Следующая остановка – Чикаго!

Перед началом нового сезона ЧСО

Чикагский симфонический оркестр. Фото - Тодд Розенберг
Чикагский симфонический оркестр. Фото - Тодд Розенберг

23 сентября начинается новый, сто тридцать первый сезон Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). За дирижерский пульт оркестра впервые с февраля 2020 года встанет его музыкальный руководитель Риккардо Мути. Предстоящий сезон станет для маэстро двенадцатым. Будет много интересных концертов, премьер, событий. Обо всех программах сезона я буду регулярно рассказывать в будущих выпусках Музыкального обозрения. Сегодня – о руководителе, тех, кто покидает оркестр, и о новых-старых лицах оркестра.

Для Риккардо Мути 2021 год – особый. 28 июля маэстро отметил восьмидесятилетие со дня рождения, в августе – пятидесятилетие со дня дирижерского дебюта с Венским филармоническим оркестром. Они встретились впервые на Зальцбургском музыкальном фестивале в 1971 году. По приглашению Герберта фон Караяна Мути дирижировал оперой “Дон Паскуале” Г.Доницетти. Это была любовь с первого взгляда. С тех пор ни одного сезона в Зальцбурге не прошло без участия итальянского маэстро. Всего Мути дирижировал оркестром более двухсот семидесяти раз. Больше концертов было только у самого Караяна. Как известно, у Венского филармонического нет музыкального руководителя. Приближенные к музыкантам оркестра люди говорят, что если бы такая должность существовала, ее бы занял Риккардо Мути. Оркестранты уважают и ценят маэстро, и маэстро отвечает им взаимностью. В честь юбилея дирижера Венский филармонический оркестр организовал тур по дорогим для Мути городам Италии. 9 мая дирижер выступил с оркестром в Равенне (Teatro Alighieri) – городе, который Мути называет своим домом и где он регулярно дирижирует Молодежным оркестром Луиджи Керубини; 10 мая состоялся концерт во Флоренции, где в Teatro del Maggio Musicale Fiorentino маэстро был музыкальным руководителем с 1968 по 1980 годы; 11 мая оркестр с маэстро сыграл концерт в Милане на сцене театра Ла Скала, художественным руководителем которого Мути был с 1986 до 2005 года. Программа итальянского турне была весьма традиционной: концертная увертюра “Морская тишь и счастливое плавание” Ф.Мендельсона, Четвертая симфония Р.Шумана, Вторая симфония И.Брамса.

В августе в Зальцбурге маэстро Мути был главной звездой. Его поздравляли, им восторгались, концерты с его участием стали кульминацией фестиваля. 13, 15 и 16 августа в концертной программе Большого фестивального зала прозвучала Торжественная месса Л.ван Бетховена. За дирижерским пультом Венского филармонического стоял Риккардо Мути, а солистами были хорошо нам знакомые исполнители: Роза Феола, сопрано; Алиса Колосова, меццо-сопрано; Дмитрий Корчак, тенор; Ильдар Абдразаков, бас. По словам маэстро, исполнение Торжественной мессы Бетховена в наше непростое время призвано придать слушателю “немного надежды и счастья”. Дирижер говорит: “Возможно, я не вечен, но это меня не остановит. Дарить людям прекрасное – вот моя главная миссия”.

Надо сказать, что эта программа планировалась с ЧСО. Именно чикагский оркестр по первоначальному плану должен был отправиться на Зальцбургский фестиваль и там к нему должен был присоединиться маэстро. Увы, в дело вмешалась пандемия, и зарубежные гастроли чикагского оркестра были перенесены на будущие сезоны.

Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг
Риккардо Мути. Фото — Тодд Розенберг

Во время одной из репетиций 15 мая Риккардо Мути и Венский филармонический оркестр были удостоены зрительской премии “Romy 2021” с формулировкой “за лучший телевизионный момент года”. Речь идет о традиционном Новогоднем концерте Венского филармонического оркестра 1 января 2021 года. Такими концертами маэстро Мути дирижировал шесть раз.

В середине августа в Зальцбурге маэстро Мути была вручена Золотая медаль за заслуги перед Австрийской республикой. По поручению президента Австрии медаль вручал губернатор федеральной земли Зальцбург Вилфрид Хаслауэр. Он сказал: “После полувека дирижирования в Зальцбурге мы с гордостью и благодарностью говорим об искренней, взаимной дружбе между маэстро Мути и городом Моцарта”.

1 и 2 сентября в Имоли и Равенне маэстро Мути дирижировал Молодежным оркестром Луиджи Керубини; 12 сентября в Равенне, 13 сентября во Флоренции и 15 сентября в Вероне участвовал в концертах, посвященных семисотлетию со дня смерти Данте. Следующая остановка – Чикаго!

После двадцати четырех лет служения ЧСО в сентябре на пенсию уходит концертмейстер секции арф Сара Баллен. Она родилась в Лонг-Айленде (Нью-Йорк). Дипломы бакалавра и мастера получила в Джульярдской школе. Карьеру музыканта начала в 1981 году, став концертмейстером секции арф Симфонического оркестра Юты. С 1987 по 1997 годы была первой арфисткой оркестра Нью-Йоркской филармонии. Педагог, камерный исполнитель, член жюри многочисленных международных конкурсов. Одна из лучших арфисток XX века по версии журнала “Harp Column”. В прошлом – руководитель отделения арфы Манхэттенской школы музыки. Профессор отделения арфы Roosevelt University. Автор бестселлера “Principal Harp: A Guidebook for the Orchestral Harpist”. Концертмейстер секции арф ЧСО с 1997 года. Участвовала в более чем двадцати международных турах ЧСО. Солировала в Концертах для арфы с оркестром А.Хинастеры (дирижер – Д.Баренбойм) и Танцах для арфы и струнных К.Дебюсси (дирижеры – П.Булез и Р.Мути, последний – в 2018 году). Последний концерт с ЧСО сыграла 15 августа на Музыкальном фестивале Равиния. Как и все музыканты ЧСО, она будет удостоена медали Теодора Томаса за выдающиеся заслуги. Награждение состоится на одном из концертов в новом сезоне. После выхода на пенсию Сара Баллен планирует переехать в Портленд (штат Орегон), поближе к своим близким. Она планирует в частном порядке продолжить преподавание.

Сара Баллен. Фото - Тодд Розенберг
Сара Баллен. Фото — Тодд Розенберг

О предстоящем весной 2022 года уходе на пенсию объявил дирижер и хормейстер Чикагского симфонического хора с 1994 года Дуайн Волф. Маэстро подготовил с хором более ста пятидесяти программ для концертов в Симфоническом центре, на Музыкальном фестивале Равиния, в парке “Миллениум”, для гастролей в Нью-Йорке и Берлине. Волф работал с музыкальными руководителями ЧСО сэром Георгом Шолти, Даниэлем Баренбоймом, Риккардо Мути, дирижером-лауреатом Пьером Булезом, Бернардом Хайтинком, музыкальными руководителями фестиваля Равиния Кристофом Эшенбахом и Джеймсом Конлоном, многими прославленными дирижерами, в разные годы стоявшими за пультом ЧСО, готовил хор для многочисленных записей на студиях Deutsche Grammophon, London, Sony, Teldec, CSO Resound. В сезоне 2021-22 годов ЧСО проведет ряд концертов-чествований выдающегося хормейстера.

Кто-то уходит, а кто-то возвращается. 28 июня на должность вице-президента оркестра вернулась Кристина Рокка. В связке с музыкальным руководителем Риккардо Мути она снова будет заниматься планированием репертуара и согласованием сроков с солистами. Напомню, Рокка работала в ЧСО с 16 марта 2015 года до октября 2020 года, а пандемийный год провела в Лондоне в должности художественного руководителя Лондонского филармонического оркестра.

Впервые в истории ЧСО ввел новую позицию – артист-резидент (Artist-in-Residence). Им стала замечательная американская скрипачка, лауреат трех премий “Грэмми” Хилари Хан. Двухлетний контракт с Хан продлится до 30 июня 2023 года. В новой роли мы встретимся с Хан в декабре, когда она будет солировать в Скрипичном концерте А.Дворжака. На весну 2022 года запланирован сольный камерный концерт Хан в Симфоническом центре, а также два концерта в новой бесплатной серии для самых маленьких зрителей “Bring Your Own Baby (BYOB)”.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на осенние концерты сезона 2021-22 годов Чикагского симфонического центра – на сайте www.cso.org или по телефону 312-294-3000. Все концерты проходят по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.