург, Польша (Варшава; первый в истории концерт ЧСО состоялся в октябре 2014 года), Дания (Ольборг), Россия (Москва, Санкт-Петербург). В январе 2020 года в Musikverein ЧСО с Риккардо Мути исполнил Реквием Дж.Верди. Концерт был посвящен стопятидесятилетию со дня основания прославленного концертного зала Вены.

ЧСО под управлением Риккардо Мути побывал на Канарских островах, в Мексике (Мехико, Гуанахуато; первый в истории ЧСО тур состоялся в октябре 2012 года), Канаде (Торонто), Японии (Токио, Осака), Китае (Пекин, Шанхай), Тайване (Тайбэй), Южной Корее (Сеул).

ЧСО под управлением Риккардо Мути часто гастролировал по городам США. Среди них — Майами, Нейплс, Уэст-Палм-Бич (Флорида), Чапел-Хилл (Северная Каролина), Канзас-сити (Миссури), города Калифорнии (Беркли, Коста-Меса, Сан-Диего, Палм-Дезерт, Санта-Барбара, Лос-Анджелес), Нью-Йорк.

Риккардо Мути выступал в церквах и школах, каждый сезон, начиная с 2010 года, посещал центры ювенальной юстиции, встречался с представителями общественных организаций. Сезон 2011-12 годов начался с концерта в Apostolic Church of God (пригород Чикаго Woodlawn), который посетили около шести тысяч человек. Еще один концерт в этой церкви состоялся в октябре 2016 года. ЧСО с Риккардо Мути выступали в Morton East High School в городе Сисеро (18 сентября 2013 года), Lane Tech College Prep High School (Чикаго, 15 ноября 2017 года и 24 сентября 2019 года). Начиная с марта 2017 года, ЧСО с Риккардо Мути ежегодно выступал в Edman Memorial Chapel (Wheaton College в пригороде Чикаго Wheaton). Все концерты в школах и церквах были бесплатными. Лейтмотивом всех выступлений маэстро был призыв посещать концерты и поддерживать ЧСО — “настоящую жемчужину Чикаго”.

Риккардо Мути на репетиции Civic Orchestra. Чикаго, 30 апреля 2017 года. Фото - Тодд Розенберг
Риккардо Мути на репетиции Civic Orchestra. Чикаго, 30 апреля 2017 года. Фото — Тодд Розенберг

19 июня 2013 года ЧСО и маэстро Мути присоединились к всеобщему ликованию по случаю победы хоккейной команды Chicago Blackhawks, записав видео на песню “Chelsea Dagger” шотландской группы Fratellis. В течение многих лет эта песня звучит на стадионе United Center всякий раз, когда команда забивает гол.

Приезд Риккардо Мути открыл новую страницу в славной истории ЧСО. Начиная с первой репетиции, между дирижером и оркестром установились дружеские взаимоотношения. Итальянский темперамент, помноженный на острый ум и чувство юмора, нашли в Чикаго благодатную почву. Даже замечания он облекает в такую яркую форму, что не прислушаться к ним просто невозможно. “Весь мир знает, что вы — самый мощный оркестр в мире. Теперь давайте покажем миру, что вы можете звучать мягче всех”, — говорил дирижер оркестру на репетиции увертюры к опере Джузеппе Верди “Сила судьбы”. А в начальных тактах Второй сюиты из балета Мануэля де Фальи “Треуголка” дирижер остановил оркестр со словами: “Вы звучите так, как будто слишком плотно пообедали. Даже для испанской музыки это слишком. Испанцы, конечно, ленивый народ, но не до такой же степени?!”

На одном из первых концертов между второй и третьей частями Шестой (“Патетической”) симфонии П.Чайковского раздались аплодисменты, музыкальная последовательность Симфонии была прервана. Маэстро Мути остановил оркестр и обратился к аудитории со следующими словами: “Когда вы приходите на концерт слушать музыку, пытайтесь идти за ней. В Шестой симфонии есть своя музыкальная логика: от радости к трагедии, от веселья к траурному финалу, полному отчаяния и разочарования. Когда Чайковский писал Шестую симфонию, он знал, что она станет его последним произведением”. Некоторая часть публики, возможно, посчитала слова Мути оскорбительными, однако это стало хорошим уроком для слушателей, и Финал — лирическая исповедь Чайковского — слушался залом на одном дыхании. Кстати, впоследствии на концертах ЧСО я почти не слышал аплодисментов между частями одного музыкального произведения.

Особые отношения связывают маэстро Мути с Джузеппе Верди. Вот несколько из его цитат: “Я считаю, что Верди, как и Моцарт, — композитор будущего. Верди рассказывает нам о нашей любви, зависти, желаниях, слабостях. Мир Верди отличается от мира Глюка или метафизического, идеологического мира супергероев Вагнера. Верди актуален сегодня и останется актуален через пятьдесят лет… Верди начал с bel canto и менялся постепенно. Его “Дон Карлос” или “Бал-маскарад” поются иначе, чем ранние оперы. Что значит tenore Verdiano, soprano Verdiano? Фентон в “Фальстафе” не имеет ничего общего с Риккардо в “Бале-маскараде”, с Форесто в “Аттиле” или с тенором в “Набукко”. Эти оперы требуют разных голосов. Неверно считать, что tenore Verdiano означает особый вердиевский голос, потому что каждая опера требует особого голоса… Верди остается одним из тех композиторов, с которыми я не расстаюсь всю жизнь. Я начал свою карьеру оперного дирижера в 1969 году с “Разбойников” Верди на флорентийском музыкальном фестивале “Maggio Musicale Fiorentino”. Я интересовался не только популярными операми Верди, но и Verdi minore, то есть теми операми, которые не рассматривались оперными театрами. Среди них была опера “Аттила”. Я дирижировал этой оперой первый раз во Флоренции в 1972 году с Николаем Гяуровым в партии Аттилы и Лейлой Генсер в партии Одабеллы. У меня сохранились прекрасные воспоминания об этой работе. Хотя к тому времени Лейла уже была немолода, она пела с таким “стальным железом” в голосе, который необходим для Одабеллы. Голос Гяурова звучал как орган. Я никогда не забуду его голос в этих спектаклях…”.

Риккардо Мути. За кулисами. Фото - Тодд Розенберг
Риккардо Мути. За кулисами. Фото — Тодд Розенберг

Риккардо Мути артистичен, изыскан, требователен и строг во всем, что касается работы. Он готов часами сидеть над одной музыкальной фразой, добиваясь совершенства. Иногда его называют тираном, но это не так. “В моем возрасте мне уже не нужно бороться за власть или успех. Я просто хочу профессионально заниматься любимым делом”, — подчеркивает маэстро. Дирижирует он по-разному: иногда довольствуясь лаконичными жестами, иногда широко, энергично, приседая за пультом и наклоняясь к музыкантам. Он называет себя дирижером “старой школы”: сам готовит партии с солистами, не жалея времени на отделку мельчайших фраз, пока не добьется стилистической точности. Он является одним из главных популяризаторов музыки, часто выступает в университетах и по телевидению с лекциями. Он доводит публику до гомерического хохота ироничными пересказами и комментариями старинных либретто, а попутно в доступной форме разъясняет проблемы стиля и драматургии классических произведений.

Риккардо Мути — очень самокритичный человек. Он говорит: “Я всегда себя критикую и всегда недоволен своей работой. Меня удивляют ответы моих коллег на вопрос: “Что вы чувствуете на подиуме?” Они отвечают: “Счастье”. Для меня всю жизнь дирижирование было огромной ответственностью. Одно дело — думать и планировать что-то, и совсем другое — реализовывать свои замыслы и планы… Каждый раз, когда заканчивается концерт, я знаю все, что не было сделано. Но в целом, несмотря на мое отношение к себе, я стараюсь быть открытым и щедрым. Я всегда готов похвалить коллег, певцов, но не себя. Когда Сару Бернар спросили, каких артистов она ищет для своей труппы, она ответила: “Людей, которые никогда не удовлетворены”. Еще одна цитата из Мути: “Рутина всегда злит. Когда на репетициях с некоторыми оркестрами все превращается в рутину, у меня кровь начинает кипеть. Я чувствую это на физическом уровне. Нельзя мириться с рутиной”.

Гордость Италии, один из самых выдающихся дирижеров современности Риккардо Мути родился в Неаполе 28 июля 1941 года. Отец — врач и музыкант-любитель. Мать — певица. В семье рождались только мальчики: Риккардо был одним из пяти, и только он стал профессиональным музыкантом. (Остальные братья получили “нормальные” специальности: экономист, инженер, социолог, психиатр. Все братья живут в Италии.) Музыкальные способности проявились у Риккардо рано. Он легко поступил и с отличием окончил консерваторию Сан Пьетро а Маелла по классу фортепиано, дирижирования и композиции. Размышляя над тем, стоит ли ему становиться музыкантом-профессионалом, Мути изучал философию в университете Неаполя. Отдав предпочтение музыке, он решил, что одной консерватории ему недостаточно. Мути переехал в Милан и поступил в консерваторию имени Джузеппе Верди, где учился по классу композиции у Бруно Беттинелли, по классу дирижирования — у Антонино Вотто. Кроме них, своим учителем Мути называет друга и соратника Федерико Феллини, композитора Нино Роту.

Впервые Мути привлек внимание критиков и публики в 1967 году, когда жюри дирижерского конкурса Гвидо Кантелли в Милане единодушно присудило ему первую премию. С этого момента карьера молодого музыканта стремительно пошла вверх. На следующий год он стал главным дирижером оркестра “Maggio Musicale Fiorentino” (этот пост дирижер занимал до 1980 года). В 1971 году Герберт фон Караян пригласил маэстро на Зальцбургский музыкальный фестиваль. Это выступление положило начало постоянному сотрудничеству Мути с фестивалем, которое продолжается и сегодня.

Для Америки дирижера открыл великий Юджин Орманди. Побывав на репетиции молодого итальянца, мэтр пригласил его отобедать с ним, а позднее предложил выступить с Филадельфийским симфоническим оркестром в качестве приглашенного дирижера. Американский дебют Риккардо Мути состоялся 27 октября 1972 года.

Впечатляет список оркестров, которыми руководил Риккардо Мути: Лондонский филармонический (1972-1982 годы; маэстро сменил на этом посту Отто Клемперера), Филадельфийский симфонический (1980-1992 годы; этот оркестр достался ему из рук Орманди), оркестр “Filarmonica della Scala” театра Ла Скала (1986-2005 годы).

Риккардо Мути. После концерта. Фото - Тодд Розенберг
Риккардо Мути. После концерта. Фото — Тодд Розенберг

Когда 7 декабря 1986 года Риккардо Мути впервые появился за дирижерским пультом миланского оперного театра Ла Скала (это была опера Дж.Верди “Набукко”), успех был так велик, что публика заставила повторить на бис знаменитый хор “Va, pensiero”, почитаемый в Италии как неофициальный гимн страны. Подобного не случалось в Ла Скала со времен Артуро Тосканини, строго-настрого запретившего бисы. Казалось, Риккардо Мути ждала в Ла Скала безоблачная жизнь. Дирижер принялся последовательно преобразовывать репертуар. Он вернул в театр самые популярные оперы Верди: “Риголетто”, “Травиата”, “Сила судьбы”. Одновременно с ними в Ла Скала шли оперы Моцарта, Бетховена, Глюка, до сих пор не приживавшиеся в итальянских театрах. Риккардо Мути совершил настоящую революцию, открыв миланской публике оперы Вагнера, считавшегося ранее чуть ли не антагонистом итальянской музыки. Маэстро познакомил аудиторию со многими редко исполняемыми шедеврами, среди которых оперы К.Ф.Глюка, Луиджи Керубини, Гаспаре Спонтини. За постановку “Диалогов кармелиток” Ф.Пуленка Мути был удостоен престижной итальянской музыкальной премии “Abbiati”. Однако годы, проведенные в миланском театре, не были легкими для дирижера. То и дело вспыхивали разногласия между ним и политиками, между ним и профсоюзом оркестра. На открытии сезона 1999-2000 годов в Ла Скала Риккардо Мути отказался играть гимн Италии, справедливо посчитав премьеру оперы “Фиделио” Бетховена более значимым событием, чем присутствие президента страны, которого по протоколу полагается встречать национальным гимном. И ничего, президент Италии пережил нарушение протокола. В другой раз Мути пожурил министра культуры за то, что он не пришел на премьеру “Гибели богов” Вагнера: “Посещение театра, который открывает сезон оперой Вагнера, могло бы помочь министру многое понять в работе и проблемах такого сложного организма, как оперный театр. Культуру не делают, ограничиваясь разговором в офисе”. И ничего, министр культуры проглотил эти слова.

Дирижирует Риккардо Мути. Чикаго, 16 октября 2017 года. Фото - Тодд Розенберг
Дирижирует Риккардо Мути. Чикаго, 16 октября 2017 года. Фото — Тодд Розенберг

В 1998 году оркестр объявил забастовку на премьере “Травиаты”, и Мути ничего не оставалось, как, извинившись перед публикой, самому сесть к роялю. Певцы допевали оперу под аккомпанемент рояля. В 2001 году ситуация повторилась на премьере “Фальстафа”. Спектакль был в последний момент отменен… На посту музыкального руководителя Ла Скала Мути провел девятнадцать лет — самый большой срок в истории легендарного миланского оперного театра (больше, чем Артуро Тосканини, о чем часто вспоминает Риккардо Мути). Однако обстоятельства сложились так, что дирижер вынужден был уйти.

Что было дальше, вы уже знаете. 5 мая 2008 года Риккардо Мути подписал контракт с ЧСО, 19 сентября 2010 года в парке “Миллениум” состоялся его первый концерт с ЧСО в качестве десятого музыкального руководителя. В Чикаго началась эра Мути.

Маэстро предпочитает итальянскую кухню любой другой, в числе любимых ресторанов называет “San Pietro” в Нью-Йорке, “Spiaggia” в Чикаго. То же и с машинами: самые любимые — итальянские спортивные. Про футбольный клуб и говорить не приходится — конечно, итальянский: “Наполи”.

Жена Риккардо Мути Кристина Маццавилани — певица, создательница и руководительница музыкального фестиваля в Равенне (Италия). У них трое детей. Сыновья не пошли по стопам родителей: Франческо стал архитектором, Доменико — юристом, дочь — красавица Кьяра — актрисой и певицей. В декабре 2007 года Риккардо Мути стал дедушкой — у Франческо с женой Сюзанной появился первенец. Назвали в честь деда — Риккардо.

Мути с женой живут в Равенне и на вилле в Анифе — маленьком австрийском городке недалеко от Зальцбурга.

О Чикаго Риккардо Мути всегда отзывается тепло. Из интервью итальянской газете Corriere della Sera любители музыки смогли узнать, что дирижер, когда приезжает в Чикаго, живет на сорок четвертом этаже небоскреба, и окна его квартиры выходят на озеро Мичиган. Мути говорит: “Чикаго — город будущего, особенно в архитектуре. Он похож на автомобиль Ferrari. Поэтому и оркестр здесь такой живой”.

Мне повезло — я часто общался с Риккардо Мути, бывал на его репетициях, говорил с ним после концертов, дважды брал у него развернутые интервью. Фрагменты моих бесед с дирижером — в следующей части цикла “ЧСО. Эпоха Риккардо Мути”.