Война и вокруг войны…

Часть вторая. Немецкая волна и Пражская весна

Влад Гудин

После умиротворенной Литвы мой путь лежит в Чехию, где у меня дела, но до этого еще предстоит заехать в немецкий Дюссельдорф – провести там хорошо известную в Чикаго интеллектуальную командную игру IQ-BATTLE.

Перелет на Люфтганзе из Вильнюса до Дюссельдорфа через Мюнхен запоминается только одним – в отдельно взятой Германии масочный режим отменяют только с 1-го июня, так что пассажиры понуро страдают от опостылевшего печального маскарада. Я, конечно, филоню, но в меру – могут и полицию на земле вызвать…

Вот и он – как говорят наши эмигранты, “Дюссель”. Вторая часть этого названия, оказывается, означает деревню. Я и не знал… Никакой деревни, естественно, давно нет. Есть модерновая столица Вестфалии на Рейне, хоть и не очень, но крупный город, ставший центром из-за того, что соседний большой Кельн сильно разрушили союзники массированными бомбардировками конца войны. В легендарный Кельн на пару часов мы попадем немного позже, а пока мой старый добрый знакомый по имени Гена, поэт, актер и успешный бизнесмен, обустраивает меня на своей “дачке”. Домой к нему нельзя – там живет семья из Украины, которую Гена приютил на неопределенный срок. Зато живописная дача – в самом сердце Дюсселя, внутри ухоженного дачного поселка! Это тоже открытие для меня – я совершенно не знал про немецкую традицию: внутри городов там целая сеть подобных дачных поселков. “Дачка” – мила и умеренно комфортабельна, включая огородик, отопление и горячую воду.

С Геной у нас давняя дружба. В середине 80-х мы играли в любительском молодежном театре, параллельно учась в институте, а потом… он исчез! Его искали с милицией… Еще года через два Гена нашелся, представ перед всеми в совершенно новом виде. Как выяснилось, произошла совершенно фантастическая история, похожая на шпионский триллер, но оказавшаяся правдой. На почве глубоко несчастной любви и неподъемных карточных долгов Гена решился на отчаянный шаг. С маленьким чемоданчиком он добрался до Калининградской области и там, воспользовавшись приближающимся полным развалом СССР и бардаком всюду, включая пограничье, совершил подкоп под колючими проволоками с током при помощи детского совочка, купленного в ближайшем универмаге! Поверить в это действительно нелегко, но план удался! Причем все это случилось средь бела дня буквально в 300-х метрах от ближайшей погранзаставы. Впрочем, чемоданчик Гена к месту подкопа взять не решился, так что затем вещи были обнаружены местными КГБ-истами в номере гостиницы, оттуда Генчик и стартовал в универмаг за орудием страшного преступления… Дальше у него была масса приключений в Польше и других смежных странах. Но Гена с честью прошел через все. В конце концов, он попал в Германию, преодолел все эмигрантские тяготы, обзавелся прекрасной семьей и сейчас владеет в Дюсселе большим мебельным магазином-выставочным залом, одновременно проводя в нем пару раз в месяц ту самую игру IQ-BATTLE. Про свои захватывающие похождения он написал впечатляющие мемуары, но сейчас мы о другом.

Следующим утром Гена показывает мне свой город на оживленно-судоходном Рейне. Длинная набережная, эффектная телебашня, мосты, корабли и наш двухэтажный экскурсионный автобус, где, в том числе на русском, рассказывают обо всех достопримечательностях… Вход в автобус для беженцев из Украины бесплатный, их тут много, их ждут, а украинских флагов на улицах не намного меньше, чем в Вильнюсе.

Игра вечером проходит на “ура”. Одна из команд – также украинцы, уехавшие от войны. Они играют у Гены совершенно бесплатно, а весь доход за прошлую игру он перечислил в фонд помощи Украине. Вечером мы едем на его машине в Кельн. Чуть больше получаса по шоссе – и я стою на ступеньках Кельнского собора. Того самого…

Следующим ранним утром – мой самолет в Прагу. Сюрприз – такой очереди на проверку перед самолетом я не видел даже в разгар карибского сезона в аэропорту Чикаго! Грубо нарушая порядок и покой чопорных немцев, покорно стоящих между лентами очереди, я чудом успеваю на мой рейс. И… вот она – Злата Прага, в которую я так давно мечтал попасть хоть на день! Именно один день у меня тут и есть. Великолепный старинный центр, также разукрашенный украинскими флагами всех размеров, прогулочный катер по красивейшей Влтаве, большой бокал пива в ресторанчике (неужели я выпил весь – я же вообще не пью!) и чашка кофе на берегу по цене 10 евро (кто же знал-то, мама дорогая!)… Но традиционное свиное колено в другом ресторане, расположенном в глубине невероятно привлекательного дворика, помогает мне смириться с расходами ради слияния с чудесной аурой весенней Праги, заполненной ныне родной русско-украинской речью…

Утреннее пражское такси, вокзал с внушительной лепкой и проходящий поезд из Будапешта, который доставит меня в Брно… Но об этом – в следующий раз!