Записки путешественника. Кливлендский симфонический оркестр

По следам одного концерта

Кливлендский симфонический оркестр
Кливлендский симфонический оркестр

Кливленд — второй по величине город в штате Огайо. Город был основан в 1796 году. Свое название он получил по имени генерала Мозеса Кливленда (Moses Cleaveland). В результате опечатки в местной газете буква “а” в названии была пропущена, и фамилия Cleaveland превратилась в название города Cleveland. Население Кливленда — меньше полумиллиона человек (тридцать третье место в списке городов США). В городе находится всемирно известная кардиологическая больница, несколько университетов и колледжей, четыре спортивные команды, Художественный музей и Институт искусств.

Кливленд — один из музыкальных центров Америки. В нем находится Институт музыки (Cleveland Institute of Music) — консерватория, воспитавшая много замечательных музыкантов. Первым директором консерватории был скрипач Эрнест Блох.

Краса и гордость города — Кливлендский симфонический оркестр (The Cleveland Orchestra, далее — КСО), один из старейших и уважаемых музыкальных коллективов в мире. Он моложе Чикагского симфонического на двадцать семь лет. Оркестр был основан в 1918 году. Одним из основателей и первым музыкальным руководителем был американский дирижер украинского происхождения Николай Соколов. Он родился в Киеве, образование скрипача и дирижера получил в Йельском университете, гастролировал по городам США и Европы, на протяжении двух лет (1916-17 годы) был музыкальным руководителем Филармонического оркестра Сан-Франциско (предшественника Сан-Францисского симфонического оркестра). Запомнился Соколов тем, что настоял на включении женщин в оркестр с такой же оплатой труда, что и у мужчин. В КСО Соколов работал с момента его основания до 1932 года. С 1933 до 1943 года оркестром руководил родившийся во Львове польско-американский дирижер Артур Родзинский. После Кливленда у него был четырехлетний контракт с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, а затем дирижер переехал в Чикаго и один год оставался руководителем Чикагского симфонического оркестра. Из-за разногласий с музыкантами и обвинений в диктаторских замашках ему пришлось покинуть этот пост. С 1943 по 1946 годы руководителем КСО был немецкий дирижер Эрих Ляйнсдорф.

Время наивысшего расцвета Кливлендского оркестра — двадцать четыре года (1946-70 годы) руководства Джорджа Селла. Он родился в Будапеште в венгерско-еврейской семье в 1897 году, вырос в Вене. Окончил Венскую консерваторию, учился в Лейпцигской консерватории. Дебютировал в 1914 году с “Блютнер-оркестром” в Берлине. В 1919-24 годах работал в Праге, Дармштадте и Дюссельдорфе, с 1924 до 1929 года возглавлял оркестр Немецкой государственной оперы, был профессором Берлинской высшей школы музыки и Немецкой академии музыки в Праге. С 1939 года жил в США. Американское гражданство получил в 1946 году. Дирижировал ведущими американскими оркестрами, в 1942-46 годах работал в Метрополитен-опере. С 1946 года дирижер связал свою жизнь с Кливлендским оркестром.

С первого месяца работы Селл принялся менять состав. Кого-то уволил сам, кто-то отказался с ним работать и ушел, не дожидаясь увольнения. Селл устраивал конкурсы и набирал лучших музыкантов со всего мира. Подобно знаменитому “чикагскому звуку”, о котором стали говорить во время руководства чикагским оркестром Фрица Райнера, во времена Селла писали о неповторимом “европейском звуке” КСО.

С первых лет своего существования оркестр активно гастролировал по городам США, участвовал в радиотрансляциях, а с приходом Селла и развитием звукозаписывающей индустрии стал постоянно записываться и играть в Европе. В 1965 году состоялись триумфальные гастроли оркестра по шести городам СССР (Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси, Сочи, Ереван).

“Знаете, чего мне хочется, господа? — спросил как-то Герберт фон Караян на репетиции оркестра. — Обвязать вас всех веревкой, облить бензином и поджечь.” Наступила жуткая тишина. Наконец, один из музыкантов проговорил: “Но тогда вы нас лишитесь”. “Ах, да, — ответил Караян. — Об этом я как-то позабыл.” Наверняка подобные чувства не раз посещали Селла. Как почти все великие дирижеры предвоенного поколения (Тосканини, Караян, Мравинский, Фуртвенглер, Райнер…), Селл был диктатором. В своей книге “Маэстро миф” английский музыковед Норман Лебрехт писал: “Джордж Селл, известный за его аналитическое ухо как “химик среди дирижеров”, представлялся оркестрантам страшилой-надсмотрщиком, способным различить, настроен ли инструмент на 420 вибраций в секунду или на 424. “Чего мы боялись больше всего, так это его жуткой компетентности”, — говорит один из его ассистентов. Во время гастролей он заставлял своих кливлендцев носить исключительно костюмы-тройки”. Музыканты ворчали, но понимали уровень личности Селла. Когда после его смерти английский дирижер Роджер Норрингтон пришел на репетицию в футболке и шортах, на следующий день оркестранты облачились в костюмы-тройки, а исторические рассуждения Норрингтона издевательски освистали. “Новейшие исследования показали, — насмешничал один из скрипачей, — что этот господин — полный осел”.

Музыканты были инструментом в руках Селла. Он мог их обидеть, мог уволить за неверно взятую ноту, он не терпел возражений, был категоричен и имел множество других недостатков. Из достоинств у него было только одно — он был великий дирижер. Единственное, что интересовало этого человека, была Ее Величество Музыка. В ней и только в ней он не терпел компромиссов, в ней он добивался совершенства. Именно Джордж Селл создал тот самый КСО, которому рукоплескал весь мир. Он умер в 1970 году в возрасте семидесяти трех лет. По легенде, он купался в океане, и его загрызла акула. Оркестранты недоумевали: Селл был так “зубаст”, что именно он должен был проглотить попавшееся на пути чудовище.

Селл представил Нью-Йорку Пьера Булеза, школу Селла прошел Джеймс Ливайн, влияние дирижера испытали на себе многие более молодые по возрасту европейские коллеги. Замену Селлу Кливлендскому оркестру найти было нелегко. С 1970 до 1972 года советником оркестра выступал Булез (в скобках замечу, что в период между Баренбоймом и Мути французский композитор и дирижер выполнял похожую функцию в Чикагском симфоническом оркестре), после чего оркестр возглавляли дирижеры Лорин Маазель (1972-82 годы) и Кристоф фон Донаньи (1984-2002 годы).

С 2002 года музыкальным руководителем оркестра является австрийский дирижер Франц Вельзер-Мест (Franz Welser-Möst). Он родился в Линце в 1960 году. Его настоящее имя — Франц Леопольд Мария Мест. В 1985 году, через два года после дирижерского дебюта, он поменял свое имя на более короткое Вельзер-Мест в честь города его детства Вельс.

Франц Вельзер-Мест дирижирует Кливлендским симфоническим оркестром
Франц Вельзер-Мест дирижирует Кливлендским симфоническим оркестром

Франц собирался стать скрипачом, но автомобильная авария заставила его обратиться к дирижированию. Он учился в Линце и Высшей музыкальной школе в Мюнхене. С 1990 до 1996 года был руководителем Лондонского филармонического оркестра, с 1995 до 2008 годы — главным дирижером (последние три года — музыкальным директором) Цюрихского оперного театра, с 2010 до 2014 года — музыкальным руководителем Венской оперы. В 2011, 2013 и 2023 годах Вельзер-Мест дирижировал Венским филармоническим оркестром на традиционном Новогоднем концерте в Musikverein.

Вельзер-Мест — европейский дирижер, и поначалу в Америке о нем мало кто знал. Однако администрация КСО решила не гоняться за громкими именами, и время показало правильность такого подхода. Вельзер-Мест вполне достоин прославленного коллектива. Сегодня оркестр продолжает успешно гастролировать, он частый гость Зальцбургского музыкального фестиваля и Музыкального фестиваля в Люцерне.

Записи оркестра под управлением Вельзера-Места получили премии “Граммофон” и две номинации на премию “Грэмми”. Диск с оперой “Кавалер розы” Зальцбургского фестиваля завоевал премию Echo Klassik 2015 года за лучшую оперную запись года.

Вельзер-Мест дважды продлевал контракт с оркестром. В январе 2024 года он объявил, что уйдет с поста музыкального руководителя в конце сезона 2026-27 годов.

Франц Вельзер-Мест дирижирует Кливлендским симфоническим оркестром
Франц Вельзер-Мест дирижирует Кливлендским симфоническим оркестром

С 1968 года летней резиденцией оркестра является Музыкальный фестиваль Блоссом (Blossom Music Festival), расположенный в двадцати пяти милях к югу от Кливленда. С конца июня до начала сентября оркестр дает там концерты по выходным дням.

С 2007 года у оркестра появился еще один адрес — Майами. Ежегодно Cleveland Orchestra дает в городе несколько концертов.

В Чикаго Кливлендский симфонический оркестр гастролировал в сезонах 2010-11 и 2016-17 годов. В программе последнего концерта были Восьмая симфония Л.ван Бетховена и Вторая симфония Я.Сибелиуса. Я был на обоих концертах, и впечатления остались самыми хорошими. А вот побывать в Кливленде и услышать оркестр на домашней сцене удалось впервые совсем недавно — 25 мая 2024 года. Программа концерта позволила услышать оркестр в разном репертуаре: Прелюдия и Смерть Изольды из оперы “Тристан и Изольда” Р.Вагнера, Скрипичный концерт Альбана Берга (солистка — Лейла Джозефович), Десятая (Gran Partita) серенада В.А.Моцарта.

Два симфонических фрагмента из “Тристана и Изольды” давно стали самостоятельными произведениями и часто исполняются в концертных залах.

Приступая к работе над “Тристаном и Изольдой”, Вагнер не думал углубляться в отдаленные времена и отражать в музыке старинную кельтскую легенду о славном рыцаре Тристане и ирландской принцессе Изольде, распространившуюся по Европе во времена раннего средневековья. Он “рисовал” персонажей с себя и своих близких — настоящих соавторов его богатой событиями и полной приключениями жизни. За персонажами драмы “Тристан и Изольда” угадываются участники двух скандально известных любовных треугольников.

Одним из мощнейших творческих импульсов к появлению “Тристана и Изольды” стало увлечение Вагнера красавицей Матильдой Везендонк. У Матильды была семья с умным, понимающим мужем и двумя детьми. Муж Матильды — Отто Везендонк, богатый коммерсант, зарабатывавший деньги на оптовой торговле текстилем. Матильда и Вагнер были любовниками, и в “Тристане…” в образах короля Марка, Изольды и Тристана Вагнер изобразил Отто, Матильду и себя. Но не только. К моменту окончания работы над “Тристаном…” Вагнер был уже в центре еще одного любовного треугольника, двумя другими “углами” в котором были двадцатитрехлетняя Козима Лист (дочь композитора и пианиста-виортуоза Ференца Листа) и дирижер Ханс фон Бюлов. Вагнер знал Козиму и Ханса давно, а в ноябре 1863 года, когда Вагнер приехал в Берлин и вновь встретился с Козимой, она стала его любовницей, и они “со слезами и рыданиями дали обет жить отныне лишь друг для друга”. Эти слова можно найти в мемуарах Рихарда Вагнера…

С первых тактов музыки меня поразило нежнейшее звучание струнных инструментов.

Оркестр звучал как великолепная отлаженная машина с идеально выстроенным балансом звука. Услышать лиричную музыку Вагнера в исполнении такого оркестра с таким звуком — настоящее наслаждение!

Скрипичный концерт — последнее произведение австрийского композитора Альбана Берга (1885–1935). Концерт посвящен памяти Манон Гропиус, дочери Альмы Малер и Вальтера Гропиуса. Здесь можно было бы развернуть тему связи Берга с Малером и Вагнером, но хватит с нас любовных треугольников Вагнера — сосредоточимся лучше на музыке. Смерть от полиомиелита восемнадцатилетней Манон глубоко тронула Берга, который был близким другом семьи Гропиус. Отсюда — трагические, наполненные трауром, темы Концерта. О Берге привыкли говорить как о представителе атональной музыки, однако это произведение показывает широту его композиторских интересов. В музыке Скрипичного концерта можно встретить как новые, так и вполне классические созвучия. В первой части Концерта я услышал ритмы старинного австрийского танца Ländler и венского вальса, во второй — отсылки к хоралу Баха “Es ist genug” из Шестидесятой кантаты (“О Ewigkeit, du Donnerwort”).

Severance Music Center
Severance Music Center

Выпускница Музыкального института Кертиса, американская скрипачка Лейла Джозефович признается, что Скрипичный концерт Берга относится к ее любимым произведениям. Ее исполнение было технически безупречным и каким-то невероятно трепетным, эмоциональным, нежным.

Мощной кульминацией концерта стало исполнение одного из величайших достижений Моцарта в камерной музыке — семичастной си-бемоль мажорной Серенады, известной под названием Gran Partita. Сочинение датировано 1781 годом. Вольфгангу Амадею едва исполнилось двадцать пять лет. Серенада написана для тринадцати инструментов: двух гобоев, двух кларнетов, двух бассетгорнов, двух фаготов (концертмейстер — Джон Клоузер), четырех валторн и одного контрабаса (концертмейстер — Максимилиан Димофф). Самая знаменитая часть — adagio с парящей мелодией, передаваемой от гобоя (концертмейстер — Франк Розенвайн) к кларнету (концертмейстер — Афенди Юсуф) и подхватываемой нежным пульсирующим аккомпанементом остальных инструментов. При всей непохожести музыки Берга и Моцарта отмечу, что часть Серенады andante написана под влиянием все того же танца Ländler, в классическом его варианте.

Концертмейстера КСО в настоящее время нет, поэтому укажу фамилию второго концертмейстера — Йюнг-Мин Эми Ли.

Конечно, в создании безупречного звука оркестру помогает прекрасная акустика. С 1931 года КСО базируется в Severance Music Center, построенном на деньги местного мецената и любителя музыки Джона Северенса. Я знал, что по уровню акустики этот зал считается одним из лучших — если не лучшим — в США, но услышанное превзошло все ожидания. Наверно, только легендарный венский Musikverein может сравниться с мягким звуком, обволакивающем все пространство. Что касается самого зала, то он небольшой — на две тысячи мест, причем в партере всего четыреста. Может быть, поэтому он производит впечатление очень уютного, домашнего.

Рассадка в оркестре европейская, маэстро Вельзер-Мест дирижирует без палочки. Еще одно наблюдение — музыкальная публика. Дирижер доверяет своим зрителям. Он делал большие паузы между частями в Скрипичном концерте и Серенаде, не боясь бурных продолжительных аплодисментов. Публика внимала оркестру, не шелохнувшись.

Концерт 25 мая был заключительным аккордом майского 2024 Jack, Joseph and Morton Mandel Opera & Humanities Festival. Он проходит второй год и посвящен гуманитарным общечеловеческим проблемам. Центральным событием фестиваля этого года стало концертное исполнение оперы “Волшебная флейта” Моцарта.

Впереди у КСО — летние концерты на Blossom Music Festival и восьмидесятый международный тур. С 26 августа до 7 сентября оркестр сыграет восемь концертов в шести городах Европы: Берлине, Хельсинки, Люцерне, Ансфелдене (город, в котором родился Антон Брукнер, концерт посвящен двухсотлетию со дня рождения великого композитора), Братиславе, Вене. Новый, сто седьмой и двадцать третий с Вельзером-Местом сезон КСО начнется 19 сентября программой из произведений С.Прокофьева, Р.Шумана, П.Чайковского. Но об этом — в будущих выпусках Музыкального обозрения. Я остался под огромным впечатлением от встречи с КСО и намерен в будущем сезоне продолжить знакомство с этим замечательным коллективом. И вам, дорогие читатели, очень рекомендую последовать моему примеру!

Nota bene! Абонементы на концерты Кливлендского симфонического оркестра сезона 2024-25 годов, а также билеты на концерты этого сезона — на сайте clevelandorchestra.com, по телефонам 216-231-1111 и 800-686-1141 или в кассе по адресу: 11001 Euclid Ave., Cleveland, Ohio 44106. Билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу 7 августа.