Welcome back, Акрам Хан!

“Creature” и “XENOS”

Акрам Хан в спектакле “XENOS”. Фото - Жан-Луис Фернандес
Акрам Хан в спектакле “XENOS”. Фото - Жан-Луис Фернандес

Главным событием балетного сезона в Чикаго я бы назвал гастроли Английского национального балета (English National Ballet) и хореографа Акрама Хана.

12 и 13 ноября 2021 года Акрам Хан покажет моноспектакль 2018 года “XENOS” – его последнюю работу в качестве танцора. Балет о солдате Первой мировой войны раскрывает красоту и одновременно ужас человеческого существования. Балансируя между классическим балетом и современным танцем, спектакль показывает место человека между Востоком и Западом, прошлым и настоящим, мифологией и новейшими технологиями, перед которыми он до сих пор пребывает в удивлении и смятении. Акрам Хан говорит: “Ксенос в переводе с греческого – “иностранец” или “незнакомец”. Ксенофобия – это отражение моих мыслей о сегодняшнем мире”. В спектакле участвует квинтет музыкантов в составе: Б.С.Манджунат, перкуссин; Адития Пракаш, вокал; Нина Харриес, контрабас; Кларис Рарити, скрипка; Тамар Осборн, саксофон.

Акрам Хан в спектакле “XENOS”. Фото - Жан-Луис Фернандес
Акрам Хан в спектакле “XENOS”. Фото — Жан-Луис Фернандес

24, 25 и 26 февраля 2022 года в Чикаго состоится эксклюзивная североамериканская презентация (международная премьера) балета Акрама Хана “Creature” – первого после “Жизели” и третьего, созданного для Английского национального балета (совместная постановка с Opera Ballet Vlaanderen). Сопродюсер постановки – лондонский театр Sadler’s Wells, партнер – театр “Харрис” (Harris Theater). В балете “Creature” участвует Чикагский филармонический оркестр (Chicago Philharmonic, не путайте с Чикагским симфоническим!). “Creature” – история о подавлении, одиночестве и выживании человека, вдохновленная, с одной стороны, классиком экспрессионизма Георгом Бюхнером и его романом “Войцек”; с другой – тенями героев “Франкенштейна” Мэри Шелли. В блестящей творческой команде Хана – лауреат премии “Оскар” художник Тим Йип, композитор и звукорежиссер Винченцо Ламанья, драматург Рут Литтл. Хан говорит: “Образ изгоя и чужака остается главной темой моего творчества. В балете “Creature” я продолжаю изучать психологические состояния человека, связанные с чувствами тревоги, боли, ярости”.

На репетиции спектакля “Creature”. Фото - Лорен Лиотардо
На репетиции спектакля “Creature”. Фото — Лорен Лиотардо

С творчеством Акрама Хана мы знакомы по балету “Жизель” Английского национального балета. Эту потрясающую без всякого преувеличения работу мы видели в феврале 2019 года на американской премьере на гастролях театра в Чикаго. Мировая премьера балета состоялась в Манчестере в сентябре 2016 года. В 2017 году спектакль получил премию имени Оливье за выдающиеся достижения в искусстве танца. Дизайн костюмов и декораций создан лауреатом премии “Оскар” Тимом Йипом (он получил эту награду за фильм “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”, “Crouching Tiger, Hidden Dragon”, 2000). Организацией гастролей занималась умершая 3 марта 2019 года президент и исполнительный директор театра “Харрис” Патрисия Барретто.

Драматургия, музыка, пластика, эмоциональный накал… – такого прочтения “Жизели” нам видеть еще не приходилось! Действие балета перенесено в палаточный лагерь для эмигрантов. Лагерь называется “Отверженные”. Расположенная на территории лагеря ткацкая фабрика закрылась. Обитатели лагеря вынуждены заниматься развлечением хозяев. В лагере и происходят свидания работницы Жизели с Альбертом. Он появляется и уходит за Стену, и несчастная Жизель не знает, что там, за Стеной, у него есть невеста, а когда узнает, теряет рассудок, а потом и жизнь. Второй, “инфернальный”, как сказала как-то в беседе со мной Диана Вишнева, акт начинается с фабрики-призрака. Сюда приходит Альберт, сюда стекаются призраки фабричных работниц, здесь воссоединяются Жизель с Альбертом, и только здесь артисты становятся на пуанты, которые выступают как атрибуты нереального, потустороннего мира… Вместо романтической пасторали – жесткая правда жизни, вместо аристократии XIX века – хозяева жизни века XXI, вместо наивной девушки – умудренная жизнью женщина, сохранившая открытую душу и нежное сердце.

“Моя Жизель – это современная, энергичная, сильная женщина”, – говорил после премьеры Акрам Хан, а британские критики писали про “мурашки по спине, отвисшие челюсти и слезы”. Бессмертная классика в руках Акрама Хана предстает не музейным экспонатом, а современным, актуальным произведением искусства. Говоря о балетмейстере, критики подчеркивают в его творчестве объединение европейских и восточных мотивов.

На репетиции спектакля “Creature”. Фото - Лорен Лиотардо
На репетиции спектакля “Creature”. Фото — Лорен Лиотардо

Акрам Хан является сегодня одним из самых интересных хореографов мира. Сам себя он называет космополитом. Он родился в Лондоне в семье выходцев из Бангладеш. Искусству танца стал учиться с семи лет. Это был древний индийский танец катак. В тринадцать лет Хан стал участником спектакля Питера Брука “Махабхарата”, с которым гастролировал по миру с 1987 по 1989 годы. Учился в De Montfort University и Performing Arts at the Northern School of Contemporary Dance. В августе 2000 года основал балетную компанию (Akram Khan Company). Премьера его первого балета “Kaash” состоялась на Эдинбургском фестивале в 2002 году. В 2008 году он поставил танцевальную драму “in-i” в Королевском национальном театре Лондона, где его партнершей была французская актриса Жюльетт Бинош. Дважды танцевал с легендарной французской балериной Сильви Галлем. В 2012 году труппа Хана участвовала в церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне. В настоящее время хореограф состоит в штате Sadler’s Wells Theatre.

Эскиз костюма к спектаклю “Creature”. Фото - Джейсон Белл
Эскиз костюма к спектаклю “Creature”. Фото — Джейсон Белл

Английский национальный балет – гастролирующая по миру танцевальная труппа. Акрам Хан дебютировал в ней в 2014 году с двадцатипятиминутной композицией “Dust” о женщинах, работавших во время Первой мировой войны на заводе по производству оружия. Художественный руководитель Английского балета – приглашенная прима-балерина Королевского балета, испанская балерина Тамара Ройо. “Жизель” – первый полномасштабный двухчастный балет, созданный Ханом для танцевальной компании, а Чикаго – единственный город в США, где в 2019 году впервые за тридцать лет прошли выступления труппы. С нетерпением жду возвращения театра и любимого хореографа!

Nota bene! Все спектакли пройдут в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance). Билеты – по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или по электронной почте info@harristheaterchicago.org. Адрес театра: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.