“Женское прикосновение”

«Скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку», — заявил однажды немецкий композитор Иоганнес Брамс. Спустя полтора века женщины-композиторы собирают крупнейшие мировые концертные залы, пишут музыку для кино и выступают с важными социальными инициативами.

В рамках программы концерта «Женское прикосновение» давайте вспомним лишь о нескольких женщинах, оказавших колоссальное влияние на становление и развитие классической музыки.

Урожденная Клара Вик родилась в 1819 году в Лейпциге, в семье известного педагога по фортепиано Фридриха Вика. С раннего возраста девочка обучалась игре на фортепиано у отца, и уже в возрасте 10 лет начала с успехом выступать на публике.

Примерно в это же время юная Клара начала писать музыку — ее первые произведения были опубликованы в 1829 году. Тогда же учеником Фридриха Вика стал молодой Роберт Шуман, чье восхищение талантливой дочерью учителя переросло в любовь.

В 1940 году Клара и Роберт поженились. С тех пор девушка стала исполнять музыку, написанную мужем, зачастую она первой представляла публике новые сочинения Роберта Шумана.

После смерти Роберта Шумана Клара продолжила выступать с его произведениями, а интерес к ее собственному творчеству вспыхнул с новой силой в 1970 году, когда впервые появились записи сочинений Клары.

Талантливый композитор Фанни Гензель, старшая сестра Феликса Мендельсона, сполна испытала на себе все трудности композиторского пути женщины XIX века. Будучи одарённым музыкантом и получив прекрасное музыкальное образование, она, тем не менее, не смогла полностью реализоваться как композитор, так как вся её семья, включая брата-музыканта, неодобрительно относились к музыкальной карьере Фанни.

Фанни Гензель родилась в 1805 году в культурно просвещенной семье, что позволило ей с раннего детства общаться с выдающимися людьми своего времени. Впоследствии она стала яркой фигурой процветающего берлинского салона. Гензель была прекрасной пианисткой, но не выступала на публике из-за предрассудков своей семьи. И даже её замужество не изменило ситуации, несмотря на положительное отношение мужа, прусского придворного художника Вильгельма Гензеля, к музыкальной деятельности жены. Важная историческая роль Фанни Гензель заключается в её влиянии на творческую судьбу брата Феликса. М. И. Цитрон пишет: “Они музыкально и интеллектуально вдохновляли друг друга, и каждый помогал формировать будущие произведения друг друга”.

Большинство её произведений вышли в свет уже после её смерти. Только в 1837 году появилось первое произведение Гензель, подписанное её собственным именем. Многие её сочинения – песни без слов, сонаты, романсы – были опубликованы под именем Феликса. Умерла Фанни Гензель в 1847 году.

Надю Буланже называли музыкальным педагогом с большой буквы. В 1921 Буланже пришла работать в Американскую консерваторию в Фонтенбло. Она разработала собственную методику. Ученики к Наде Буланже приезжали со всего света: из Европы, США, Австралии. У нее в разное время учились Леонард Бернстайн, Джордж Гершвиин, Аарон Копланд, Мишель Легран, Астор Пьяццола, Томаш Сикорский. Она была человеком строгой дисциплины, консерватором, обладала энциклопедическими знаниями и превосходным чутьем на талант. Во время Второй мировой войны Надя Буланже жила в США, где продолжала преподавать. Ее ученики говорили, что она стала крестной матерью новой американской музыки.

Надя Буланже работала почти до последних дней, хотя к концу жизни у нее начали пропадать зрение и слух. Не стало великого педагога 22 октября 1979 года.