Бехзод Абдураимов. Дебют с ЧСО

Чикагский симфонический центр, 22 февраля - 3 марта 2024 года

Бехзод Абдураимов. Фото - Ravinia Festival
Бехзод Абдураимов. Фото - Ravinia Festival

22-24, 27 февраля, 7.30 pm. Концерт Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). В программе: пьеса “Ciel d’hiver” К.Саариахо, Первый фортепианный концерт П.Чайковского (солист — Бехзод Абдураимов), прелюдия к опере “Хованщина” М.Мусоргского (оркестровка Д.Шостаковича), Девятая симфония Д.Шостаковича. Дирижер — Ханну Линту.

ЧСО впервые исполнит пьесу финского композитора Кайи Саариахо “Ciel d’hiver”. Творчество Кайи знакомо нам по опере “Любовь издалека”, которая в постановке Робера Лепажа осенью 2016 года шла в Метрополитен-опере и была показана в программе “МЕТ в кино”.

Я очень жду новой встречи с талантливым узбекским пианистом-виртуозом Бехзодом Абдураимовым. Его сольный фортепианный дебют в Симфоническом центре в марте 2019 года оставил огромное впечатление. Прозвучали Парафраз “Смерть Изольды” из оперы “Тристан и Изольда” Р.Вагнера, Соната си минор Ф.Листа, Десять фрагментов из балета “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева.

Абдураимов родился в 1990 году в Ташкенте в семье преподавателя музыки и ученого-физика. Играет на фортепиано с пяти лет. В восемь солировал с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана. Учился в Ташкентском академическом лицее (класс Тамары Попович) и в Международном музыкальном центре в Канзас-Сити (Center for Music at Park University, Kansas City, педагог — земляк Абдураимова, известный пианист Станислав Юденич). Победитель Международного фортепианного конкурса в Лондоне в 2009 году, где исполнил Третий фортепианный концерт С.Прокофьева. В 2015 году с триумфом дебютировал в Карнеги-холл. Дебютный сольный диск пианиста вышел в 2012 году (студия Decca Classics). Осенью 2014 года вышел первый концертный диск пианиста, записанный с Национальным симфоническим оркестром Итальянского радио и телевидения под управлением Юрая Валчухи. В диск вошли Третий фортепианный концерт С.Прокофьева и Первый фортепианный концерт П.Чайковского.

На Музыкальном фестивале Равиния Абдураимов дебютировал в 2012 году в возрасте двадцати одного года с произведениями Шуберта, Бетховена, Сен-Санса, Листа. Летом 2017 года он вернулся на фестиваль уже с двумя выступлениями. В сольном вечере в театре “Мартин” он исполнил Токкату и фугу И.С.Баха, произведения Шуберта, Бетховена, Прокофьева, на следующий день с Люцернским симфоническим оркестром под управлением Джеймса Гаффигана блистательно сыграл Второй фортепианный концерт С.Рахманинова. В предстоящих концертах Абдураимов дебютирует с ЧСО.

Ханну Линту. Фото - Каапо Каму
Ханну Линту. Фото — Каапо Каму

Маэстро Ханну Линту в разное время был главным дирижером филармонических оркестров Турку и Тампере, Хельсингборгского симфонического оркестра и Симфонического оркестра Финского радио. С 2022 года — главный дирижер оркестра Национальной оперы и балета Финляндии. С ЧСО дебютировал в сезоне 2019-20 годов.

Обратите внимание! Концерт 22 февраля состоится в помещении Krannert Center по адресу: 500 S Goodwin Avenue Urbana, IL 61801.

25 февраля, 3.00 pm. Сольный фортепианный концерт французского пианиста Пьера-Лорана Эмара. Как обычно, его программы уникальны и неповторимы. На этот раз пианист покажет нам, как менялись на протяжении столетий пьесы в жанре “фантазии”. В программе: Фантазии В.А.Моцарта, Хроматическая фантазия нидерландского композитора Яна Свелинка (1562-1621), Musica stricta (Fantasia ricercata) Андрея Волконского, Фантазия до мажор К.Ф.Э.Баха, Фантазия соль минор Л.ван Бетховена, Фантазия на ямбический ритм Джорджа Бенджамина.

Пьер-Лоран Эмар. Фото - Ravinia Festival
Пьер-Лоран Эмар. Фото — Ravinia Festival

1 марта, 1.30 pm; 2 марта, 7.30 pm. В программе концерта ЧСО: увертюра “Гебриды, или Фингалова пещера” Ф.Мендельсона, Шестая симфония Ф.Шуберта, Седьмая симфония Л.ван Бетховена. За дирижерским пультом оркестра дебютирует маэстро из Чехии Петр Попелка. Он родился и вырос в Праге. Учился в консерваториях Праги и Фрайбурга (Германия). Композитор, контрабасист. C 2010 до 2019 года — ассистент концертмейстера секции контрабасов Дрезденской Штаатскапеллы. Одинаково успешно дирижирует как симфоническими концертами, так и операми. Дирижировал в Цюрихской опере (“Дон Жуан” В.А.Моцарта), Дрезденской опере (“Нос” Д.Шостаковича), Опере Осло (“Электра” Р.Штрауса). Был главным дирижером Оркестра Норвежского радио (Осло). Главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра имени Яначека в Остраве (Чехия). Второй сезон является музыкальным руководителем Симфонического оркестра Пражского радио. С сезона 2024-25 годов станет главным дирижером Венского симфонического оркестра. В одном из первых интервью после назначения Попелка сказал, что помимо произведений Шумана, Малера и Шенберга, он намерен сосредоточиться на произведениях молодых композиторов: “Мы живем сегодня и должны играть музыку сегодняшнего дня”.

Петр Попелка. Фото - Войтех Бртники
Петр Попелка. Фото — Войтех Бртники

В предстоящих концертах Попелка заменяет старейшего из активно работающих дирижеров, шведского маэстро Герберта Бломстедта. К первоначальной программе молодой дирижер добавил концертную увертюру “Гебриды, или Фингалова пещера” Ф.Мендельсона. Композитор написал это произведение после посещения пещеры, знаменитой своими базальтовыми колоннами.

Шестую симфонию Шуберт сочинил в возрасте двадцати одного года. В Симфонии слышны влияния двух разных музыкальных стилей: “opera buffa” Дж.Россини и венской симфонической музыки. Шестую симфонию Шуберта иногда называют Маленькой до-мажорной симфонией, чтобы отличить ее от Девятой, Большой до-мажорной, но на самом деле это совсем не “Маленькая” симфония. Четырехчастная форма Симфонии, использование в ней основных инструментов оркестра (флейты, гобои, кларнеты, фаготы, валторны, трубы, тимпани и струнные) делают это музыкальное произведение полноправным участником любого концерта.

3 марта, 4.30 pm. Концерт, посвященный современным композиторам-исполнителям. Среди них — четырехкратный номинант на премию “Грэмми” скрипач и композитор Кертис Стюарт, композитор, дирижер и популяризатор музыки Таня Леон, композитор и мультиинструменталист Тишон Сори, резидент-композитор ЧСО Джесси Монтгомери. В концерте прозвучат две мировые премьеры — пьесы “Резонанс” Стюарта и новое сочинение Монтгомери. Исполнители — музыканты ЧСО. Солист — Кертис Стюарт, скрипка. Дирижер — музыкальный руководитель Чикагского оперного театра (далее — ЧОТ) Лидия Янковская. Куратор программы — Дж.Монтгомери. На прошлой неделе она получила премию “Грэмми” за пьесу “Rounds” в категории “Лучшее новое произведение в жанре классической музыки”.

Перед премьерой “Носа” Д.Шостаковича в ЧОТ я беседовал с Лидией Янковской и задал ей вопрос о предстоящем концерте.

Вдруг новые сочинения вам не понравятся, покажутся скучными, вторичными? Что тогда? Отказываться поздно — надо исполнять…

Конечно, какие-то произведения ближе к сердцу, чем другие. Я считаю, когда на меня полагается композитор, чтобы показать свое сочинение в лучшем свете, очень важно найти в нем все самое интересное. На мне лежит огромная ответственность — дать жизнь новому произведению. Когда я получаю партитуру, я всегда все детально просматриваю, разговариваю с автором, задаю вопросы. Между композитором и мной идет постоянный диалог. Чем больше я пытаюсь узнать, тем лучше результат. Даже самые известные и красивые произведения можно исполнить скучно, а в самом неинтересном произведении можно найти нечто любопытное и зажечь музыкантов.

Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.