Балет Джоффри: “Франкенштейн”

Премьера в Чикаго

Сцена из спектакля “Франкенштейн”. Фото - Тодд Розенберг
Сцена из спектакля “Франкенштейн”. Фото - Тодд Розенберг

Первый балет шестьдесят восьмого сезона чикагской танцевальной компании Балет Джоффри (Joffrey Ballet) — “Франкенштейн” на музыку Лоуэлла Либермана по мотивам романа Мэри Шелли. Хореография Лайама Скарлетта. Художник-постановщик — Джон Макфарлейн. Оркестром Лирик-оперы Чикаго дирижирует музыкальный руководитель Балета Джоффри Скотт Спек. Совместная постановка театра Ковент-Гарден и Балета Сан-Франциско. Премьера в Чикаго.

За последние годы мы видели несколько разных “Франкенштейнов”. Конечно, всем памятен “Франкенштейн” Дэнни Бойла в Лондонском национальном театре. Знаменитый кинохулиган, автор фильмов “На игле” (“Trainspotting”, 1996), “Миллионер из трущоб” (“Slumdog Millionaire”, 2008) и “127 часов” (“127 Hours”, 2010) англичанин Дэнни Бойл продолжил свои эксперименты на театральной сцене и взялся за новое прочтение легенды о Франкенштейне. Это был замечательный спектакль! Впервые на сцене Национального театра сыграли любимые актеры Бойла Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер, причем, актеры менялись ролями. В один вечер Камбербэтч играл студента Виктора Франкенштейна, а Миллер — созданное им Чудовище; на следующий день — наоборот. Спектакль стал одним из самых успешных в истории Национального театра. Планка была поднята на редкость высоко, и казалось, что тема закрыта. Однако то и дело в разных странах театры продолжали обращаться к роману Мэри Шелли. В сезоне 2018-19 годов в Lookingglass Theatre прошел спектакль “Франкенштейн Мэри Шелли“ (“Mary Shelley’s Frankenstein”) в постановке известного мастера литературных инсценировок Дэвида Катлина. В январе этого года мы увидели кукольного “Франкенштейна“ — спектакль чикагской труппы Manual Cinema. (Я рассказываю об этом театре на соседней странице в рубрике “Театральное обозрение”.) И вот, наконец, балетный “Франкенштейн”. Готический шедевр, действие которого происходит на заре современной науки, поставил бывший солист, впоследствии — артист-резидент Королевского балета Ковент-Гарден Лайам Скарлетт. После окончания карьеры танцовщика в 2012 году он сосредоточился на хореографии. Одной из его первых работ в новом качестве стал балет “Viscera” на музыку Фортепианного концерта Лоуэлла Либермана. Премьера состоялась в январе 2012 года в Городском балете Майами. Мы видели этот спектакль в апреле 2016 года на гастролях Майамского балета в Чикаго. В переводе с латинского “Viscera” означает “внутренние органы”. Скарлетт рассказывает историю Тела и его возможностей. Балет полон энергии, страсти, он шел при специальном освещении и смотрелся очень красиво. В 2013 году Скарлетт поставил балет “Vespertine” на музыку Арканджело Корелли — абстрактную поэтическую фантазию с чарующей барочной музыкой. Карьера Скарлетта развивалась блестяще. Он стал самым молодым хореографом в истории, которому Ковент-Гарден заказал постановку спектакля. Мировая премьера балета “Франкенштейн” состоялась в Ковент-Гарден в 2016 году, североамериканская — в 2017 году. Все закончилось в 2019 году, когда Скарлетт был отстранен от всех проектов в связи с обвинениями в сексуальных домогательствах. 15 апреля 2021 года Королевский театр Дании отменил его спектакль “Франкенштейн” из-за, как было сказано, “неподобающего поведения хореографа в 2018 и 2019 годах”. На следующий день — 16 апреля 2021 года — Скарлетт был найден мертвым в своей квартире. Ему было тридцать пять лет. Его друзья Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков назвали происшедшее самоубийством. Позднее их версия была подтверждена.

  • Сцена из спектакля “Франкенштейн”. Фото - Тодд Розенберг
  • Сцена из спектакля “Франкенштейн”. Фото - Тодд Розенберг
  • Сцена из спектакля “Франкенштейн”. Фото - Тодд Розенберг

В новом сезоне в составе Балета Джоффри появятся пять новых танцоров.

Ао Вонг (Пекин, Китай). Единственная иностранка из пятерки новых танцоров. Родилась в Пекине. Начала занятия балетом в 2008 году в Балетной академии Китая. В 2014 году получила полную стипендию на обучение в Вашингтонской школе балета. С 2015 года — в составе Washington Ballet Studio Company, с 2016 до 2020 года — в труппе Городского балета Майами, с 2020 по 2023 год — в труппе Бостонского балета. Участвовала во множестве классических балетов и спектаклей современного танца.

Лорен Куинн (Форт-Уэйн, Индиана). В 2021 году училась в Летней школе при Балете Джоффри, после чего на 2022-23 учебный год была принята в Studio Company. Участвовала в балетах “Щелкунчик” К.Уилдона, “Дон Кихот” Ю.Посохова, “Серенада” Дж.Баланчина, “Русалка” Дж.Ноймайера.

Джексон Майлс (Денвер, Колорадо). Училась в Colorado Conservatory of Dance. В 2015 году поступила в Академию балета Хьюстона. С 2019 года — в труппе Houston Ballet II, с 2021 года — в труппе Хьюстонского балета. Участвовала во многих балетах театра.

Линди Месмер (Блексбург, Виргиния). Лауреат Золотой медали Youth America Grand Prix (2014 год). С 2016 по 2020 год занималась в Школе американского балета. Последние три года стажировалась в Национальном балете Канады. Участвовала в спектаклях “Серенада” Дж.Баланчина, “Щелкунчик” Дж.Куделки, “Спящая красавица” Р.Нуреева, “Лебединое озеро” Керен Кейн.

Рид Хенри (Принстон, Нью-Джерси). Серьезно занимается балетом с тринадцати лет. В пятнадцать поступил в Балетную школу при Балете Сан-Франциско. В составе кордебалета танцевал в балетах “Золушка” К.Уилдона, “Щелкунчик”, “Жизель”, “Ромео и Джульетта” Хелги Томмассон.

Nota bene! Спектакль “Франкенштейн” идет с 12 по 22 октября в помещении Lyric Opera House по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2023-24 годов — на сайте www.joffrey.org, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet, Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), телефону 312-386-8905, факсу 312-739-0119 или электронной почте subscriptions@joffrey.org. Об истории и сегодняшнем дне Балета Джоффри читайте на сайте компании www.joffrey.org.