Чикаго и «Эссеней»

Компания Эссеней (Essanay) Film Manufacturing – это когда-то знаменитая американская киностудия. Она была основана в 1907 году и находилась в Чикаго, а позже открыла дополнительную студию в каньоне Найлс, Калифорния. Сегодня Эссеней известна прежде всего своей серией комедий Чарли Чаплина, снятых в 1915 году. В 1920-х годах, после слияния с другими студиями, Эссеней была поглощена компанией Warner Brothers.

Студия была основана в 1907 году в Чикаго продюсером Джорджем К. Спуром и актёром Гилбертом М. “Broncho Billy” Андерсоном и поначалу имела название “Бесподобная кинопроизводственная компания” (The Peerless Film Manufacturing Company). 10 августа 1907 года название было изменено на Essanay – это название воспроизводит произношение инициалов основателей — “S-and-A” (Эс эн’ Эй).

Essanay изначально находилась на 496 Wells Street (современный адрес 1300 N. Wells). Первый фильм студии «Ужасные коньки, или Бродяга на роликах» (июль 1907 года) с участием Бена Терпина (тогда студийного уборщика), спродюсированный всего за пару сотен долларов, собрал несколько тысяч долларов в прокате. Для студии началась эпоха процветания, и в 1908 году она переехала в более престижное здание, находящееся по адресу 1333–45 W. Argyle St в Uptown, Chicago.

Essanay продолжает выпуск немых фильмов с такими звездами (и будущими звездами), как Джордж Периолат, Бен Терпин, Уоллес Бири, Томас Мейган, Коллин Мур, Фрэнсис Х. Бушман, Глория Суонсон, Энн Литтл, Хелен Данбар, Лестер Кунео, Флоренция Оберле, Льюис Стоун, Вирджиния Валли, Эдвард Арнольд, Эдмунд Кобб и Род Ла Рок. Основной опорой студии, однако, были совладелец студии Г. М. Андерсон, снимавшийся в очень популярных вестернах собственного производства, получивших название вестерны “Broncho Billy”, и Чарли Чаплин.

Аллан Дуан был нанят Essanay Studios в качестве сценариста и со временем превратился в известного голливудского режиссера. Луэлла Парсонс также была нанята в качестве сценариста – она стала потом знаменитым голливудским обозревателем.

Из-за сезонных изменений погодных условий в Чикаго с одной стороны и популярности своих вестернов с другой, Гилберт Андерсон решил двинуться на запад, сначала посетив Колорадо. Он заявил газете Denver Post в 1909 году: «Колорадо – лучшее место в стране для съёмок фильмов о Диком Западе».

В конце концов они переехали в Калифорнию, но сезонно переезжали из Северной в Южную Калифорнию и обратно. Так, они бывали в Сан-Рафаэле, недалеко от Сан-Франциско и Санта-Барбары. Эссеней открыла дочернюю студию «Эссеней -Вест» в Найлсе, Калифорния, в 1912 году, у подножия каньона Найлс, где снимались многие вестерны Брончо Билли, а также фильм “Бродяга” с Чарли Чаплином. В конце концов студия перенесла все производственные процессы в Лос-Анджелес.

Чикагская студия, а также новая студия в Найлс, продолжали выпускать фильмы в течение еще пяти лет, сняв в общей сложности более 1400 фильмов за всю свою десятилетнюю историю. Чикагская студия выпустила множество известных фильмов Эссеней, в том числе первую американскую версию “Рождественской песни” (англ. A Christmas Carol, 1908) по Диккенсу и первый фильм, посвящённый похождениям Джесси Джеймса “Парни Джеймса в Миссури”, тоже в 1908 году. (Джесси Вудсон Джеймс (англ. Jesse Woodson James; 5 сентября 1847, Клэй Каунти, Миссури — 3 апреля 1882, Сэйнт Джозеф, Миссури) — американский преступник XIX века, известный сподвижникам под прозвищем “Дингус”. Нередко в литературе Джесси Джеймс изображается как своего рода Робин Гуд Дикого Запада, грабивший федеральные банки и компании (прежде всего, ассоциированные с политиками-республиканцами и южанами-коллаборантами) в пользу бедных и в отместку за поражение Юга в гражданской войне. Он до самой смерти оставался убеждённым конфедератом, о чём регулярно повсеместно заявлял. Согласно другой точке зрения, такие оценки не соответствуют действительности, а подвиги Джесси Джеймса были банальным бандитизмом.)

На студии Essanay были осуществлены первые в истории кинопостановки про Шерлока Холмса по Конан Дойлу (англ. “Sherlock Holmes”, 1916) с Уильямом Жиллеттом. Наконец, в Essanay производятся одни из первых в мире мультфильмов и первые мультипликационные сериалы с постоянным персонажем. Мечтательный Неудачник (Dreamy Dud) был тогда самым популярным героем.

В конце 1914 года Essanay удалось нанять Чарли Чаплина, переманив его из студии «Кистоун» Мака Сеннета – они предложили Чаплину высокую зарплату и собственное производственное подразделение. Чаплин сделал 14 коротких комедий для Эссеней в 1915 году, как в Чикаго, так и в Найлсе, плюс он появился в эпизоде в одном из вестернов Брончо Билли. Фильмы, снятые Чаплином для Essanays, более организованны и упорядоченны, чем его ранние “хаотично-хулиганские” ленты, в них появился более интересный и проработанный сюжет, и персонажи стали интереснее развиваться и раскрываться. Знаковым фильмом Чаплина того периода является «Бродяга» (1915), в котором бездомный персонаж Чаплина находит работу на ферме и влюбляется в дочь фермера. Чаплин вводил моменты драмы и пафоса, неслыханные до этого в фарсовых комедиях (бродяга падает, получив огнестрельное ранение, а затем разочаровывается в романтике). Фильм заканчивается знаменитым кадром одинокого бродяги, обращённого спиной к камере, удрученно идущего по дороге, а затем оптимистично расправляющего плечи и направляющегося к своему следующему приключению. Зрители откликнулись на гуманность характера Чаплина, и Чаплин продолжил исследование использования серьезных и сентиментальных тем в комических ситуациях.

В состав производственной компании Чаплина в Эссеней входили Бен Терпин, который не любил работать с дотошным Чаплином и снялся с ним всего в паре фильмов; Эдна Пурвайенс, снимавшаяся в основном в амплуа “инженю” – в роли наивных, простодушных, обаятельных девушек – она также стала закадровой возлюбленной Чаплина; Лео Уайт, почти всегда играющий суетливого континентального злодея; и Бад Джеймисон и Джон Рэнд, которые были универсально-авторитетными фигурами.

Чаплину не нравилась непредсказуемая погода Чикаго, и он покинул студию всего через год, чтобы получить больший гонорар и большее творческое влияние в другой киностудии. Его уход вызвал раскол между основателями Essanay Спуром и Андерсоном. Чаплин приносил студии самый большой доход, и студии пришлось создавать»новые» комедии Чаплина на основе ранее отснятых проб и материалов.

Наконец, Чаплин исчез из картин Essanay навсегда.

Essanay, пытаясь спасти ситуацию, подписали контракт со знаменитым французским комиком Максом Линдером, чьи умные пантомимы часто сравнивали с работами Чаплина, – однако его популярность в Америке значительно уступала популярности Чаплина.

В 1918 году, в последней отчаянной попытке спастись, Essanay заключили соглашение со студиями Vitagraph, Lubin Manufacturing Company и Selig Polyscope Company, чтобы сформировать кинопрокатное партнерство, известное как V-L-S-E, Incorporated.

Ее вдохновителем и организатором был чикагский дистрибьютор Джордж Клейн.

Вступив в партнёрство, Essanay фактически потеряла самостоятельность, хотя фильмы под маркой Essanay продолжали выходить до 1920 года, когда Essanay была поглощена компанией Warner Brothers.

Из четырёх кинокомпаний, вступивших в партнёрство, только студия Vitagraph продолжила своё существование в 1920-х годах, но и она была в конце концов поглощена компанией Warner Brothers в 1925 году.

Джордж К. Спур продолжал работать в киноиндустрии, представив на суд публики в 1923 году не нашедшую применения трехмерную систему (систему 3D-проекции), и в 1930 году широкоэкранный 65-мм формат Spoor-Berggren Natural Vision.

В 1948 году он был удостоен Оскара и специальной почётной премии Академии Киноискусства за вклад в развитие кино и за свои новаторские работы в студии Эссеней.
Джордж К. Спур умер в Чикаго в 1953 году.

Андерсон стал независимым продюсером, спонсируя Стэна Лорела в серии немых комедий. В 1958 году он тоже получил Оскара и специальную награду Академии Киноискусства за вклад в развитие кино.

Гилберт М. “Брончо Билли” Андерсон умер в Лос-Анджелесе в 1971 году.

Здание, принадлежавшее Essanay в Чикаго, позже было занято независимым продюсером Норманом Уайлдингом (Norman Wilding), который снимал фильмы для промышленных целей.

Уайлдинг занимал это здание значительно дольше, чем Essanay. В начале 1970-х годов часть студии была предложена Чикагскому Колумбийскому колледжу (Columbia College) за небольшой выкуп, но предложение осталось без ответа. Затем оно было передано некоммерческой телевизионной корпорации, которая продала его. Одним из арендаторов был офис “Техниколор на Среднем Западе”. Сегодня здание Essanay в основном является домом для Колледжа Святого Августина, и его главный зал назван Залом Чарли Чаплина.