Белые кролики

Horticultural Building
Horticultural Building

«Белые кролики» – так называлась группа женщин-скульпторов, работавших с Лорадо Тафтом на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году.

История названия этой группы архитекторов такова.

В 1892-м году, когда художественное сообщество Чикаго готовилось к Всемирной колумбийской выставке 1893-го года, главный архитектор Дэниел Бернхэм обратился к Лорадо Тафту, который был одним из ключевых проектировщиков экспозиции, и выразил свою озабоченность по поводу того, что скульптурные украшения зданий, скорее всего, не будут закончены вовремя.

По мере того, как приближалась дата открытия выставки, для всех, в том числе и для самого Тафта, становилось всё более очевидным, что оформление колумбийской выставки не будет закончено вовремя.

Обнаружив, что все скульпторы-мужчины, которым он доверял и которых мог бы пригласить для помощи в завершении проекта, уже работают над другими проектами, он в свою очередь обратился к Дэниелу Бернхэму с неслыханной по тем временам просьбой.

Лорадо Тафт, преподававший также в Чикагском Институте Искусств, испросил у Бернхэма разрешения нанять некоторых из своих студенток в качестве помощниц для работ по украшению выставки. Самостоятельно, по своей воле, Тафт этого сделать не мог – в то время женщины не считались приемлемыми скульпторами, и о привлечении их к серьёзным работам не могло быть и речи. Тем не менее, под давлением ситуации, которая могла обернуться серьёзными проблемами, Бернхэм ответил: «Наймите кого угодно, хоть белых кроликов, если они сделают работу”.

Тафт преподавал скульптуру в Чикагском Институте Искусств, и у него было много одарённых и квалифицированных студенток. Более того, он сам часто нанимал ассистентов из числа своих студентов – поэтому он довольно быстро сформировал группу помощниц для работы над проектом.

Так возникла группа талантливых женщин-скульпторов, тут же получивших известность как «Белые кролики» – от случайной фразы Бернхэма.

Эта история содействовала улучшению положения женщин-скульпторов, что считается одной из заслуг Лорадо Тафта.

Из рядов “Белых кроликов” вышли одни из самых талантливых и успешных женщин-скульпторов своего времени. В группу вошли:

Джулия Брэкен Вендт (1871-1942)
Кэрол Брукс МакНил (1871-1944)
Эллен Рэнкин Копп (1853-1901)
Хелен Фарнсуорт (1867-1916)
Маргарет Героу (чья художественная карьера закончилась ее браком со скульптором Александром Фимистером Проктором)
Мэри Лоуренс (1868-1945)
Бесси Поттер Вонно (1872-1954)
Джанет Скаддер (1869-1940)
Энид Янделл (1870-1934)
Зулиме “Тети” Тафт Гарланд (1870-1942), сестра Лорадо Тафта

Помимо работы над зданием, посвящённом сельскому хозяйству (Horticultural Building), несколько девушек из числа “Белых кроликов” получили и другие заказы на изготовление скульптур для выставки. В числе таких заказов были статуя Колумба (Мэри Лоуренс), поставленная перед административным зданием, статуя Дэниела Буна (Энид Янделл) для здания “Кентукки”, скульптурная композиция “Иллинойс – приветствие народов” в здании Иллинойса (Джулия Брэкен) и скульптура “Колумбия” для здания Висконсина (Хелен Фарнсуорт) .

Расскажем о некоторых Белых Кроликах более подробно

Джулия Брэкен Вендт

Джулия Брэкен Вендт (Julia Bracken Wendt) – известная американская женщина-скульптор. Она родилась 10 июня 1871 года в Эппл-Ривер (Apple River), штат Иллинойс, и была двенадцатым из тринадцати детей в ирландской католической семье.

Её мать умерла, когда Джулии было всего девять лет. С её смертью для Джулии прекратилась и поддержка матери – девочка стала чувствовать себя чужой в собственной семье и сбежала из дома, когда ей исполнилось тринадцать.

К шестнадцати годам она уже работала домашней прислугой у женщины, которая уважала её талант и целеустремлённость. Она и оплатила Джулии обучение в Чикагском Институте Искусств. Там она училась у Лорадо Тафта и к 1887 году стала его помощником и ассистентом. В 1893 году во время колумбийской экспозиции она была одной из нескольких женщин-скульпторов, называвшихся “Белые кролики”, которые помогли создать некоторые из архитектурных скульптур, украшавших экспозиционные здания.

Кроме того, ей была назначена оплата за работу по подготовке Всемирной выставки в Чикаго. Её скульптура “Иллинойс – приветствие народов” была позднее отлита в бронзе и выставлена в Капитолии штата Иллинойс.

В то время Иллинойс возглавлял губернатор Альтгельд.

Её карьера успешно продолжалась в течение нескольких лет, а в 1906 году она вышла замуж за художника Уильяма Вендта и переехала в Лос-Анджелес, Калифорния, где продолжила свою успешную карьеру скульптора. В Калифорнии она преподавала в Институте искусств Отиса (Otis Art Institute) и вместе со своим мужем сыграла важную роль в создании в 1909 году Калифорнийского Художественного Клуба (California Art Club), устав которого был разработан на основе идеи равенства женщин и мужчин-скульпторов. И женщины, и мужчины могли быть членами клуба.

Вендт был членом Национального скульптурного общества (National Sculpture Society), он активно выставлялся и был представлен как на выставках 1923 и 1929 годов, так и в каталогах.

Джулия Брэкен Вендт умерла в Лагуна-Бич 22 июня 1924 года.

Наиболее известные работы: “Иллинойс – приветствие народов” (1893) и “Три грации: История, Наука и Искусство” (1914)

Награды: Золотая медаль за скульптуру на выставке 1915 в Сан-Диего.

Кэрол Брукс МакНил

Кэрол Брукс МакНил (Carol Brooks MacNeil, 15 января 1871 – 22 июня 1944) – американский скульптор, родившаяся в Чикаго, где она училась в Институте Искусств Чикаго под руководством Лорадо Тафта. МакНил создала множество очаровательных и уникальных дизайнов для ваз, чайников, чернильниц и других декоративных и бытовых предметов. Она также автор детских бюстов, в том числе изображающих двух ее сыновей, и статуэток.

Её отец был художником, но МакНил предпочла искусство скульптуры. МакНил училась в Париже у Фредерика Уильяма МакМонниса и Жан-Антуана Инхальберта. Она была одной из «Белых кроликов», работавших с Лорадо Тафтом на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года. В 1895 году она вышла замуж за Хермона Аткинса МакНила, скульптора, специализировавшегося на героических памятниках и изображении американских индейцев. У них было два сына, Клод А. МакНил и Олден Б. МакНил. Кэрол, очевидно, сотрудничала со своим мужем по крайней мере в одном проекте – создание скульптуры Уильяма МакКинли для монумента Уильяма МакКинли перед Государственным домом Огайо (г. Колумбус, штат Огайо). Памятник был открыт в сентябре 1907 года.

Кэрол МакНил удостоилась почетного упоминания на международной выставке 1900 года и серебряной медали в том же году на the Exposition Universelle. В 1904 году она была награждена бронзовой медалью за свой “Фонтан” на Всемирной выставке в Сент-Луисе, штат Миссури. (Официальное название выставки – Louisiana Purchase Exposition.) Кэрол МакНил была членом Национального скульптурного общества.

Кэрол долгое время жила в районе College Point (Квинс, штат Нью-Йорк) и умерла в районном госпитале, носившем название Jamaica Hospital.

Эллен Рэнкин Копп

Эллен Рэнкин Копп (Ellen Rankin Copp, 4 августа 1853 – 8 августа 1901), также именуемая Эллен или Хелен Хаузер Рэнкин (Ellen or Helen Houser Rankin), была американским скульптором. Ее работы были представлены на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году.

Эллен Рэнкин родилась в Атланте, штат Иллинойс, в семье доктора Эндрю Кэмпбелла Рэнкина и Сюзанны Руш Хаузер Рэнкин. Ее отец был врачом и служил военным хирургом во время Гражданской войны в Америке. Ее бабушка и дедушка Джин Лоури Рэнкин и Джон Рэнкин были известными аболиционистами и “хозяевами” “Подземной железной дороги” в Огайо.

“Подземная железная дорога” (англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году. За период с 1830 по 1861 годы по этому пути удалось переправить на Север и дать свободу более чем 60 тысячам рабов.

В 1888 году, после нескольких лет преподавания, Эллен начала учиться в Чикагском Институте Искусств. Она училась у Лорадо Тафта и впоследствии примкнула к группе «Белых кроликов».

В 1890 году Эллен Рэнкин Копп завоевала первую “Медаль за скульптуру”, присужденную ей Чикагским Институтом Искусств.

Тогда же она получила признание как первая женщина-скульптор штата Иллинойс.

Десятилетнюю программу обучения она завершила за три года.

Эллен Копп основала свою творческую студию в Чикаго, где сделала портретные бюсты выдающихся чикагцев. Среди заметных работ того периода и бюст одного из ее дедов, преподобного Рэнкина, сделанный для города Рипли, штат Огайо.

На Всемирной колумбийской выставке в 1893 Эллен создала по заказу статую «Материнство» для здания, представляющего Иллинойс, и скульптуру «Пеле» для здания, представляющего Гавайи.

25-футовая статуя Пеле стала «самой большой статуей, когда-либо сделанной женщиной». На выставке были представлены еще четыре работы Эллен Копп: бронзовый рельефный портрет Гарриет Монро, выставленный во Дворце изящных искусств; бронзовый рельефный портрет Берты Палмер в библиотеке женского корпуса; и две небольшие работы внутри здания “Иллинойс”.

После выставки Копп увезла сына в Европу и продолжила художественное образование в Мюнхене, где в 1895 году показала скульптуру «Сила Наций» («Strength of Nations»). Работа произвела огромное впечатление и была приобретена американским консулом.

В 1896 году она представила амбициозное предложение о военном памятнике в Техасе.

Эллен вышла замуж за Уильяма Коппа ещё в 1874 году. У них было пятеро сыновей, четверо умерли в младенчестве. Эллен Рэнкин оставила Уильяма Коппа, когда увезла сына в Европу, и стала носить свое девичье имя. В 1897 году мистер Копп, взбешённый и почти обезумевший из-за разлуки и отсутствия работы, напал на родителей и сестру Эллен с бритвой и револьвером. Ее отцу он пытался перерезать горло, сам Копп был ранен и чуть не потерял палец, но никто не погиб.

Сын Эллен и Уильяма, Хью Дирборн Копп (1878-1956), названный Хью Доак Рэнкин после того, как его родители расстались, тоже стал художником – наибольшее признание он получил как иллюстратор научной фантастики.

Эллен Рэнкин Копп умерла в 1901 году в возрасте 48 лет; ее пережили и ее бывший муж, и оба ее родителя.